Крестный путь Святителя Луки


Книг, посвященных Архиепископу Луке (Войно-Ясенецкому), вышло за последнее время, действительно, довольно много (их краткий обзор был помещен нами в одном из прошлых выпусков газеты "Красноярское Воскресение"). За последний год к ним добавились еще две, о которых мы сочли необходимым рассказать нашему читателю

Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). "Я полюбил страдание...": Автобиография. - М.: 2001.

Эта тоненькая книга выпущена тиражом 7400 экземпляров в Москве издательством им. свт.Игнатия Ставропольского. Издание многими долгожданное: у православного читателя, наконец-то, появилась возможность прочесть полное жизнеописание святителя, им самим написанное, вернее - надиктованное им секретарю Елизавете Лейкфельд в 1958 году, за два года до смерти, в Симферополе (Владыка к этому времени уже полностью ослеп). Добавим также, что это еще и издание общедоступное, поскольку по нынешним временам тираж в семь с половиной тысяч экземпляров считается достаточно большим.

...Четыре десятилетия автобиография Архиепископа Луки хранилась в Синодальной библиотеке - в наши дни час ее публикации пришел. Издатели включили в книгу также и комментарии к автобиографии - что, конечно, особенно важно для современного читателя. В комментариях использованы уникальные документы, приводимые в известном (но некоторыми церковными исследователями считающемся небесспорным) труде М.Поповского. Особый интерес представляет опубликованное в книге воспоминание протоиерея Евгения Воршевского из города Черкассы, которому посчастливилось в 1958 году присутствовать на нескольких служениях Владыки в Симферополе: эти несколько страничек, описывающие служения полностью слепого (физически!) Архипастыря, позволяют увидеть духовную и нравственную силу Святителя не меньше, чем описания допросов и пыток, которым его за несколько лет до этого подвергали...

Приведем в заключение несколько строк из предисловия редакторов-составителей (к сожалению, в книге не названных).

"Книга, которую вы видите, имеет своей целью познакомить вас со светлой личностью архиепископа Луки, профессора хирургии, лауреата Государственной премии. На его долю выпало то, что пережил любой русский православный архиерей первой половины XX века: поношения, тюрьмы, лагеря, ссылки, изгнания, пытки.

Пройдя весь этот коммунистический ад, архиепископ Лука остался верен исповеданию Истины, и, где бы он ни был: в застенке, на кафедре, за операционным столом - он был носителем слова: Так да просветится свет ваш пред людьми, чтобы видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего, Который на небесах (Мф. 5; 16).

Теперь, когда Русь пробуждается и вновь воскресает, милостью Божией пришло время прозвучать слову Владыки..."

Н.К.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II издана была вторая книга, которую мы вам также хотим представить.

Лисичкин В.А. Крестный путь Святителя Луки: Подлинные документы из архивов КГБ. - М.: "Троицкое слово". Издательство Московской Патриархии. "Феникс". 2001.

Автор-составитель книги Владимир Лисичкин - родной внук Владыки Луки, доктор философских и экономических наук, руководитель одного из комитетов Госдумы России. Издание стало итогом его многолетних трудов по собиранию и публикации литературного и богословского наследия Архиепископа. Среди изданных В.Лисичкиным книг о его деде эта займет, наверное, особое место: материалы шести уголовных дел против Владыки (одно из которых не было завершено) прилежно хранились в архивах НКВД-КГБ-ФСБ и были, по вполне понятным причинам, закрыты буквально от всех исследователей. Как говорит сам автор в предисловии, только летом 1999 года он смог, наконец, получить к ним доступ - это при его-то высоком государственном положении...

В книгу включены (и полностью, и фрагментарно) многие оригинальные тексты, написанные Владыкой Лукой и - его палачами. И если с перепиской Святителя, проповедями его, воззваниями и обращениями, даже автобиографией 1958 года мы хоть как-то могли знакомиться (большая часть из них широко цитировалась, приводилась в приложениях и примечаниях, в комментариях к трудам исследователей), - то этот трагический пласт запечатленной на казенной бумаге судьбы Святителя открывается нашим глазам впервые.

По существу, на каждой странице книги читателя ждет большое или маленькое открытие. Книгу читать тяжело душевно - за один присест ее и физически не прочтешь. Но насколько же богаче становишься духовно, нравственно, когда закрываешь ее последний лист: не только обстоятельные подробности подвижнического и мученического пути Владыки к Истине Христовой открываются. Открываются твоему взгляду вдруг мелочи, детали (как бы - мелочи, как бы - детали), которые о нравственном стержне личности Владыки способны дать не меньшее представление, чем перечень страданий и унижений, которые он с мужеством христианского архипастыря выносил.

Вот только одна страничка, наугад открытая, 118-я.

...Июль 1923 года. Опальный Владыка прибывает в Москву из Ташкента, где прошел первый год его тюремного заключения, закончившийся освобождением из-под стражи в связи с отсутствием состава преступления. С вокзала сразу отправляется для регистрации в НКВД, а через несколько дней служит в церкви Вознесения Господня в Кадашах Литургию совместно с возглавляющим службу Патриархом Тихоном. Он еще не знает, что тем же поездом, который привез его в Первопрестольную, прибыло с нарочным и его уголовное дело: следователь Мартынов, не удовлетворенный решением об его освобождении, препровождает материалы следствия в Москву с ходатайством о возобновлении дела. И ровно через неделю Владыку вновь арестовывают. В тюрьме в Ташкенте ему разрешали работать над рукописью будущей книги по гнойной хирургии (той самой, что станет настольной для нескольких поколений военных хирургов и будет спасать жизни наших солдат). Но в Бутырке порядки были не в пример строже. И вот рождается тот документ, который на странице 118-й и приводится.

"Заведующему СОГПУ, гр.Тучкову

от заключенного в Бутырской тюрьме

(кор.17, камера 79) епископа Луки (В.Ф.Ясенецкого-Войно).

Заявление

Всю жизнь свою я работал при полном напряжении сил. Полное безделье в тюрьме очень для меня мучительно. Очень прошу Вас дать мне возможность лечить больных.

Епископ Лука (профессор, хирург)

В.Ф.Ясенецкий-Войно.

14 июля 1923 г."

Впереди у епископа - неправедный суд, высылка "в распоряжение ППГУ Сибири", Енисейск, затерянная во льдах Ангары Хая, ледяное дыхание Туруханска и поселка Плахина.

Освобождение, снова аресты, допросы "конвейером", избиения, издевательства, ссылки. Большая Мурта, Красноярск...

Но думает он не о предстоящих ему муках крестного пути - просит дать возможность лечить больных, ибо привык всю жизнь трудиться "при полном напряжении сил"...

И еще о нескольких страничках - завершающих книгу. Это справки о реабилитации гражданина Войно-Ясенецкого Валентина Феликсовича, датированные апрелем 2000 года. Уже был Владыка причислен к лику местночтимых святых, уже святые мощи его перенесены были в кафедральный Свято-Троицкий Собор г.Симферополя. Уже не только люди Церкви и специалисты-медики, но и множество простых россиян во многих уголках страны знали это имя, - а Фемида все медлила. Безбожная "Система" не хотела отпускать свою жертву даже посмертно... Видно, велик был подвиг Святителя, молитв которого испрашиваем мы, стоя перед его иконой...

Стоит отметить еще два достоинства книги. В качестве приложения к ней даны подробнейшая (хоть и названа в книге "краткой") хронологическая справка о жизни Архиепископа и список литературных и документальных источников, использованных при ее написании.

Пожалуй, единственным недостатком обеих рецензируемых книг - для нас, красноярцев - будет слишком малый объем информации о последнем (и очень важном!) "красноярском" периоде в жизни Владыки Луки. Возможно, он станет однажды предметом другой, не написанной еще пока никем книги...

Н.К.

"Вы спросите: "Господи, Господи! Разве легко быть гонимыми? Разве легко идти через тесные врата узким и каменистым путем?" Вы спросите с недоумением, в ваше сердце, может быть, закрадется сомнение, легко ли иго Христово? А я скажу вам: "Да, да! Легко, и чрезвычайно легко". А почему легко? Почему легко идти за Ним по тернистому пути? Потому что будешь идти не один, выбиваясь из сил, а будет тебе сопутствовать Сам Христос: потому что Его безмерная благодать укрепляет силы, когда изнываешь под игом Его, под бременем Его; потому что Он Сам будет поддерживать тебя, помогать нести это бремя, этот крест.

Говорю не от разума только, а говорю по собственному опыту, ибо должен засвидетельствовать вам, что когда шел я по весьма тяжкому пути, когда нес тяжкое бремя Христово, оно нисколько не было тяжело; и путь этот был радостным путем, потому что я чувствовал совершенно реально, совершенно ощутимо, что рядом со мною идет Сам Господь Иисус Христос и поддерживает бремя мое и крест мой. Тяжелое было это бремя, но вспоминаю о нем, как о светлой радости, как о великой милости Божией. Ибо благодать Божия изливается преизобильно на всякого, кто несет бремя Христово. Именно потому, что бремя Христово нераздельно с благодатью Христовой, именно потому, что Христос того, кто взял крест и пошел за Ним, не оставит одного, не оставит без Своей помощи, а идет рядом с ним, поддерживает его крест, укрепляет Своею благодатью.

Помните Его святые слова, ибо великая истина содержится в них. "Иго Мое благо и бремя Мое легко..." Всех вас, всех уверовавших в Него, зовет Христос идти за Ним, взяв бремя Его, иго Его. Не бойтесь же, идите, идите смело. Не бойтесь тех страхов, которыми устрашает вас диавол, мешающий вам идти по этому пути. На диавола плюньте, диавола отгоните Крестом Христовым, именем Его. Возведите очи свои горе - и увидите Самого Господа Иисуса Христа, Который идет вместе с вами и облегчает иго ваше и бремя ваше. Аминь".

Архиепископ Лука

Из проповеди 28 января 1951 г.

"Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные"

«Православное слово Сибири», № 2-3, 2002 г.


На главную страницу/Документы/Публикации 2000-е