ЕНИСЕЙСКАЯ ССЫЛКА


Город Енисейск был основан в 1618 году, когда по повелению царя Михаила Федоровича, родоначальника новой династии Романовых, заложили Енисейский острог на западном берегу Енисея при впадении в него речки Мельничной.

В 1676 г. Енисейский острог наименован областным городом для управления всеми водворениями на Ангаре и в Забайкалье. Енисейску подчинены остроги - Даурский, Нерчинский, Иркутский, Албазинский, Селенгинский, Байкальский.

Уже с середины XVII века, когда начался старообрядческий раскол, Сибирь становится местом ссылки раскольников, местом, куда съезжаются неугодные. Енисейск все более наполняется ссыльными. Было даже тюремное отделение для преступниц в женском монастыре, где сидели за чернокнижничество. В застенках его совершались пытки и казни. По преданию, за связь с нечистой силой сожгли несколько человек. В женском монастыре содержались и знатные ссыльные, одна из них - Прасковья Салтыкова, будущая жена царя Иоанна Алексеевича (сведения приведены по [40]).

В XVIII веке Енисейск становится крупным административным, торговым и религиозным центром. В городе действуют восемь храмов и два монастыря.

В 1822 году по новому административному делению учреждена Енисейская губерния - четвертая в Сибири после Тобольской, Иркутской, Томской. Она включала в себя шесть уездов: Красноярский, Канский, Ачинский, Минусинский, Енисейский и Туруханский.

В XIX веке в Енисейском уезде появляются первые политические ссыльные - декабристы: А. И. Якубович, И. Б. Аврамов, А.Н. Луцкий, М.А. Фонвизин, Ф.А. Шаховский, в 60-х г.г. - М.В. Буташевич-Петрашевский. В конце XIX и начале XX века почти все селения Енисейского уезда делаются местами ссылки, причем через Енисейск проходили ссыльные в Туруханский край и в Приангарье. В 1916 г. в Енисейской ссылке было до 350 политических ссыльных. [55. 888]

Хотя к началу XX века Енисейск потерял свою былую значимость в связи со строительством транссибирской магистрали, тем не менее он все еще оставался уездным центром и восхищал всех белокаменными храмами, в которых не прекращались службы. С приходом Советской власти все изменилось: в 1920 г. закрыты оба монастыря, в 20-х годах в церквах, принадлежащих общинам верующих, еще ведутся службы, которые периодически запрещались властью, а к концу 30-х в Енисейске закрыты все церкви и некоторые из них разрушены. В Богоявленском соборе была устроена котельная, в Троицкой церкви - гараж, в Воскресенской - цех мехзавода, в Иверской - клуб, где проходило голосование, в Успенской - внизу жили спецпоселенцы, а вверху - клуб авиапорта.

Енисейск и Енисейский район начал принимать ссыльных и спецпоселенцев с конца 20-х годов. Сюда же направлялись представители народов Советского союза, полностью или частично высланных из своих республик или мест компактного проживания, а с 1948 года сюда стали попадать в ссылку многие политзаключеннные-"повторники", те, кто уже отбыл срок заключения и по прежнему обвинению попал в ссылку.

Выявлены три спецкомендатуры на территории Енисейского района:

- спецкомендатура № 31 (Маклаковская);

- спецкомендатура № 32 (Зыряновская);

- спецкомендатура № 33 (Енисейская).

Спецкомендатуры охватывали:

- Маклаковская - 8 населенных пунктов;

- Зыряновская - 7 населенных пунктов;

- Енисейская - г. Енисейск и пос. Борки.

ЧИСЛЕННОСТЬ ССЫЛЬНЫХ ПО КОМЕНДАТУРАМ И КАТЕГОРИЯМ УЧЕТА НА 1 ЯНВАРЯ 1952 ГОДА

Ссыльных спецкомендатура № 31 спецкомендатура № 32 спецкомендатура № 33
Всего 1971 710 1010
Мужчин 922 485 608
Женщин 740 163 309
Детей 309 62 93
из них:

 

Повторники 452 319 434
Немцы 281 41 224
Власовцы 127 137 163
Оуновцы 96 9 108
Литовцы 792 100 -
Калмыки 68 2 8
Прочие 155 102 73

Получить данные по остальным комендатурам не удалось.

Ниже следуют биографические сведения о 144 человеках, побывавших в ссылке в Енисейске или Енисейском районе в конце 40-х - начале 50-х годов. Они даны по профессиональным группам:

АРТИСТЫ, ПИСАТЕЛИ, ЖУРНАЛИСТЫ ;

ВРАЧИ, СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ ;

ИНЖЕНЕРЫ, ВОЕННЫЕ, УЧЕНЫЕ, ПРЕПОДАВАТЕЛИ ;

ЛЮДИ ДРУГИХ ПРОФЕССИЙ .

Далее названы люди, отбывавшие СПЕЦПОСЕЛЕНИЕ в Енисейске и Енисейском районе, и те, о ком известно очень мало, иногда только фамилия.

На следующую главу


На главную страницу