Наследство скульптора Лаврова


Бытует среди горожан шутка: хочешь увидеть самых трезвых людей в Магадане, посмотри на фронтон театра имени М.Горького. С 40-х годов стоят здесь скульптурные изваяния - четыре трехметровые статуи красноармейца, партизанки, забойщика, бурильщика - нынче символы ушедшей в прошлое эпохи. Здесь же - четыре коринфских капители на колоннах фасада здания. Напомним, капитель - венчающая часть колонны. Удивительное сочетание XX века и древнегреческого искусства, согласитесь.

Вот эта скульптурная композиция, на которую магаданцы уже перестали обращать внимание, представляет исторический интерес. Дело в том, что сооружали ее, как и многое другое в нашем городе, заключенные Севвостлага. Об одном из них я и хочу рассказать более подробно.

Георгий Дмитриевич Лавров известен своими работами не только в России, но и во Франции. В годы режима И. Сталина не избежал участи многих представителей творческой интеллигенции. В 1938 году его обвинили в участии в антисоветской террористической организации, якобы готовившей покушение на вождя, и этапировали на Колыму как политзаключенного.

Сначала Лавров трудился чернорабочим на участке "Скрытый" прииска "Разведчик", но через месяц заболел цингой, началась водянка. Он потерял трудоспособность, повторив судьбу сотен тысяч интеллигентов, оказавшихся на землекопных работах.

Георгия Дмитриевича признали инвалидом и направили в Оротукан работать ночным сторожем. А весной 1941 года привлекли на строительство городского Дома культуры, в котором позже разместился областной театр. Рядом с ним работали Э.Э.Валентинов (Миллер), впоследствии заслуженный художник РСФСР, В.И.Шухаев, ставший после реабилитации профессором живописи, заслуженным деятелем искусств Грузии, И.П.Махлис, известный художник кино.

Это о них начальник Дальстроя, комиссар госбезопасности III ранга И. Никишов, произнес недвусмысленную фразу:

- Такие зэки, как скульпторы, профессоры, какие-нибудь художники, все осуждены, по контрреволюционным статьям. А где они у нас расположены? Работают в Парке культуры и отдыха, в кино, театрах, на стадионе. А ведь без всех этих художников, право, можно обойтись...

Но талант мастеров пригодился, и спустя десятилетия мы любуемся их творчеством.

О судьбе Г.Д.Лаврова я многое узнал из письма искусствоведа Н.С.Царевой. Родился Георгий в 1895 году в селе Назимово, Енисейской губернии, в семье иконописца, друга знаменитого Василия Сурикова. Его отец Дмитрий Иванович не только ико-нописец, но и реставратор, художник-портретист, лепщик. Талант его, видать, передался сыну по наследству.

Детство Георгия прошло с карандашом и глиной в руках. Став семинаристом, юноша три года занимался в Красноярской вечерней городской студии рисования и живописи. А знаете, как попал туда?

Как-то скопировал Георгий по поручению ректора семинарии портрет М.В.Ломоносова с маленькой гравюры. Карандашный набросок, казалось бы, а стал он рекомендацией для художника Д. И.Каратанова, что вел класс рисунка в этой самой вечерней студии.

По окончании семинарии в 1916 году юноша поступил на медицинский факультет Томского университета, а параллельно занимался в классах рисования и живописи Общества томских художников.

Первый успех пришел к Георгию Лаврову через два года на выставке томских художников, куда приняли четыре его работы - живописную картину "Демон" и три рисунка.

В начале 1918 года К.Зеленевский, бывший студент Краковской и Венской художественных академий, вместе с Г. Лавровым открывает в Томске Сибирскую академию. Но гражданская война... Искусство и военные действия оказались несовместимыми

Учеников академии несколько раз арестовывают и выпускают белочехи. Лавров уезжает на Алтай.

Однако сила искусства настолько велика, что и в разгар гражданской междоусобицы в 1919 в помещении бывшей церковно-приходской школы Лаврову удается организовать свою первую персональную выставку рисунка.

В период колчаковского правления в Сибири Георгий Дмитриевич становится бойцом краснопартизанского отряда. Возможно, тогда и родился у него образ "Партизанки".

Но Лаврова не покидает мечта продолжить образование. Он приезжает в Москву, не отказывается ни от какой работы в провинции. Становится автором памятников А. Н. Островскому у Ставропольского драматического театра, Я.М.Свердлову. Работает с В. Маяковским в "Окнах сатиры Роста". Вступает в Ассоциацию художников, получает творческую мастерскую.

В 1923 году Георгий Дмитриевич Лавров становится художником ВХУТЕИНа - Высшего художественно- технического института. Его работы экспонируются на выставках Москвы, а в 1927 году Наркомпрос командирует Лаврова во Францию "для повышения творческой квалификации".

Знаменитая академия Жюльена. Здесь его учителями стали прославленные А.Бурдель, А.Майоль. Лавров активно участвует в национальных и международных выставках в салонах Парижа, в 1932 году галерея на Монпарнасе успешно проводит его персональную творческую выставку. К скульптору приходит признание.

Тесная дружба связывает его с Константином Коровиным, Анной Павловой. Он сближается с французскими коммунистами, сотрудничает с газетой "Юманите". В его творческом арсенале есть бюст Генерального секретаря Компартии Франции М.Кашена.
В июне 1933 года во время работы Европейского антифашистского конгресса рабочих Лавров устраивает выставку революционных работ.

Своих взглядов художник никогда не скрывал. В 30-ти мэриях так называемого "красного кольца" Парижа, к примеру, были установлены бюсты В.Ленина и К. Маркса его работы.

Г.Д.Лавров близко знакомится с членами Советского правительства, приезжающими в командировку в Париж. Любезно сопровождает их в экскурсиях по музеям и художественным выставкам. Разве мог он предположить, чем все это закончится? Как-то в советском посольстве в Париже Георгий Дмитриевич лепил бюст Яна Рудзутака, заместителя председателя Совнаркома СССР, близкого друга Эдуарда Берзина. Именно по делу Рудзутака его и арестовали в сентябре 1938 года, уже по возвращении в СССР. Оговорил известного скульптора некто К. Максимов, но о том Лавров узнал лишь после реабилитации. А произошло все так.

В ночь с 15 на 16 сентября 1938 года Георгий Дмитриевич заканчивал работу над бюстом Гели Маркизовой, дочери Наркома земледелия Бурят-Монгольской АССР, которая в 7-летнем возрасте познакомилась с "вождем всех времен и народов" И. Сталиным. Эта встреча послужила основой для создания знаменитой скульптурной композиции "Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство".

Чтобы вылепить бюст, а затем перевести работу в мрамор, Лавров приезжал в Улан-Удэ весной 1937 года. Тогда его скульптуру приняли на "ура!", многократно тиражировали, широко распространяли по школам и детским садам.

Арест был для него внезапным и неожиданным. Ордер подписан самим Л.Берия... Обвиняют в участии в антисоветской террористической организации и подготовке покушения на И.В.Сталина... Со Сталиным Георгий Дмитриевич никогда не встречался, даже голову вождя для своей композиции лепил по фотографиям... И все же - статья 58, п.8,10 Уголовного кодекса. Его приговорили к 5 годам исправительно-трудового лагеря.

Итак, з/к Лавров - на Колыме. "Условия жизни и работы заключенных были столь тяжелыми, что редко кто выживал более трех месяцев: цинга, водянка, дистрофия. - Действительно, работали з/к по 14-15 часов в сутки на любом морозе. - И я, человек от природы физически очень крепкий, через шесть недель оказался между жизнью и смертью, - вспоминает Г.Д.Лавров. - Чудом спасся... Меня отвезли в лагерный пункт "Оротукан". «Ночной сторож с использованием на строительных работах как скульптора»

Весной 1941 года опыт Лаврова понадобился на строительстве Дома культуры в Магадане.
Зинаида Лихачева, скульптор и писательница, испытавшая все ужасы лагерной жизни на Колыме, в повести "Деталь монумента" (1988 г.) оставила описание этой стройки: "Коробка здания была закончена и ждала штукатурки. Портальные колон-ны ожидали коронации капителями. А внутри здания еще бушевал строительный хаос. Грохотала бетономешалка, перекликались рабочие, снуя по трапам. Арматурщики гнули пруты, в громе и лязге взрывались голубые искры электросварки. Пахло железом, сыростью, карбидом, и только груды теса затаенно хранили смолистый дух тайги. Лестниц не было, и здание, просматриваясь на-сквозь до крыши, казалось разгромленным жилищем гигантов... В полузакопченном помещении первого этажа расположились художественная и скульптурная мастерские".

Она вспоминала художников В.Лузана, В.Шухаева, в образах, ею созданных, узнавались Л.Вегенер, Г. Лавров. Строки: "...очки и похожий на послеоперационный шов рот. Изредка краешек рта разлипался, чтобы пропустить биографическую справку, как Пальмин в Париже работал у Бурделя форматором". Пальма, лавр... Действительно, это был Г.Д.Лавров.

Узнав о нападении фашистской Германии на СССР, художники и скульпторы, работавшие на строительстве Дома культуры, отправили в Управление Дальстроя заявления с просьбой продлить им десятичасовой рабочий день еще на два часа или послать на фронт. Среди них был и Г.Д.Лавров. Но политзаключенным оружия не доверяли, в действующую армию направляли только бывших уголовников или людей, осужденных за бытовые преступления. Зато стахановский труд и социалистическое соревнование в лагерной обстановке поощрялись.

25 октября 1941 года достроили здание городского Дома культуры. На его строительстве впервые на Колыме были применены архитектурно-скульптурные работы и цветная штукатурка.

К 1943 году Георгий Лавров, помимо скульптур, изготовил для Дома культуры бюсты Ленина, Станиславского, Островского, Горького.

У руководителей управления Магадангорстроя энтузиазм мастеров вызывал удивление. Четкое объяснение этому дал очевидец гулаговской стройки З.И.Лихачева: "Вдохновленные высотой, просторностью, обилием света, зэка чувствовали себя умелыми, сильными созидателями". Мимоходом она подсмотрела, как "штукатур, держа соколок, словно палитру, отступал от стены и, пригнув голову к плечу, придирчиво всматривался в оштукатуренную поверхность. А после работы, строясь в колонны, люди снова превращались в затурканных, серолицых зэкашек и под окрики конвоя тащились в лагерь".

Лаврову позволили участвовать в Магаданской выставке 1943 года "Фашизм - злейший враг молодежи"

- За все эти работы я был премирован буханкой черного хлеба, восьмушкой махорки, 50 граммами спирта. Хлеб я съел, махорку отдал заключенным, спирт "за мое здоровье" выпил начальник охраны. И я был переведен на общие работы, - вспоминал Георгий Дмитриевич позднее.

Закончилась война. Художник, проведший в исправительно-трудовом лагере НКВД вместо пяти лет - семь, был выслан на поселение. В 1948 году бывшего заключенного Лаврова наградили медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне". И такая практика имела место на Колыме... Кроме того, от имени Дальстроя вручили ему несколько почетных грамот. Но ссылку художнику не отменили.

Красноярск, Минусинск, Абакан - места его молодости. Здесь он проживал вместе с женой, тоже художницей В.П.Солдатовой. А чтобы не забывалась Колыма, приходил отмечаться в комендатуру как человек, все-таки находящийся под надзором.

Затем были Мариуполь, Орел, и только после реабилитации в ноябре 1954 года Лавровы поселяются в Москве. Лишь спустя 28 лет после переезда в столицу состоялась его персональная выставка. В 1984 году за заслуги в области советского изобразительного искусства Г.Д.Лаврову присвоили звание "Заслуженный художник РСФСР". Произошло это событие, когда скульптору исполнилось уже 89 лет.

Порой Г.Д. Лаврова спрашивали, почему он создал свою знаменитую "детскую радость"? В 1988 году он частенько говорил: "Тогда было совсем другое время. Большинство из нас искренне верили Сталину, его "великим" делам. Верил и я. Это и побудило меня взяться за работу".

Разве мог Лавров предположить, что в страшном для многих 1938 году арестуют наркома Ардана Маркизова, осиротеет Энгельсина (Геля), его дочь, а наградой за веру станут художнику колымские лагеря.

Летом 1991 года Г.Д.Лаврова не стало. За три дня до смерти его снимало финское телевидение. В последнем интервью Георгий Дмитриевич говорил о памятниках уходящей эпохи, которые нельзя уничтожать, потому что без них история будет неполной.

Сегодня работы заслуженного художника РСФСР Г.Д.Лаврова хранятся во многих государственных и частных коллекциях Франции, Англии и России.

В помещении детского сада № 1 Магадана с 1947 года сохранилась удивительная лепнина: барельефы детей с четко выраженным настроением, чертами лиц... Кто их автор? Г.Д.Лавров? З.И.Лихачева? Последней в 50-х годах поручили изготовить барельефы Ленина-Сталина для фойе театра имени М.Горького, вполне могли поручить и декоративную лепнину в детском саду.

Многие талантливые художники, бывшие з/к, украшали здания в нашем городе, и все эти работы - след в культурной жизни северного края, который надо знать и охранять. Проходя мимо областного театра имени М.Горького, вспомните об известных и безымянных его строителях ,вспомните и Георгия Лаврова.

Давид РАЙЗМАН

Колымский тракт 06.03.2002


На главную страницу/Документы/Публикации/2000-е