Дети выбирают свободу


Прошло время, когда строгая власть относилась к своему народу как к неразумным детям. Пришла пора относиться к детям, как к взрослым, чтобы из них могли вырасти не зомбированные рабы, а свободные граждане новой России. Именно такую гражданскую зрелость и приверженность идеалам свободы продемонстрировали школьники Красноярья, участники двух всероссийских конкурсов, итоги которых были недавно подведены в Краевом доме работников просвещения.

Официально это мероприятие называлось церемонией награждения участников 5-го всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников "Человек в истории. Россия. ХХ век" и всероссийского конкурса "Лучший урок по теме "История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР". Первый конкурс был создан в 1999 году международным обществом "Мемориал" и рядом ведущих российских вузов при спонсорской поддержке российских и зарубежных фондов. Целью этого конкурса было побудить учащихся заняться "близкой" историей, историей повседневности, чтобы через самостоятельное исследование прийти к пониманию значения человека в истории. Инициаторами проведения второго конкурса стали музей и общественный центр "Мир, прогресс, права человека" имени Андрея Сахарова и краевой институт повышения квалификации работников образования, а его целью было привлечение внимания к теме политических репрессий в СССР и помощь учителям в подготовке уроков на эту тему.

Ведущий и один из организаторов этих двух конкурсов, председатель Красноярского общества "Мемориал" Алексей Бабий напомнил собравшимся слова Александра Солженицына из его книги "Архипелаг ГУЛаг": "Те же самые руки, которые завинчивали наши наручники, теперь примирительно выставляют ладони: "Не надо! Не надо ворошить прошлое!.. Кто старое помянет - тому глаз вон!" Однако доканчивает пословица: "А кто забудет - тому два!" И пока сегодня работают в наших школах учителя, которые "ворошат прошлое", есть надежда, что их ученики завтра будут зрячими.

Победителями в конкурсе "Лучший урок" стали два педагога: Людмила Кускашева из Казанцевской средней школы Шушенского района (урок "Коллективизация по-казанцевски: оборотная сторона") и Юрий Даниленко из красноярского лицея N 3 (урок "Человек в истории: портрет В. П. Астаниной"). Кстати, Людмила Григорьевна заняла в этом конкурсе первое место и по России, а Юрий Владимирович стал по России вторым. Как говорится, знай наших!

Слишком длинным оказался бы список всех, кто принял участие в этих конкурсах. Свои исследовательские работы представили ребята из разных концов нашего края. О содержании этих работ можно судить даже по их названиям. Приведу лишь некоторые из них: "Без вины виноватые", "Невыслушанные и искалеченные", "Долгое эхо взрывов в карьерах Озерлага", "История моей семьи", "Сын за отца отвечает?", "Беженцы: миф или суровая реальность", "Мое горе - капля в море, народное горе - целый океан"...

Особенно волновались собравшиеся в зале ребята и их наставники, когда ведущие приступили к награждению финалистов конкурса старшеклассников "Человек в истории. Россия. ХХ век", чьи работы вошли в сотню лучших по всей России. Это были Виктор Анисимов (наставник Надежда Константиновна Крамная) из школы села Бражное Канского района, награжденный за интересную исследовательскую работу "Илья Владимирович Дубинский - генерал, ссыльный, писатель"; Екатерина Николаева (наставник Ольга Владимировна Козина) из школы N 3 города Бородино - за работу "История моей семьи в истории моей страны"; Анастасия Перевалова и Светлана Тихонова (наставник Ирина Михайловна Зыкова) из гимназии N 91 города Железногорска, за работу "Средства деморализации военнопленных в нацистских стационарных лагерях во время второй мировой войны"; Нодар Узарашвили (наставник Любовь Николаевна Овчинникова) из гимназии N 4 города Норильска - за работу "История клана Узарашвили в зеркале истории грузинского и русского народов".

Даже названия этих работ говорят о серьезности и глубине исследовательского подхода молодых историков. Ребята отказываются от штампов и стереотипов, пытаясь выразить свое личное отношение к изучаемым проблемам. "Не мы выбираем время, время выбирает нас", - сказано в работе Нодара Узарашвили. И новое время выбирает именно таких юных граждан - свободных, мудрых и милосердных, готовых взять на себя ответственность за будущее новой России.

Андрей ЗАЙЦЕВ
Красноярский рабочий. 26.05.2004


На главную страницу/Документы/Публикации 2000-е