Калейдоскопом лиц, эпох и впечатлений стала для ее участников I историко-правовая экспедиция в с. Ярцево


Мы строим мосты.
Нужны?
Да, нужны
Из прошлого в завтра
нужны нам мосты

Интеллектуальный туризм... Это сочетание все чаще появляется на страницах печати, в том числе и нашей, местной. Да и само это явление прочно начинает входить в жизнь города и района. А одними из «первых ласточек» (но далеко не единственными) этого активного вида отдыха в Енисейске были учащиеся школы №3, в течение 13 лет совершавшие различного рода краеведческие экспедиции по Енисейскому району.

Этим летом студентами исторического отделения Енисейского педагогического училища была поддержана и творчески развита идея проведения подобных экспедиций. I историко-правовая была нацелена на формирование исторического, национального самосознания молодого жителя Енисейского района, знающего и ценящего культурно-историческое наследие, любящего свой край, готового в нем жить и работать; на восполнение пробелов в истории репрессий периода тоталитаризма (20-50гг.) посредством фиксации устной истории повседневности. Впервые нашим респондентам не только оказывалась помощь по хозяйству, велась запись их воспоминаний, но и давались юридические правовые консультации, был проведен мониторинг соблюдения закона о правах и льготах этой группы лиц.

Организовали экспедицию ЕПУ, Администрация г. Енисейска и комитет по делам молодежи, районная Администрация; оказали помощь в проведении УП №288/2, В/ Ч "Полюс", Енисейская ЦРБ и ЗАО "MAXSOFT" (г. Красноярск). Участниками этого проекта стали студенты 104 группы ЕПУ, ученик 8кл. «А» школы №1 В. Моисеев и наши руководители, И.Н. Моисеева и А.А. Бабий (председатель Красноярского правозащитного общества «Мемориал»). Для нас, будущих историков, экспедиция явилась одной из возможных форм прохождения летней педагогической практики (остальные студенты проходили ее в музее и Госархиве). Желание изучать историю «живьем», в какой-то мере восполняя пробелы, «дописывая», и, конечно же, экстрим и романтика - вот что привело нас, студентов, в Ярцево. Для самого юного, но «бородатого» (для него это уже пятая экспедиция) Вл. Моисеева пребывание в наших рядах объяснялось не только стремлением быть нужным, полезным, но и «здоровой» корыстью: «Ведь люди той эпохи быстро уходят из жизни, а мне хочется узнать от них то, что пригодится потом на уроках истории в старших классах. Интересно будет сравнить их воспоминания с параграфами учебника».

Алексей Андреевич Бабий оказался в наших рядах не случайно. Заинтересовавшись результатами кривлякской (10-ой) экспедиции, сотрудничая с историческим отделением нашего училища, он стал не только одним из спонсоров проекта, но и его непосредственным участником, руководителем наряду с И.Н. Моисеевой, для которой это «еще» и «уже» одиннадцатая.

Десять дней, которые...

Кто-то за десять дней совершил такое, что потрясло весь мир. Мы же никого и ничего «не потрясли» и не совершили открытия, заставившего современных историков изменить точку зрения на эпоху тоталитаризма. За это количество времени мы смогли записать в деталях и подробностях воспоминания 28 наших респондентов, зафиксировать маленькие повседневные истории. Но ведь из ручейков рождается река, из малых, отдельных эпизодов - большая история России. И со своей задачей, по мнению наших руководителей, мы справились хорошо.

«Справились хорошо»... За этой короткой фразой - десять дней выстраивания диалогов, «раскручивания» респондентов, «вживания» и попыток освободиться от той боли, эмоциональных стрессов, какие нам приходилось переживать, занимаясь вроде бы таким, на первый взгляд, прозаическим делом - историей повседневности.

С этими людьми нельзя было быть не искренними и отдаленными - иначе бы нам не поверили, не раскрылись. Листая наши эссе, приходишь к выводу, что для каждого из нас история жизни «его», респондента, самая яркая, значимая и запоминающаяся.

Печатью в сердце...

Очень теплые, трепетные воспоминания остались у нас от посещения с. Никулино. От нашего руководителя мы слышали немало добрых слов об этих людях. Но отношение к нам, то гостеприимство, радушие, с которым встретили нас в доме Кати Мешковой, превзошли все наши ожидания. Гора пирогов, таз тугунов, шутки, смех, тепло домашнего очага... А в клубе нас уже ждала Т.И. Мешкова - заведующая, дочь репрессированных. Она провела для нас экскурсию у памятника репрессированным, организовала встречу с А.Г. Ждановой - «последней из могикан».

Ее, врага народа, годовалой девочкой тоже выслали сюда в 1931 году для «исправления и выбора правильного жизненного пути». И снова скатерть-самобранка... Все вкусное, домашнее, горячее и главное - от души.

Обычно на юге люди бросают в море монеты, чтобы вернуться. Мы же здесь, на берегу в Никулино, прощаясь с Т.И. и ее мужем, бросали мелочь в Енисей.

В трех километрах от Кривляка, где мы тоже побывали в рамках программы интеллектуального туризма, расположено озеро СИБУЛОН. Е.П. Зуб, наша провожатая, показала нам место расположения одноименного лагеря, подобного ГУЛАГу, недавно установленный памятник и знаменитую кривлякскую узкоколейку, строили которую, в основном литовцы. Точнее - то, что осталось от нее. Нам, изучавшим археологию и методику ведения раскопок, удалось добыть и артефакты - буксу и костыли. Они займут достойное место в экспозициях нашего музея.

На последней планерке ребята писали эссе, отмечая необходимость таких экспедиций. «Я считаю, - пишет О. Помолотова - что такие экспедиции нужны. Ведь если мы не будем помнить прошлое и учиться на его ошибках, то с какими глазами мы будем смотреть в будущее. Эта экспедиция как мост из прошлого в настоящее». И вдруг кто- то из парней спросил: «А на следующий год поедут только первокурсники?» Ребята наперебой стали доказывать все преимущества новой поездки прежним составом... А мы с Алексеем Андреевичем заговорчески переглянулись: мы только что обговаривали место новой дислокации.

И.Н. Моисеева Т.Кацупий

Также об этой экспедиции смотри на сайте www.memorial.krsk.ru

Наши обретения,  уроки...

Любовь Алексеенко «Мне очень понравилась наша экспедиция, она была для меня очень познавательной. Я научилась брать интервью, общаться с малознакомыми людьми

Я считаю, что та часть группы, которая выбрала именно этот вид практики, стала намного сплоченнее дружней Мы вместе преодолевали трудности, радовались первым успехам Здесь я научилась прощать людей, не таить обиды, лучше разбираться в людях. Неважно, кто ты, а важно, какой. Ведь главное быть, а не казаться.»

Галина Пономарева «Эта экспедиция научила меня многому. Я научилась считаться с мнением других людей, выказывать свои взгляды и убеждения и вместе с тем не навязывать их другим. Общаясь с репрессированными, я взглянула на этот "отрезок" истории совершенно с другой стороны. Взгляды различных людей на одни и те же события, различные точки зрения - все это вызывает у меня желание узнать как можно больше о годах репрессий.»

Оксана Помолотова. «Я стала более комммуникабельна, внимательна к деталям, фактам, что будущему историку просто необходимо Еще в большей степени я убедилась в том, что людей надо встречать не по одёжке, а по уму».

Георгий Ташходжаев. «Я вполне осознал смысл пословицы «Язык до Киева доведёт». Жизненные истоии наших репондентов в какой-то степени изменили мои взгляды на такие вещи, как любовь, труд, терпение».

Иван Бобылев «Работа командой понравилась мне не сразу... Я научился не обращать внимания на мелкие обиды, прощать гораздо быстрее, чем раньше».

Владислав Моисеев «Ощутил недостаток справедливости в ашем обществе не только в годы репрессий, но и  сейчас, когда эти люди своевременно не получают положенных и по аконку льглт. Оказывается, то очень сложно качественно провести и оформить интервью. И этим премудростям учил нас  А.А. Бабий».

"Палитра" (газета Енисейского педколледжа 27.08.2004


На главную страницу/Документы/Публикации/2000-е