Дворецкая А.П., Липатова К.Ю. Норильск и Норильский комбинат в документах Государственного Архива Красноярского края: 1930-1992 годы


Часть 1. Норильск и Норильский комбинат в документах Таймырского окружкома ВКП (б) и политического отдела Норильского комбината и лагеря. 1930-1956 годы

Город Норильск возник за Полярным кругом на 2100 км к северу от г. Красноярска и в 80 км к востоку от порта Дудинка на реке Енисей. Своим существованием и развитием он обязан функционированию на его территории Норильского никелевого комбината. Комбинат, основанный в 1935 году, строился в суровых условиях Заполярья, вдали от промышленных и культурных центров и обжитых районов. Предполагаемая стоимость комбината в то время оценивалась в 1100 млн. рублей, из которых до 1940 года было освоено 290 млн. руб., направленных почти исключительно на строительство подсобного и вспомогательного хозяйства. В 1940 году капиталовложения в строительство Норильского комбината составили 123, 5 млн. руб.

Норильский промышленный район по своим природным богатствам представлял исключительный интерес для советского государства. Никель, медь, кобальт и другие металлы, необходимые для производства военной продукции, а также каменный уголь являлись значительным стимулом для освоения и развития этого района.

К сожалению, история строительства Норильска и функционирования Норильского комбината освещена недостаточно. Традиционно источниковая база исследований по истории Норильского комбината и лагеря состоит большей частью из воспоминаний бывших заключенных, а также других личных свидетельств жертв системы, акцент в которых делается на трагических особенностях содержания их в лагере. Далеко не всем и в настоящее время доступны источники ведомственного характера, содержащие сведения о работе и функционировании комбината и лагеря как одной из структур ГУЛАГа. В связи с этим по-прежнему остается малоизученной тема экономического развития Норильского промышленного района, формирования городской территории и условий жизни горожан. Документы Государственного архива Красноярского края существенно дополняют воспоминания тех, кто волею судьбы оказался за Полярным кругом.

Предистория освоения Норильского промышленного района, строительства комбината и создания г. Норильска нашла свое отражение в документах Таймырского окружкома ВКП (б) за 1930-1940 годы. В информации о производственно-политическом состоянии партийной организации Норильскстроя, актах обследования, докладных записках окружкома ВКП (б) за 1930-1932 годы можно почерпнуть сведения об общем составе рабочих и служащих, жилищно-бытовых условиях их проживания, снабжении строительства продуктами питания и промышленными товарами, строительными, горюче-смазочными материалами. Документы фиксируют попытки местных чиновников наладить хоть какой-то барачный быт, создать систему самозаготовок и распространить ее на снабжающие предприятия, ввести рабочее снабжение и открыть пункты общественного питания.

Документы свидетельствуют, что сплав леса, перевозки грузов осуществлялись в то время конным и оленьим транспортом. В эти годы при проведении геолого-разведочных, буровых работ начинают использоваться тракторы. В материалах окружкома партии за 1932-1933 годы имеются графики буровых работ и работ по проходке штолен, докладные записки главного инженера комбината с анализом запасов меди, никеля и платинных металлов Норильского месторождения. Вместе с тем анализируются проблемы, связанные с развитием месторождения: отсутствие оборудования, расходных материалов, отставание в развитии транспортной инфраструктуры, строительстве производственных и жилищных объектов, незаинтересованность краевых чиновников в строительстве. В резолюции совещания при Таймырском национальном исполкоме по результатам обследования Норильского месторождения от 12 июля 1932 г. предлагается форсировать строительство уже в 1933 году (московская комиссия предлагала начать строительство промышленных объектов только в 1934-1935 годах), а также забросить часть оборудования в текущем 1932 году, начать разведочные работы в устье реки Пясино и проведение узкоколейной железной дороги на участке Норильск-Часовня.

В протоколе заседания Таймырского окружкома ВКП (б) от 21 сентября 1932 г. рассматриваются точки зрения на развитие Норильского промышленного района. Указывается, что без развития транспортных путей (постройки узкоколейки, шоссе) невозможно создать рентабельное производство. Доклад главного инженера от 15 июня 1933 г. свидетельствует, что в 1933 году были продолжены геолого-разведочные работы, которые велись параллельно со строительством, закончен ленинградскими проектными организациями проект дороги, готовился к эксплуатации Южно-Таймырский водный путь, осенью должно было начаться проектирование строительства комбината. В течение 1934 года необходимо было осуществить закупку и завоз оборудования. Само строительство планировалось начать в 1935 году. Заключение о разведанности Норильского месторождения и дальнейшем направлении производственных работ за 1933 год (авторство документа не установлено) свидетельствует, что ряд геологов считал, что форсирование строительных работ привело к разбазариванию денежных средств и закупке оборудования, непригодного еще к промышленной эксплуатации. В то же время отмечалось, что без развития транспортной инфраструктуры все работы в Норильске встанут, и как строители, так и геологи окажутся в транспортном параличе. Будущее виделось за проведением шоссейной дороги и использованием автотранспорта. При этом указывалось, что строительство такой дороги при наличии почти на всем протяжении местных строительных материалов обойдется стране дешевле, чем проведение железной дороги, которая в условиях Крайнего Севера очень громоздка в использовании: имеет свойство вспучиваться от морозов и требует больших затрат на ремонт и обслуживание. В документе обращалось внимание и на отсутствие на строительстве условий для проживания рабочих, недостаток продуктов питания.

Представленный начальником Таймырского треста ГУСМП отчет Южно-Таймырской экспедиции за 1934 год освещает особенности освоения реки Пясино и транспортировки по ней грузов вглубь тундры на строительство комбината. В отчете даются характеристики предполагаемых к перевозке грузов, объемы их транспортировки, приводится примерный график движения судов в караване. Там же упоминается об объектах капитального строительства, приводятся расчет капиталовложений и технология перевозки грузов.

В представленных в фонде тезисах доклада о развитии Таймырского национального округа приводятся основные характеристики строительства за 1931-1934 годы: сведения об объемах различного рода работ, видах строительства, числе работающих на Норильскстрое, объеме капиталовложений.

Документы за 1935-1939 годы в составе фонда отложились в меньшем количестве, что объясняется передачей строительства Норильского комбината в систему ГУЛАГа НКВД. В основном обнаруженные материалы касаются проблем транспортировки грузов для комбината, подготовке Пясинского каравана, а также формирования социально-культурной инфраструктуры норильского поселения. В плане работы бюро Таймырского окружкома ВКП (б) на первое полугодие 1937 года требуется основное внимание парторганизации в области промышленности сосредоточить на успешном выполнении программы строительства Норильсктроя, в частности, на скорейшем окончании постройки железной дороги Дудинка-Норильск, на удешевлении выпуска консервированной продукции для нужд комбината Усть-Портовским заводом.

В протоколах заседаний бюро окружкома партии от 29 мая 1938 г., 28 июня и 8 декабря 1939 г. поднимаются вопросы об организации поселкового Совета, создании школы-десятилетки в Норильске, снабжении поселка продуктами питания и введении карточной системы. Наряду с социальными вопросами окружком партии 29 мая 1937 г. решает вопросы обеспечения кадрами строительства из числа местного населения и заготовки мяса и рыбы для нужд строительства. 15 августа этого же года окружкомом ВКП (б) принимается решение об увеличении ежедневной перевозки строительных материалов Норильскстрою до 100 вагонов в сутки. 30 июля 1939 г. и 6 мая 1941 г. на бюро ставится вопрос о подготовке Дудинского порта и причалов к погрузке угля, 8 декабря 1939 г. – о работе Норильской железной дороги. Документы свидетельствуют, что инфраструктура, переданная НКВД вместе со строительством Норильского комбината в 1935 году, была весьма незначительной. Сложнее по местным документам ответить на другой вопрос: насколько необходимой была передача стройки в ведение НКВД, ведь у правительства и до этого были свои планы на развитие этого района. Очевидно только стремление всех ветвей власти к форсированному освоению месторождения, что в отдалении от основных промышленных узлов, порождало массу трудностей.

Намного четче местные таймырские документы отвечают на вопрос о рентабельности норильского строительства во второй половине 1930-х годов. В постановлении бюро Таймырского комитета партии от 21 июля 1937 года зафиксировано невыполнение плана капитального строительства почти по всем существующим объектам. За первое полугодие план выполнен только на 39,6 процентов, и вместо вложения в строительство 28 миллионов освоено чуть более 11 миллионов. Был отложен пуск железной дороги, кирпичного завода, временной электростанции. Отсутствовало гражданское строительство, заложенное в плане на 1937 год, а также замедлились темпы горных работ. В протоколе заседания бюро от 8 октября 1938 г. отмечается, что годовой план строительства за три квартала этого года выполнен всего на 50 процентов. Невыполнение плана партийными органами объяснялось неправильной организацией использования рабочей силы, отсутствием плановости в работе и вредительством в строительстве. Для искоренения вредительства в течение 1938 года было вынесен ряд требований об ужесточении не только лагерного режима, но и проверке всего инженерно-технического персонала. В постановлении бюро от 11-12 мая 1939 г. «О состоянии Норильского исправительно-трудового лагеря» обращается внимание на недостатки в организации режима и быта заключенных.

В предвоенные годы, как известно, была введена в строй первая очередь Норильского полиметаллического комбината. Из протоколов пленумов, отчетов о работе Таймырского окружкома партии за 1940-1941 годы мы узнаем о темпах преобразования норильского района. Строительство комбината имело огромное хозяйственное значение для страны. Только в 1939 и 1940 годах на стройку было отпущено по 120 млн. руб., если в 1938 году в поселке работало около 500-600 человек вольнонаемных, то в 1940 году их уже насчитывалось более 6000 человек. В 1939 году пущен в эксплуатацию малый металлургический завод, электростанция, кислородный завод. Норильским углем в 1939 году уже частично снабжался северный морской флот, а также речные суда. В самом поселке были построены первые двухэтажные каменные дома, баня, детский сад. Улицы вымощены камнем, по ним ходили грузовики и легковые машины, и даже два автобуса.

Работы по строительству второй очереди этого комбината были продолжены в годы Великой Отечественной войны. 29 апреля 1942 г. норильчане выдали первый большой никель. В итоге напряженной работы в самый короткий срок ими был освоен открытый способ добычи руды, который до этого считался невозможным в условиях Заполярья. К 1945 году производство меди и никеля выросло в 12 раз.

В Государственном архиве Красноярского края находится на хранении фонд «Политический отдел Норильского исправительно-трудового лагеря МВД СССР». В документах отражены основные этапы развития Норильского комбината и поселения с 1939 по 1956 годы, обсуждаются вопросы функционирования комбината и лагеря в системе ГУЛАГа.

Норильский комбинат в 1941 году включал в себя: три угольные штольни, три рудные, столько же рудных в стадии строительства, карьеры песчаника и известняка, малый металлургический, кислородный, коксовый и ремонтно-механический заводы; агломерационную и опытную обогатительную фабрики; временную электростанцию; цехи водоснабжения и водоотопления, электроремонтный, ремонтно-строительный; химическую лабораторию. Архивные источники дают сведения по строительству и работе отдельных хозяйственных объектов. Кроме этого, достаточно подробно представлены общие сведения о контингентах заключенных, работавших в Норильске. Документы позволяют восстановить статистические данные по численности, смертности, побегам и профилю трудового использования заключенных. Они фиксируют особенности содержания заключенных в лагере. Отдельно представлены документы, в которых освещается обстановка в поселке Норильск. Показано развитие инфраструктуры населенного пункта: работа средней школы, открытие механического техникума, деятельность драматического театра. Анализируются особенности формирования режимного поселения, где большая часть населения состояла из тех, кто отсидел, и тех, кто их охраняет.

Наибольший интерес для исследователей представляют протоколы партийных конференций, совещаний Норильского лагеря, докладные записки и отчеты политотдела Норильлага в политотдел ГУЛАГА НКВД СССР. Так, в докладной записки политотдела от 29 сентября 1941 г. представлены сведения обо всех основных объектах капитального строительства, о планах грузоперевозок, корректировке объемов работ в связи с военным временем. Отдельно перечисляются проведенные мероприятия по укреплению лагерного режима: о пересмотре списков бесконвойников, разукрупнении лагерей, об ужесточении лагерного режима в отношении заключенных т.н. «особого контингента» (бывших офицеров прибалтийских стран), о переводе частей ВОХра на военное положение. В докладной записке политотдела от 18 февраля 1943 г. представлены сведения о выпуске первого никеля, об итогах работы в 1942 году по производственной деятельности, о выполнении производственного плана и трудовой дисциплине работников завода, числе аварий и простоев. В докладной записке политотдела от 29 января 1945 г. фиксируются просчеты и неудачи по выполнению программы капитального строительства, анализируются себестоимость выпускаемой продукции и производительность труда за 1943-1944 годы, травматизм на производстве, описывается снабжение рабочих и заключенных продуктами питания. В этих и других докладных записках подробно характеризуется работа лагеря, состояние зон, показывается увеличение численности заключенных и расширение сфер деятельности трудового контингента, а также описываются крайне суровые условия содержания заключенных, фиксируются массовые побеги осужденных.

Представляют интерес для исследователей также протоколы совещаний при начальнике политотдела Норильлага НКВД СССР за 1943-1956 годы, протоколы собраний партийных организаций управлений комбината и лагеря, строительства, оперативного отдела Норильлага НКВД о борьбе с побегами заключенных, об улучшении физического состояния осужденных, о состоянии лагеря, строительстве общежитий и бараков для рабочих, снижении себестоимости продукции на предприятии, об изменениях, произошедших в 1953-1956 годах в системе ГУЛАГа, о переводе норильских предприятий на вольнонаемный труд. Итоги деятельности Норильского комбината и лагеря подводились на собраниях партийного актива, партийных конференциях Норильского лагеря. Впечатляют темпы строительства, объемы выпускаемой продукции. Приводимые в документах цифры и факты не дают усомниться в истинности содержащейся в них информации. Ведь в них подробно рассматривались вопросы выполнения производственных планов, финансового положения комбината, указывались приоритеты развития, просчеты и недостатки по выполнению программы капитального строительства. Анализировалось состояние лагеря, численность, трудовое использование и производительность труда, факты нетрудоспособности и смертность, питание, бытовые условия заключенных.

Документы фиксируют основные тенденции развития Норильлага, связанные с форсированием экономического развития региона и переводом на частичное самостоятельное снабжение его контингентов. Резкое увеличение количества узников способствовали ухудшению условий содержания заключенных. Ужесточение режима содержания, резкое снижение норм обеспечения питанием и одеждой, увеличение уровня заболеваемости и смертности вели к массовым побегам узников.

При анализе подобного рода документов необходимо согласиться с С. Эртцем, который в статье «Строительство Норильского комбината с 1935 по 1938 гг.: становление крупного объекта экономической системы ГУЛАГа», размещенной на сайте Красноярского отделения общества «Мемориал», доказывает, что Норильстрой с самого начала функционировал как чисто экономический объект. Использование труда заключенных было всего лишь одним из элементов производственной системы, необходимым для решения экономических задач. При таком подходе использование труда осужденных в качестве рабочей силы объяснялось в первую очередь экономической целесообразностью. В этом свете становятся понятными как факты ужесточения режима в целях повышения производительности труда, ликвидации побегов осужденных, так и беспокойство руководства лагеря об относительном улучшении бытовых условий и питания заключенных, строительстве для них новых бараков. Например, создание подсобных хозяйств и совхозов, как например, совхоза «Курейка», было призвано не только обеспечить пропитанием работающих на комбинате, но и принять нетрудоспособных заключенных, женщин, стариков и детей, которые только мешали, как это не жестоко звучит, на основных объектах комбината и снижали производительность труда.

Представляют интерес также протоколы собраний партийных организаций, входящих в структуру Норильского политотдела. Так, в протоколах собраний Красноярского отделения Норильского комбината за 1943-1956 годы имеются сведения о поступлении и отгрузке грузов Норильскому комбинату.

В протоколах заседаний и постановления Управления строительства, Норильского проектного отдела за 1943-1956 годы отложились сведения о проектировании рудников и других пусковых объектов, об обеспечении проектным материалом строек комбината, об освоении в целях судоходства реки Пясино, о проектировании и строительстве железнодорожной линии Дудинка-Норильск, Дудинского порта, объектов медеплавильного завода, обогатительной фабрики, коксохимзавода, завода строительных деталей и железобетонных изделий, кирпичного завода в послевоенное время.

Значительный интерес представляют сведения о развороте городского строительства и благоустройстве пос. Норильск в послевоенное время. Отмечаются трудности, связанные с условиями Заполярья: отсутствие необходимого уровня коммуникаций, проблемы с обеспечением рабочей силой. В отношении проектирования жилья критиковались, например, тесные кухни и ванны, большие коридоры. Отмечалось малое применение типового строительства гражданского назначения. Документы фиксируют огромные объемы жилищного строительства. Так, плановые объемы строительства только на 1952-1955 годы составляли 165 тысяч кв.м. В среднем для выполнения этого плана необходимо было вводить в эксплуатацию в год не менее 50-60 тысяч кв. м. жилой площади. Только за один 1951 год было сдано в эксплуатацию 35 тысяч кв. м. - почти в два раза больше, чем в 1950 году.

Выполнение плана, поставленных перед строителями города задач, потребовал от них перехода на поточный метод строительства, а от проектной конторы норильского комбината – определенного задела как по рабочему проектированию, так и по утверждению технических проектов. Проектировщики в спешном порядке сдавали проекты детских яслей, школ, доделывали чертежи парка, плавательного бассейна, стадиона. Строители искали пути снижения себестоимости строительства и осуществляли поиск резервов экономии: внедряли новые формы труда, технологии производства более качественных строительных материалов из местного сырья, пытались механизировать часть работ.

ЧАСТЬ 2 НОРИЛЬСК И НОРИЛЬСКИЙ КОМБИНАТ В ДОКУМЕНТАХ КРАСНОЯРСКОГО КРАЙКОМА ВКП (Б)- КПСС. 1940-1960-Е ГОДЫ

В архивном фонде «Красноярский крайком» отложились, в основном, документы за военный и послевоенный период развития норильского поселения. Основной блок документов составляют данные о строительстве и функционировании Норильского комбината. Это проекты постановлений ЦК ВКП (б)-КПСС и Совета министров СССР, переписка крайкома партии с вышестоящими министерствами и ведомствами, постановления крайкома партии.

Документы Норильского комбината тех лет фиксируют, что значительной проблемой было снабжение производства необходимыми материалами, а населения – продуктами питания и промышленными товарами. С первых дней войны к работникам речного транспорта Красноярского края были предъявлены повышенные требования по осуществлению навигаций. Особенно велика была роль такой водной артерии, как Енисей. Норильский комбинат даже обзавелся собственной флотилией и портом. Часть складов и погрузочных верфей Красноярского порта также принадлежали комбинату.

Комбинат, как показывают документы крайкома партии, строили не столько вольнонаемные работники, сколько заключенные. Основными задачами, стоящими перед лагерем, стали задачи обеспечения рабочей силой разработок богатейших медно-никелевых руд Норильского района, строительство и обслуживание крупного горно-металлургического комбината, строительство «с нуля» города Норильска, а также освоение всего Норильского промышленного района. Административной структурой, в рамках которой должны были проводиться все эти работы, являлся комбинат. Соответственно, в Норильске применялась уже неоднократно испытанная до этого момента модель крупных лагерных комплексов, основанных на использовании труда десятков тысяч заключенных, собранных для обеспечения рабочей силой крупных строительных и производственных проектов. Эта модель масштабного и целенаправленного использования принудительного труда, сформировавшаяся в первой половине 1930-х гг., в последующие годы и вплоть до смерти Сталина не подвергалась существенным изменениям.

Численность заключенных в Норильлаге с каждым годом неуклонно росла. Если в 1940 году в Норильлаге насчитывалось 20 320 заключенных, то в 1949 году – более 47 тысяч человек. В то же время количество вольнонаемных работников Норильского комбината было в разы меньше. Так, в 1943 году вольнонаемных работников насчитывалось 5197 человек, а в 1944 году - 7325 человек. В целом вольнонаемные работники работали продуктивнее, чем заключенные.

В феврале 1947 года в Норильске заработала новая радиостанция, осуществившая прямую связь с Москвой и Красноярском. Осенью запустили в эксплуатацию третью турбину ТЭЦ, построили паровозоремонтный и кирпичный заводы, закончили строительство коксохимзавода, цеха электролиза меди на малом металлургическом заводе. Началось движение по 12-ти километровой автодороге Норильск – Валек и 25-ти километровой железной дороге нормальной колеи Норильск-Кайеркан. План вложений в капитальное строительство был выполнен на 116, 3 процента. В следующем, 1948 году, план капиталовложений был выполнен уже на 149 процентов, в том числе по строительно-монтажным работам – на 134 процента, по вводу в эксплуатацию основных фондов – на 212 процентов. Вступили в строй действующих предприятий две секции большой обогатительной фабрики, рудники открытых работ: «Угольный Ручей» и «Гора Рудная», коксовая батарея и водовод Норилка-Долгое.

Страна нуждалась в чистой электролитной меди. Пущенный осенью 1949 года плавильный цех медного завода выдавал черновую медь. Быстрыми темпами пошло строительство медного завода, и в 1950 году, в конце декабря, завод выдал первую чистую норильскую медь.

Рост числа заключенных, задействованных в строительстве Норильского комбината, продолжался вплоть до 1951 года, когда был достигнут абсолютный пик числа узников - почти 73000 человек, еще 19000 заключенных находились в это время в Горном лагере.

Большим событием конца 1952 года для комбината явилось окончание строительства железной дороги широкой колеи Норильск-Дудинка. Поезд стал проходить расстояние между конечными пунктами за четыре часа. 1953 год знаменуется окончанием строительства последнего звена технологической цепочки комбината – завода по переработке шлака. В послевоенные годы активное развитие комбината вывело его на лидирующие позиции в цветной металлургии страны: уже в 1953 году комбинат производил 35 процентов никеля, 12 - меди, 30 - кобальта и 90 - платиноидов от общего производства этих металлов в Советском Союзе.

К 1954 году Норильский комбинат по выпуску никеля находился на втором месте в стране. В этот период заканчивается строительство механического завода и новой турбины ТЭЦ. Тогда же комбинат начинает переходить на вольнонаемный труд. Если в 1953 году на стройках Норильска находилось 88 тысяч заключенных, то в 1954 заключенных оставалось только 52 тысячи. В 1956 году прекратил свое существование Норильлаг. Нужно было искать замену труду заключенных, и партия обратилась к комсомолу с призывом поехать на освоение Крайнего Севера. В Норильск стали прибывать тысячами молодые люди. Только в 1956 году около семи тысяч молодых рабочих прибыло в Норильск. Многие из них со временем стали квалифицированными рабочими. Большинство рабочих учились, заканчивали без отрыва от производства средние школы, техникумы, заочный или вечерний институты. Во многих городах Советского Союза были открыты пункты организованного набора рабочих на Норильский комбинат. Пополнение новыми рабочими шло быстро, но острый недостаток жилья сказывался на ритмичной работе комбината. Однако в эти годы, несмотря на некоторое сокращение ассигнований на промышленное строительство, план выпуска комбинатом продукции непрерывно возрастал. Норильский комбинат превратился в одно из крупнейших предприятий страны, дающий более половины продукции всей цветной металлургии Совнархоза. В 1958 году доля Норильского комбината в общесоюзном производстве цветных металлов составила 62, 6 процента.

В 1958 году, после многих лет дотационной работы и зависимости от государства, комбинат стал рентабельным предприятием и дал 96 млн. руб. прибыли от реализации товарной продукции. В 1959 году Норильский комбинат выполнил государственный план по валовой продукции на 102, 1 процент, а по товарной продукции – на 103 процента. На комбинате постепенно происходило техническое переоснащение. На рудниках открытых работ был применен буровой станок норильских конструкторов – НБС-2, что позволило повысить производительность на бурении в три раза. Была пущена рудотермическая печь на никелевом заводе, рудники открытых работ получили шести-восьми кубовые экскаваторы, 150-тонные электровозы и 100-тонные думпкары. Малопроизводительные лебедки в шахтах заменялись на более мощные, шло дальнейшее внедрение шлангового крепления, пускались новые врубовые и углепогрузочные машины на шахтах, на обогатительной фабрике удлинялись шаровые мельницы. Все это позволяло повысить производительность труда, и облегчить труд рабочим. Следующий, 1960 год, также оказался успешным для Норильского никеля. План по товарной продукции коллектив комбината выполнил на 102,1 %, по производительности труда – на 102 %. В 1961 году введены в эксплуатацию новые промышленные объекты: рудотермические печи, конвертер на никелевом заводе, котлы высокого давления и турбины на ТЭЦ, газогенераторная станция, комплекс рудника «7-бис», шахта «Кайеркан-Новая».

В 1962 году всего в 20 километрах от Норильска было открыто богатейшее месторождение полиметаллических руд. Благодаря этому, комбинат получил новый источник сырья, что позволяло значительно увеличить в ближайшие годы производство никеля, кобальта и меди. Освоение месторождения требовало очень значительных затрат, однако все затраты планировалось окупить за четыре-пять лет. В этом же году началось освоение этого месторождения. Строители тянули линию электропередач, прокладывали дорогу для доставки грузов в новостройку. В 1963 году стройка в Талнахе стала заботой всех норильских предприятий. В тяжелых условиях строители выполнили очень большой объем работы, обеспечили начало проходки стволов первого Талнахского рудника «Маяк». В том же году полным ходом велось строительство Хантайской ГЭС в ста пятидесяти километрах южнее Норильска. Гидроэлектростанция должна была обеспечить в будущем растущую потребность комбината в электроэнергии. Итоги работы Норильского комбината в 1964 году следующие: план по валовой продукции выполнен на 101,5 процента, по товарной – на 100,7 процента, по производительности труда – на 101,4 процента. По-прежнему главное внимание уделялось Талнахскому месторождению.

В дальнейшем Норильский комбинат усиленно развивался. За 1964-1967 годы им было освоено 220 млн. руб. капиталовложений на строительство новых и реконструкцию действующих предприятий. За это время производство никеля возросло в 1,5 раза, меди – в 1,6 раза. Геологами Норильской комплексной геологоразведочной экспедиции и треста «Норильскнефтегазразведка» открыто крупное Октябрьское месторождение богатых медно-никелевых руд и Мессояхское месторождение природного газа.

За 1966-1970 годы, с учетом кооперированных поставок руды, комбинат обеспечил рост производства никеля в 2,1 раза; меди – в 3 раза; кобальта – на 62,5 процента и металлов платиновой группы – на 59 процентов. Прибыль комбината увеличилась в три раза. В эти годы был достигнут опережающий рост производительности труда над ростом зарплаты, а весь прирост выпуска продукции за пятилетку обеспечен за счет роста производительности труда. На комбинате проводилась большая работа по механическому перевооружению, автоматизации и механизации производственных цехов.

Общий объем капиталовложений возрос на 86,6 процентов, а по объектам производственного назначения – более чем в два раза. Все это обеспечивало поддержание Норильского комбината в статусе одного из крупнейших промышленных районов страны по производству цветных металлов. В 1969 году был построен самый северный в мире газопровод Мессояха-Дудинка-Норильск. Данное обстоятельство стимулировало перевод предприятий Норильска на газ, что являлось значительно эффективней и выгодней для производства.

Таким образом, к началу 1970-х годов Норильский комбинат превратился в промышленного гиганта с капитализацией в миллиарды рублей. Существенной была и помощь государства. Так как цветная металлургия имела огромное значение для экономики страны, вложения в эту отрасль не ослабевали и после смерти Сталина, а государство стимулировало приток новых вольнонаемных рабочих рук, несмотря на значительные материальные траты. Большое значение в развитии комбината имели комсомольские стройки. Молодые люди ехали за хорошим заработком, романтикой, по идейным причинам. В целом предприятие прогрессировало в течение всего рассматриваемого периода, давало стране необходимые металлы.

Второй блок документов Красноярского крайкома партии составляют постановления и переписка по развитию инфраструктуры самого города Норильска, свидетельствующие о социально-культурных условиях жизни населения города. Документы показывают, что с приездом большого количества вольнонаемной рабочих после 1956 года проблема нехватки жилья в Норильске стала катастрофической. Помимо жилья жители Норильска нуждались в медицинских учреждениях, школах, магазинах, культурно-бытовых учреждениях и многом другом. Необходимо учитывать, что все жилищное и социально-культурное строительство необходимо было вести в экстремальных климатических условиях.

Первый благоустроенный многоквартирный дом в Норильске строители сдали 5 мая 1942 г. На 1 января 1946 г. в поселке Норильск уже было сдано 100677 кв. м. жилья. Из них занято под квартиры было 60054 кв. м., общежития – 18653 кв. м. В 1946 году на одного человека в среднем приходилось всего 3,3 кв. м., что, безусловно, составляло очень небольшую цифру. К 1946 году из других важных для населения учреждений были построены четыре клуба и театр, занимавших площадь 3709 кв.м.; три детских учреждения площадью 1860 кв. м.; семь лечебных учреждений имели площадь 2486 кв. м. Двумя школами было занято 2269 кв. м. Три столовых занимали 750 кв. м., две библиотеки 125 кв. м. В Норильске также работал горно-металлургический техникум с количеством учащихся в 450 человек. Три коммунальные бани имели пропускную способность до 2000 человек в сутки, что было очень важно для населения. Для нужд населения существовали прачечная, парикмахерские, фотостудия, стадион.

Жилищные трудности сохранялись вплоть до конца 1950-х годов. Для расселения рабочих и служащих, прибывающих на строительство, создавалось временное жилье в виде бараков с комнатной системой, с минимальными удобствами, печным отоплением и водоразборными колонками на улицах. Еще в 1954 году свыше четырех тысяч семей не были обеспечены жильем, более восьми тысяч семей длительное время проживали в неприспособленных помещениях. В ряде общежитий рабочие не имели даже постельных принадлежностей, не было кипяченой воды, топлива. Рабочие в общежитиях жили очень скученно. С 1956 года началось усиленное строительство благоустроенного города. По итогам 1959 года строителями было сдано 66 тысяч кв. м., в 1960 году – 56 тысяч кв. м. жилья, а в 1961 году – еще 60 тысяч кв. м. Строились не только жилые дома, но и новые магазины, детские учреждения и прочие культурно-бытовые объекты. К середине шестидесятых годов в Норильске были достигнуты определенные успехи в культурном строительстве. В городе уже были плавательный бассейн, Дворец культуры, профилакторий, театр, семь клубов и два кинотеатра.

На базе Норильского горно-металлургического техникума (он вошел в состав института на правах среднетехнического факультета) приказом Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР №694 от 30 декабря 1961 г. был организован Норильский вечерний индустриальный институт. Институт готовил семь важнейших для комбината специальностей (горное дело, металлургия, обогащение полезных ископаемых, механическое оборудование металлургических заводов, горная электромеханика, электроэнергетика и технология машиностроения). В дальнейшем созданный институт вел большую работу по улучшению подготовки инженерных кадров без отрыва от производства, а также по укреплению материально технической базы института. В 1964 году в городе имелось 26 дневных школ и 10 вечерних с общим количеством учащихся в них в 27035 человек. На образование было отпущено 5808,2 тысяч руб. 60 детских садов посещали 9870 детей. В Норильске к тому времени работало девять больниц. Расходы на здравоохранение в 1965 году составили 9459 тыс. руб. На тысячу человек в Норильске приходилось 14 медицинских работников, что намного выше, чем было в целом по Советскому Союзу.

В 1960-е годы в связи с развитием Норильского промышленного района возникли новые поселки городского типа. Примером может служить рабочий поселок Талнах, который своим рождением обязан открытию талнахского месторождения медно-никелевых руд. Талнах вырос как поселок горняков, работающих на рудниках "Маяк", "Комсомольский", "Октябрьский", "Таймырский", "Скалистый". Весной 1962 года было начато строительство пятиэтажного кирпичного дома, а 7 ноября 1962 г. был заселен первый деревянный дом. В 1963 году было начато строительство клуба "Юность". Клуб строила молодежь в свободное от работы время. В августе 1963 года на берегу реки Норилки пришли мостостроители, а 17 июня 1965 г. был забит традиционный серебряный костыль, ознаменовавший конец строительства моста. По мосту прошел первый поезд. Внешний облик поселка менялся на глазах. Только в 1963 году в Талнахе были построены 12 рубленых деревянных дома, а уже в 1964 году – четыре пятиэтажных кирпичных.

Таким образом, социально-культурная инфраструктура города за рассматриваемый период времени претерпела значительные изменения. Условия жизни первых строителей Норильска были очень неблагоприятными. Значительная доля строителей состояла из заключенных исправительно-трудовых лагерей, которые были ограничены в самом необходимом: питании, медикаментах, отдыхе. Барачные условия проживания в условиях северного климата оказывали крайне негативное влияние на жизнь и здоровье строителей комбината. В годы Великой Отечественной войны государство также не могло предоставить все необходимое строителям комбината ввиду ограниченности ресурсов. Уже в 1960-е годы ситуация меняется. Начинается активное строительство жилья, а также всей необходимой для комфортной жизни населения инфраструктуры. Жители Норильска постепенно получают благоустроенное жилье. У них появляется возможность посещать учреждения культуры, отдыхать в профилакториях.

Документы крайкома партии свидетельствуют, что за несколько десятков лет вырос большой благоустроенный город со всей необходимой инфраструктурой для достаточно комфортной жизни людей, что делало Норильск привлекательным для жизни, несмотря на его месторасположение в условиях вечной мерзлоты.

А.П. Дворецкая, к.и.н,
ведущий архивист КГКУ «ГАКК»

ЧАСТЬ 3 ОБЗОР ФОНДОВ «К 60-ЛЕТИЮ Г. НОРИЛЬСКА»

Норильск, второй по численности населения город Красноярского края, имеет своё особое значение для края, а также особую историю. Норильск – крупный центр цветной металлургии. В городе ведётся добыча цветных и драгоценных металлов. Здесь находится один из крупнейших в мире горнодобывающий и металлопроизводящий комбинат – Норильский горно-металлургический комбинат (ГМК), который является и градообразующим комплексом.

Из особенностей г. Норильска, кроме его сурового климата и того, что он входит в число самых холодных городов мира, можно выделить его архитектуру. Архитектура Норильска формировалась под влиянием двух основных факторов: особенности возведения зданий на вечномёрзлых грунтах и существовании типовых проектов. Во многих зданиях города прослеживается сходство с архитектурой Ленинграда. Это объясняется тем, что в Норильск было приглашено большое количество ленинградских архитекторов, которые «задали стиль» внешнему облику этого города. Позже, в 1960-х гг., в архитектуру Норильска были внесены тенденции типового проектирования. Опыт возведения жилых домов в условиях Крайнего Севера, накопленный архитекторами и строителями г. Норильска, оказался очень полезен для последующего строительства в других северных городах не только Красноярского края, но и далеко за его пределами.

В КГКУ «ГАКК» на хранении находится значительный массив документов, которые позволяют наглядно представить историю образования и развития г. Норильска.

Интерес представляют документы следующих фондов:

Р-1386 – «Красноярский краевой Совет народных депутатов и его исполнительный комитет» (1939-1989 гг.);

П-5117 – «Норильский городской комитет КПСС» (1953-1986 гг.);

Р-2224 – «Главное управление архитектуры и градостроительства администрации Красноярского края» (1976-1977 гг.);

П-28 – «Таймырский окружной комитет ВКП (б)» (1970-1988 гг.);

Р-2430 – «Администрация Красноярского края» (1993-1998 гг.).

Об образовании и начальном этапе развития Норильского горно-металлургического комбината, а также об образовании населённого пункта для работников комбината можно узнать из исторической справки, составленной заведующим отделом Севера Красноярского крайисполкома П. Еркаловым в 1970 г. (Р-1386. Оп.1. Д.3959. ЛЛ.227-236). В справке описываются события периода Гражданской войны, когда небольшая группа молодых геологов отправилась в сибирскую тундру, где по речке Норилке были найдены пласты каменного угля и руды. В 1921 г. началось строительство порта в устье Енисея, т.к. из-за его отсутствия было затруднено освоение Таймыра. В то же время проводились изыскательные работы по строительству железной дороги Усть-Порт–Норильск.

В 1922 г. усилиями группы исследователей, в числе которых были Н.Н. Урванцев и Н. Бегичев, была определена возможность прохода морских судов с Северного морского пути к Норильску через озеро Пясино.

Первые анализы проб руд Норильска оказались настолько хорошими, что в 1925 г. в район Норильска была направлена мощная по тем временам экспедиция.

В 1929 г. окрестности Норильска были детально обследованы, вследствие чего был обнаружен ряд новых месторождений медно-никелевых руд.

В августе 1935 г. первые десятки строителей заложили основание под первое жильё и складские помещения. Строительство металлургического комбината способствовало быстрому промышленному подъёму округа. Со временем Норильск становится крупнейшим районом мирового значения по добыче цветного металла.

Большое значение имело решение об организации проектирования комбината на месте. В тяжёлых условиях, в кратчайшие по тем временам сроки, была построена узкоколейная железная дорога Дудинка-Норильск протяжённостью 114 км.

О строительстве железной дороги Норильск-Дудинка писала в 1935 г. в исторической справке «Об истории Таймырского (Долгано-Ненецкого) национального округа» работница Таймырского окружного краеведческого музея А.Е. Пичугова: «Ещё в 1935 г. из Дудинки в Норильск можно было доехать только на оленьей упряжке или собачьей. В 1936 г. началось строительство узкоколейной магистрали Норильск-Дудинка. Тяжёлый и изнурительный был труд строителей этой железной дороги. Только в 1937 г. узкоколейная дорога была построена. По ней 18 мая 1937 г. из Норильска в Дудинку вышел первый поезд. Но пурга и этот северный край не хотели покоряться человеку. Зимой линию железной дороги заносило снегом, летом подводила топкая почва. В 1948 г. узкую колею железной дороги перевели на широкую колею. В 1954 г. по линии железной дороги от Норильска до Кайеркана стали ходить электровозы, т.е. была электрифицированная железная дорога до Кайеркана» (Р-1386. Оп.1. Д.3959. Л.5).

Далее, из справки П. Еркалова, узнаём, что в 1938 г. ЦК партии и правительство принимают меры по ускорению строительства Норильского комбината, начальником которого был назначен Авраамий Павлович Завенягин.

7 апреля 1939 г. было принято решение «Об отнесении к категории рабочих посёлков населённого пункта Норильск Усть-Енисейского района Таймырского национального округа», в котором говорится о том, что в Норильске ведётся крупное строительство полиметаллического комбината, а население его достигло отметки в 2593 человека (Р-1386. Оп.1. Д.678. Л.9).

Об этом периоде развития комбината говорит и другой документ от 4 мая 1939 г., когда было принято решение о передаче освоенных рыбтрестом водоёмов Пясинской системы Норильстрою для дальнейшего развития рыбодобычи в Таймырском округе и экономического укрепления колхозов, а также в целях наиболее полного освоения рыболовецких угодий Норильско-Пясинской системы и обеспечения строительства Норильского комбината местной рыбой (Р-1386. Оп.1. Д.686. ЛЛ.143, 146).

Распоряжением СНК СССР от 16 декабря 1942 г. на баланс Норильского комбината был передан принадлежащий Енисейскому пароходству весь флот на р. Пясина и связанное с ним хозяйство (Р-1386. Оп.4. Д.46. Л.178).

8 декабря 1948 г. вышло совместное постановление исполкома Красноярского крайсовета и бюро крайкома ВКП (б) «О работе Красноярского управления гражданского воздушного Флота», по которому Норильский комбинат обязывался не позднее 1 сентября 1949 г. «закончить строительство аэродрома в Подкаменной Тунгуске, Туруханске и Енисейске», а также «считалось целесообразным» передать в ведение комбината Норильский авиапорт «Надежда» (Р-1386. Оп.4. Д.116. ЛЛ.273, 275).

Решением исполкома Красноярского крайсовета депутатов трудящихся от 10 июля 1950 г. передавались в долгосрочное пользование управлению Красноярского порта Норильского комбината МВД 6 га земель колхоза «Пятилетка» Емельяновского района в связи с необходимостью устройства пристанского склада взрывчатых материалов комбината (1386. Оп.4. Д.151. Л.262).

Значительным было принятие 19 апреля 1952 г. постановления «О создании постоянных кадров на Норильском комбинате СССР» для «дальнейшего улучшения условий для создания и закрепления постоянных кадров рабочих и инженерно-технических работников на Норильском комбинате МВД СССР Совета министров СССР», в соответствии с которым МВД СССР предписывалось обеспечить в 1952-55 гг. строительство жилых площадей, школ-десятилеток, расширение зданий больничного городка, строительство лечебных учреждений, домов отдыха, пионерских лагерей и культурно-просветительских учреждений, установление дополнительных дней отпуска продолжительностью 6 рабочих дней, а также построить в Норильске колбасную фабрику, пивоваренный завод и хлебозавод. Министерству здравоохранения предписывалось выделять работникам Норильского комбината не менее 500 путёвок ежегодно на курорты союзного значения. Главному управлению гражданского воздушного флота указывалось оборудовать для ночных полётов аэропорты воздушной линии Красноярск-Норильск, а также обеспечить с 1953 г. круглосуточное движение самолётов по этой трассе (Р-1386. Оп.4. Д.139. ЛЛ.119-121).

30 января 1952 г. вышло распоряжение Совета министров ССР об организации в пос. Норильске отделения Красноярской конторы Главкинопроката (Р-1386. Оп.4. Д.139. Л.116).

21 ноября 1953 г. было принято решение «О мерах по усилению темпов строительства г. Норильска и улучшению жилищных и культурно-бытовых условий трудящихся», в котором указывалось, что темпы строительства города резко отстают от возросших потребностей населения г. Норильска в жилой площади, культурно-бытовых учреждениях. Такое тяжёлое положение объяснялось тем, что для работы на горно-металлургическом комбинате прибыло значительное число вольнонаёмных, в т.ч. из числа амнистированных, а намеченные руководством комбината мероприятия по ускорению строительства домов и обеспечения населения жилой площадью в значительной части не осуществлялись (П-5117. Оп.1. Д.3. ЛЛ.61, 62).

Но, несмотря на то, что в Норильск и так прибывало большое количество людей для работы, 27 апреля 1955 г. выходит решение «О мероприятиях по обеспечению приёма вольнонаёмной рабочей силы на комбинат», в котором говорится о том, что на комбинате имеется недокомплект рабочих и необходимо осуществить «срочный завоз значительного числа рабочих по организационному набору» (П-5117. Оп.1. Д.27. ЛЛ.45, 46).

6 марта 1963 г. принято постановление Совета министров СССР «Об ускорении развития Талнахского месторождения медно-никелевых руд и увеличении производства меди, никеля, кобальта и драгоценных металлов на Норильском ГМК», в котором также перечислялись мероприятия по ускорению строительства комбината и по улучшению культурно-бытового обслуживания населения г. Норильска (Р-1386. Оп.4. Д.151. ЛЛ.137-144).

Примечательно принятие постановления Совета министров СССР от 15 февраля 1963 г. о признании целесообразным опытного строительства в г. Норильске жилых домов с централизованным теплоснабжением и применением кухонных электроплит (Р-1386. Оп.4. Д.208. Л.7).

Об основных показателях развития хозяйства и культуры г. Норильска в разные годы можно судить по исторической справке, составленной заместителем заведующего краевого финансового отдела М. Сухачёвым (Р-1386. Оп.1. Д.3959. ЛЛ.34, 43, 44). В 1940 г. промышленных предприятий в городе было 10, в 1950 г. – 13, в 1955 г. – 23; среднесписочное число рабочих в 1940 г. было 1774, в 1950 г. – уже 23998, в 1955 г. – 30450; каменного угля в 1940 г. было добыто 228,7 тыс. тонн, в 1950 г. – 1610 тыс. тонн, в 1955 г. – 1965 тыс. тонн; кирпича произведено в 1940 г. 2545 тыс. тонн, в 1950 г. – 59368 тыс. тонн, в 1955 г. – 26299 тыс. тонн. Улов рыбы в 1950 г. составил 7,3 тыс. центнеров, в 1955 г. – 4,5 тыс. центнеров. Электростанций в 1950 г. было 2, в 1955 г. – 4. Электроэнергии в 1950 г. было произведено 692 млн. квт, в 1955 г. – 1309 млн. квт.

В сводке о грузопотоке из г. Красноярска на Норилькомбинат за 1956 г. указано, что техматериалов было доставлено 27514 тонн, оборудования – 1985 тонн, нефтепродуктов – 15724 тонн, продтоваров – 32750 тонн, промтоваров – 7907 тонн.

В докладе старшего инспектора по здравоохранению отдела Севера исполкома крайсовета П. Бухарковой «О состоянии медицинского обслуживания районов Крайнего Севера Красноярского края» говорится о том, что на 1960 г. в г. Норильске проживало более 110 тыс. человек. В городе проводилась большая исследовательская работа, направленная на улучшение условий труда и быта населения. Был изучен целый комплекс вопросов, связанных со всеми сторонами жизнедеятельности человека в Заполярье. В результате этой работы в Норильске ежегодно начали проводить день здоровья. Значительно улучшены были условия труда рабочих на заводах и шахтах, внедрена новая технология в производстве цветных металлов. Созданы благоприятные условия для учёбы детей, изменена соответствующая система освещения в период полярной ночи, улучшено водоснабжение города, до некоторой степени компенсирована ультрафиолетовая недостаточность. Обоснованы гигиенические нормы питания для людей различных профессий. В докладе подчеркивалось, что большая работа на протяжении последних лет проводится в период летней оздоровительной кампании. Более 10000 детей вывозят из г. Норильска в пионерский лагерь «Таёжный», где одновременно отдыхает 5000 детей. Накоплен интересный опыт по санитарно-эпидемическому режиму этой крупнейшей северной пионерской здравницы (Р-1386. Оп.1. Д.3819. ЛЛ.1, 12, 13).

26 июня 1962 г. учреждена «Городская книга трудовой славы», куда было решено «заносить лучших передовиков производства, имена тех, кто своими выдающимися успехами добился высокого права называться маяком, чей опыт имеет большое практическое значение и служит примером для других, а также коллективы предприятий, цехов, бригад, участков, смен, добившихся в социалистическом соревновании наиболее выдающихся результатов» (П-5117. Оп.33. Д.6. Л.192).

14 августа 1962 г. были образованы 15 советов общественного самоуправления микрорайонов в целях «более широкого привлечения трудящихся к решению хозяйственно-политических задач по месту жительства» (П-5117. Оп.33. Д.7. Л.41, 42).

13 ноября 1962 г. принято решение о проведении в г. Норильске Всероссийского совещания-семинара по обмену опытом строительства на вечномёрзлых грунтах, на который ожидалось прибытие 200 человек-участников из различных городов и районов страны (П-5117. Оп.33. Д.8. Л.65).

21 мая 1963 г. принято решение о проведении городского фестиваля научно-популярных и документальных фильмов по тематике «Достижения науки и техники – в производство» (П-5117. Оп.36. Д.8. Л.250).

22 мая 1963 г. началась подготовка к участию в первом краевом съезде женщин, на который направлялись 20 человек из числа лучших производственниц, принимающих активное участие в общественной жизни предприятий (П-5117. Оп.33. Д.6. Л.53).

Возвращаясь к справке П. Еркалова, мы узнаём, что с 1962 г. ведётся строительство самой северной в мире Хантайской ГЭС, которая должна была дать ток Норильску и Дудинке.

С 1963 г. в Дудинку из Красноярска была перебазирована краевая контора разведочного бурения, затем в Норильске был создан трест «Норильск-нефтегазоразведка».

В 1967 г. было открыто крупное Мессояхское месторождение газа, затем ещё ряд крупных газовых месторождений (Соленинское, Казанцевское и другие).

Строительство уникального Таймырского газопровода открыло новую страницу в истории развития комбината и Дудинки. Ускоренному развитию экономики округа в немалой степени способствовало и создание на Таймыре мощных авиатранспортных предприятий – современных авиапортов, способных принимать реактивные и турбовинтовые самолёты, которые начинают действовать в Норильске и Хатанге. Кроме того, крупные аэропорты имелись в Дудинке и на Диксоне.

12 января 1965 г. рабочие посёлки Кайеркан, Талнах и Снежногорск были переданы в административное подчинение Норильскому городскому Совету депутатов трудящихся (Р-1386. Оп.1. Д.3451. Л.49).

9 марта 1965 г. принято решение, в котором обозначена необходимость мер по усилению шефской помощи предприятиями Норильского комбината колхозам Таймырского национального округа: «помощь предприятий-шефов ограничивается лишь выделением колхозам оборудования, материалов, культспортинвентаря», а помощь в организаторской работе по изысканию внутренних резервов производства, изучению экономики, путей повышения производительности труда и снижения себестоимости продукции не оказывалась (П-5117. Оп.42. Д.6. Л.107).

27 октября 1965 г. создан Норильский научно-производственный геологический совет для согласованности действий всех геологических организаций, проводящих работы в г. Норильске. Работа совета должна была согласовываться с деятельностью координационного совета, созданного в Красноярске при Красноярском государственном университете (П-5117. Оп.42. Д.11. ЛЛ.159-161).

6 марта 1967 г. был рассмотрен проект детальной планировки нового общественного центра и юго-западного района в Норильске в составе микрорайонов №№10, 11, где техсоветом отмечалась «правильность архитектурно-планировочного решения комплекса общественного центра, отвечающего специфическим природным условиям г. Норильска», а также было признано целесообразным «отказаться от 14-тиэтажных домов, заменяя их 16-тиэтажными, более экономичными и создающими необходимый контраст с 9-тиэтажной застройкой» (Р-2422. Оп.2. Д.18. ЛЛ.98-100).

2 ноября 1967 г. предприятия г. Норильска были переведены на 5-тидневную рабочую неделю (П-5117. Оп.44а. Д.13. Л.200).

19 декабря 1967 г. в структуре Норильского горкома КПСС образован строительный отдел (П-5117. Оп.14. ДД.113-115).

10 сентября 1968 г. было завершено оборудование аэропорта «Норильск». Руководством города в решении о признании работ оконченными указывалось на необходимость проведения мероприятий по благоустройству аэропорта, т.к. аэропорт – это «своеобразные ворота города и комбината, одна из главных его грузовых артерий, по которой проходит большое количество важнейших для комбината грузов» (П-5117. Оп.45. Д.16. ЛЛ.99, 100).

10 декабря 1968 г. отменили ряд спектаклей Норильского Заполярного театра драмы им. Маяковского из-за отсутствия зрителей. Вследствие этого, горкомом был сделан вывод о том, что основная функция театра – по коммунистическому и эстетическому воспитанию трудящихся – не выполняется, а также о том, что реклама театра находится в плохом состоянии, не организована широкая пропаганда спектаклей театра посредством печати и телевидения (П-5117. Оп.45. Д.18. ЛЛ.31, 32).

11 марта 1969 г. в целях улучшения руководства физической культурой и спортивной работой в городе был образован отдел по физкультуре и спорту при Норильском исполкоме горсовета депутатов трудящихся (П-5117. Оп.46. Д.6. ЛЛ.33, 34).

15 апреля 1969 г. принято решение о строительстве магистрального газопровода и объектов газификации Норильского комбината, где предусматривалось построить магистральный газопровод в 1968-69 гг. и обеспечить подачу газа в г. Норильск в конце 1969 г., для чего привлекались специализированные строительно-монтажные и проектные организации Министерства газовой промышленности, а также проектные институты (П-5117. Оп.46. Д.6. ЛЛ.150-154).

4 июня 1969 г. решением исполкома Красноярского крайсовета депутатов трудящихся города Норильск и Дудинка Красноярского края были включены в пограничную зону побережья морей Северного Ледовитого океана (Р-1386. Оп.4. Д.234. Л.120).

24 февраля 1970 г. было принято решение о проведении в Норильске V спартакиады с 4 мая по 1 сентября 1970 г. и об участии в краевой спартакиаде народов СССР в целях дальнейшего внедрения физической культуры в повседневный быт трудящихся города (П-5117. Оп.47. Д.3. ЛЛ.161, 162).

25 августа 1970 г. рабочий посёлок Талнах был преобразован в район городского подчинения – Талнахский промышленный район, что было обусловлено высокими темпами развития Талнахского промышленного комплекса, увеличением численности населения (П-5117. Оп.47. Д.6. ЛЛ.109, 110).

19 октября 1970 г. группа геологов и геофизиков была выдвинута на соискание Государственной премии СССР на 1971 г. в области науки и техники за открытие, разведку и подготовку к промышленной эксплуатации крупных газовых месторождений в Таймырском национальном округе, обеспечившим газоснабжение Норильского горно-металлургического комбината им. А.П. Завенягина, а также за строительство первой очереди газопровода Мессояха-Норильск (П-28. Оп.62. Д.5. ЛЛ.44, 45).

22 марта 1971 г. открыта спортивная школа в г. Норильске (Р-1386. Оп.1. Д.4432. ЛЛ.14, 15).

27 июля 1972 г. Таймырский рыбокомбинат реорганизован в Норильский рыбозавод в целях упрощения структуры управления и улучшения руководства рыбной промышленностью в Таймырском округе (П-28. Оп.64. Д.4. Л.136).

19 июня 1973 г. состоялось совещание, на котором обсуждались вопросы подготовки к проведению в г. Норильске выездной сессии Сибирского филиала Академии медицинских наук СССР по медико-биологическим проблемам Крайнего Севера, а также описывалась работа постоянно действующей комплексной экспедиции полярных исследований, куда входили ведущие учёные НИИ Омска, Новосибирска, Томска, Красноярска, Иркутска. Целью экспедиции было изучение вопросов приспособления человека к условиям Заполярья. Итогом обсуждения стало решение о проведении 2-4 июля 1973 г. выездной сессии филиала в г. Норильске с участием широкой общественности и руководителей предприятий города и комбината, а также учёных страны, занятых решением проблем полярной медицины (П-5117. Оп.6. ДД.85-87).

На 11 апреля 1975 г. в Норильске действовали следующие народные университеты: народный университет культуры и народный университет технического прогресса и экономики (П-5117. Оп.52. Д.18. Л.111).

28 января 1976 г. детской музыкальной школе №2 г. Норильска присвоено имя Д.Д. Шостаковича (Р-1386. Оп.1. Д.5081. Л.231).

10 марта 1976 г. было принято решение О сооружении в г. Норильске на Гвардейской площади памятника с целью увековечения памяти о массовом героизме людей, благодаря которому оказалось возможным строительство г. Норильска и горно-металлургического комбината им. А.П. Завенягина в суровых климатических условиях (Р-1386. Оп.1. Д.5087. ЛЛ.227-229).

18 апреля 1977 г. был рассмотрен проекта планировки Норильского промышленного района, в котором указываются организации, занимающиеся разработкой проекта, приводится описание проекта, заключения, замечания и предложения по нему Красноярской краевой СЭС, Енисейского речного пароходства, краевого производственного управления строительства и эксплуатации автомобильных дорог, управления Красноярского округа Госгортехнадзора СССР, Красноярского территориального геологического управления, Енисейского бассейнового управления по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыбоводства, краевого управления коммунального хозяйства, штаба гражданской обороны Красноярского края, Красноярского управления гражданской авиации, РЭУ «Красноярскэнерго» (Р-2422. Оп.2. Д.91. ЛЛ.115-161).

27 июля 1977 г. был утверждён проект планировки Норильского промышленного района, разработанного по заданию исполкома крайсовета депутатов трудящихся институтом «Гипрогор» при участии институтов «Норильскпроект», «ЦНИИЭП инженерного оборудования», «Сибгипростром» и «Института географии Сибири и Дальнего Востока». План был разработан с учётом основных направлений и специализации хозяйства района (цветная металлургия, лесоэксплуатация и комплексная механическая и химическая обработка древесины, гидроэнергетика); строительства меридиональной железной дороги на Норильск по правому берегу р. Енисей с целью освоения богатейших природных ресурсов правобережья Енисея; роста численности городского населения в районе до 650 тыс. человек (Р-1386. Оп.1. Д.5283. ЛЛ.88, 89).

16 августа 1977 г. принят ряд решений по вовлечению женщин в общественно-полезный труд, охране детства и материнства, в которых говорится о том, что «в тесном контакте работают комиссия по работе среди женщин окружкома профсоюза и Норильского городского женсовета. На совместных заседаниях рассматриваются вопросы улучшения бытовых, санитарно-гигиенических условий, о профилактике правонарушений подростками, о роли женщин в борьбе за город высокой культуры и т.д.». По инициативе городского женсовета, при ЗАГСе начинает работать лекторий для молодых семей. На предприятиях, в учреждениях создаются и начинают работать комиссии по работе среди женщин, женсоветы. Указывается на то, что система производственно-технического обучения в Норильске предусматривает все формы подготовки кадров из женского персонала. С 1974 г. при исполкоме Норильского горсовета работают межведомственные советы по охране здоровья детей и предупреждению детского травматизма (Р-1386. Оп.1. Д.5460. ЛЛ.18, 19).

12 октября 1977 г. в г. Норильске открыт филиал Красноярской художественной галереи на базе народной картинной галереи (Р-1386. Оп.1. Д.5297. Л.284).

10 мая 1978 г. утверждены цены на спектакли Норильского Заполярного театра им. В. Маяковского в Красноярске: на дневные сеансы билет стоил от 60 коп. до 1 руб., на вечерние – от 1,20 руб. до 2,50 руб. (Р-1386. Оп.1. Д.5576. ЛЛ.63, 64).

24 апреля 1979 г. принято решение о проведении Международного года ребёнка в Норильске. Целью мероприятия было привлечь внимание партии, профсоюза, комсомольских организаций и власти к проблемам охраны материнства и детства, здоровья детей, их образования, воспитания, отдыха, трудового воспитания, физического развития и создания условий для спокойного, радостного детства. Указывалось на необходимость принятия мер по улучшению репертуара театра для детей, развитию детской художественной самодеятельности, улучшению эстетического воспитания подрастающего поколения, усилению работы с родителями по повышению их ответственности за воспитание детей и пр. (П-5117. Оп.56. Д.7. ЛЛ.140, 141).

24 декабря 1979 г. широкоформатный кинотеатр «60 лет Октября» в г. Норильске отнесён к высшему разряду с обеспечением премьерного выпуска лучших отечественных и зарубежных фильмов (Р-1386. Оп.1. Д.5701. ЛЛ.205, 206).

С 1 января 1980 г. филиал Красноярской художественной галереи в Норильске был преобразован в самостоятельную художественную галерею (Р-1386. Оп.1. Д.5838. Л.41).

В комплексном плане мероприятий по оказанию шефской помощи совхозам Таймырского автономного округа от 27, 28 августа 1980 г. предприятиями г. Норильска на 1981-85 гг. предписывалось принимать меры по предупреждению потерь, гибели от заболеваний оленей, а также Хатангское и Дудинское авиапредприятия обязывались удовлетворять заявки совхозов округа на авиаперевозки в оленеводстве (П-28. Оп.72. Д.8. ЛЛ.190, 195, 197).

3 сентября 1981 г. в решении «О мерах по дальнейшему развитию культуры и искусства г. Норильска на 1981-85 гг.» ведётся речь о проделанной работе, достигнутых успехах в этой области, намечаются планы по совершенствованию системы культурного обслуживания норильчан, повышению художественно-идейного уровня репертуара творческих коллективов и др. (П-5117. Оп.59. Д.8. ЛЛ.217-221).

4 ноября 1982 г. рабочие посёлка Талнах и Кайеркан были преобразованы в города районного подчинения с административным подчинением их Норильскому городскому Совету депутатов трудящихся (Р-1386. Оп.1. Д.6315. ЛЛ.71, 72).

22 февраля 1983 г. был образован городской комитет защиты мира (П-5117. Оп.63. Д.7. Л.75).

В связи с решением ЦК ВЛКСМ об объявлении стройки Норильского комбината Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, 16 июня 1984 г. был утверждён Центральный штаб стройки (П-5117. Оп.39. Д.12. Л.187).

7 мая 1985 г. при Норильском ГМК было образовано высшее учебное заведение с целью удовлетворения потребностей комбината в инженерных кадрах по остродефицитным специальностям с учётом специфики работы в условиях Крайнего Севера (П-5117. Оп.67. Д.7. Л.167).

25 марта 1986 г. состоялось совещание горкома, на котором обсуждалось состояние природоохранной деятельности по сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу, очистке сточных вод на предприятиях горно-металлургического комбината и производственном объединении «Норильскгазпром», по итогам которого указывалось на необходимость проведения мероприятий по выполнению Арктической программы по прекращению сброса загрязнённых сточных вод и сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу (П-5117. Оп.69. Д.6. ЛЛ.12-18).

25 марта 1986 г. было принято решение о проведении региональной научно-практической конференции «Проблемы фундаментостроения и пути их практического решения в Норильском промышленном районе» (П-5117. Оп.69. Д.6. ЛЛ.18-21).

17 января 1987 г. создаются видеозалы и видеотеки в зрелищных учреждениях г. Норильска, в клубах, на предприятиях торговли. Было решено использовать возможности для привлечения частных владельцев видеоаппаратуры и видеокассет для организации видеозалов по месту работы и учёбы, а также разрешить передачу конфискованной видеоаппаратуры от УВД партийным организациям, молодёжному центру, зрелищным учреждениям, клубам, добровольческим обществам и творческим союзам для организации просветительской деятельности (П-5117. Оп.71. Д.4. ЛЛ.10, 11).

24 августа 1988 г. было принято решение о проведении организационно-политических мероприятиях по расширению сферы услуг населению: городским, районным комитетам КПСС, первичным партийным организациям указывалось повсеместно обсудить вопросы удовлетворения потребностей населения в платных услугах и выработать практические меры по ускоренному развитию сферы услуг (П-28. Оп.88. Д.7. ЛЛ.98, 99).

3 октября 1989 г. принято решение «Об утверждении генерального плана г. Норильска». Основными положениями были меры, предусматривающие «планомерное и комплексное развитие города на базе предприятий Норильского горно-металлургического комбината им. А.П. Завенягина», а также меры, запрещающие «размещение новых или увеличение мощностей действующих экологически вредных предприятий» и допускающие «развитие производственных комплексов только на базе безотходных технологий, обеспечивающих сохранность природной среды как Норильского промышленного района, так и сопряжённых с ним территорий, и стабилизацию численности населения города». Этим решением предписывалось Норильскому ГМК и Норильскому горисполкому «разработать территориальную комплексную схему охраны природы Норильского промышленного района в связи с критическим состоянием природного комплекса», а также предусмотреть «большее разнообразие физкультурных и спортивных комплексов, форм организации досуга населения г. Норильска для компенсации особенно неблагоприятного зимнего периода проживания в условиях Севера» (Р-1386. Оп.1. Д.7792. ЛЛ.176, 177).

13 июля 1993 г. принято решение о проведении международного фестиваля фольклора народов Севера в Норильске (Р-2430. Оп.1. Д.138. Л.45).

5 февраля 1998 г. заключено соглашение «О взаимном сотрудничестве по вопросам развития хозяйственных взаимосвязей и производственной кооперации АО «Норильский никель» с промышленными и агропромышленными предприятиями Красноярского края», в соответствии с которым была создана оперативная рабочая комиссия для формирования «устойчивых кооперационных связей между предприятиями Норильского, Центрального и Южного промышленных районов Красноярского края по товарообменным операциям и производственно-хозяйственной деятельности» (Р-2430. Оп.1. Д.947. ЛЛ.9, 10).

17 декабря 1998 г. создана межведомственная комиссия по вопросам взаимодействия с Норильским промышленным районом в целях совершенствования работы администрации Красноярского края с ним в связи с особой значимостью социально-экономических проблем Норильского промышленного района в жизнедеятельности края (Р-2430. Оп.1. Д.944. ЛЛ.42, 43).

Из содержания представленных документов видно, что к своему 60-летию Норильск стал сформировавшимся, самодостаточным городом.

Ведущий архивист КГКУ «ГАКК»
К.Ю. Липатова

 

Архивы Красноярского края


На главную страницу