Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

В лагпункте остановка!


В КОНЦЕ ИЮНЯ «Красноярский комсомолец» сообщил, что от причала Красноярского речпорта в очередной рейс отправился теплоход «Латвия». В обычной ситуации подобный факт едва ли заслуживал внимания. Но в том-то и дело, что ситуация была необычна: впервые Красноярский «Спутник» и общество «Мемориал» организовали круиз «Память» по местам массовых репрессий в нашем крае.

Нетрадиционная идея родилась в Бюро молодежного туризма, которое по большей степени ассоциируется с развлекательными мероприятиями и путешествиями. На »тот раз тон круиза предполагался качественно иным. В Красноярсхом «Мемориале» за идею ухватились. И в итоге... Впрочем, об итогах лучше всего расскажет участник круиза. Наш корреспондент обратился к заместителю председателя Красноярского БММТ «Спутник» Дмитрию НИКИФОРОВУ:

— Не первый год «Спутник» организует маршрут по Енисею «Полярная звезда», Круиз «Память» решили сделать продолжительнее обычного и по времени — 20 дней вместо 15 — и по расстоянию — конечным пунктом наметили Усть-Порт. Общество «Мемориал» подготовило необходимые материалы по всем стоянкам. «Спутник» взял на себя оргвопросы и комплектование групп. Капитан «Латвии» разработал детальный маршрут круиза.

Не обошлось, правда, без накладок. 80 путевок взяло Литовское бюро «Спутник» — интерес прибалтов понятен, ведь в годы сталинских репрессий на енисейские берега были высланы многие тысячи литовцев, латышей. Но вдруг приходит телеграмма: «В связи с осложнившимися отношениями между СССР и Литвой вынуждены отказаться...» В общем, вместо 80 в рейс отправились лишь 8 литовцев. Кстати, поездкой остались они довольны и кого ругали, так это свой «Спутник» за нерасторопность и перестраховку.

25 июня после краткого митинга, в котором кроме туристов приняли участие члены Красноярского «Мемориала», после богослужения по жертвам репрессий «Латвия» отправилась в путь. О всем увиденном и услышанном кратко не расскажешь.

В Туруханске побывали в музее Свердлова и Спандаряна, подивились тому, насколько условия жизни большевиков в царской ссылке были лучше, гуманнее тех, какие установила победившая партия для своих ссыльных «оппонентов». Поразило и другое: туруханские экскурсоводы «читают» по старинке, материалов по репрессиям практически нет.

В Курейке мы высадились у заброшенного сталинского пантеона — написано о нем уже немало. До 55-го года к роскошному в то время причалу должен был подходить каждый следовавший мимо теплоход. Рассказали нам историю о том. как из-за густого тумана один капитан провел свое судно мимо. За неуважение к «вождю народов» получил шестимесячную ссылку. Позже стоянку, наоборот, запретили. правда, без «ссылочных» строгостей. Лишь недавно здесь снова стали появляться туристы.

На литовском кладбище, затерянном на болотах, побывали в Игарке. Вообще- то здесь три кладбища, на самом большом около 500 могил, с двух-трехметровыми деревянными крестами. Старый, некогда сосланный в Игарку литовец сказал, что в иные месяцы дня не проходило, чтоб не хоронили по нескольку человек. Не было условий для жизни, но и для выживания не было.

Дудинка, Норильск, Усть-Порт, Ярцево. Енисейск— повсюду узнавали мы много нового, листая страшные и трагичные страницы прошлого. Особый отпечаток оставила в памяти стоянка в Ермакове, одном из узловых объектов стройки № 503, железной дороги — Салехард — Игарка, «сталинки», как ее называли в народе. Рассчитанный на 25 тысяч жителей — охранников, вольнонаемных, спецпоселенцев, —- поселок фактически уже не существует — одни развалины, хоть и видно, что строили основательно, на многие десятилетия. Самое страшное — дальше — по насыпи, с которой уже сняли рельсы, . в тайге. Через каждые 6—10 километров—лагерные пункты. Своими глазами увидели развалившийся карцер с дверями, обитыми железом, с глазками и запорами, покосившиеся вышки, ржавые ручные тачки и опрокинутые паровозы. Каждому дню круиза «Память» мы посвящали очередной выпуск стенгазеты. «Ермаковский» выпуск назвали: «Наш паровоз вперед летит, в лагпункте остановка...»

В течение всей поездки члены «Мемориала» снабжали нас информацией, выставляли стенды с фотографиями и копиями документов, рассказывали о системе лагерей в крае, о судьбах репрессированных людей; о депортациях и . ссылках. И если для участников круиза все эти материалы представляли больший или меньший познавательный интерес, то у «мемориальцев» был свой интерес — исследовательский. Для них круиз стал, по сути дела, экспедицией.

В подобное путешествие, понятно, решится отправиться не каждый. Наша история — все еще незакрытая рана. И все же мы мужественно должны проходить и этот маршрут. В будущем году «Память» вновь отправится вдоль енисейских берегов. Опыт есть — значит во всех отношениях сможем подготовиться лучше. Общество «Мемориал» предложило уже и свой вариант: во время плавания провести всесоюзный семинар. А готовиться мы начнем, собственно говоря, уже сегодня.

НА СНИМКАХ: кресты литовского кладбища под Игаркой; В. Г. Сиротинин — председатель Красноярского общества «Мемориал»; на месте стройки № 503 остались только развалины да разбитые паровозы, впрочем, можно обнаружить орудия труда и быта заключенных.

Фото А. Нешумаева.

 

Красноярский комсомолец 02.08.1990


/Документы/Публикации/1990-е