Чему учит история


Сегодня стало модным всё критиковать и во многом сомневаться. Пожалуй, самая жестокая волна критики, часто справедливой, выпала на долю отечественной истории, которую только за прошлый, ХХ век переписывали несколько раз, с приходом к власти каждого нового партийного руководителя страны. 

Некоторые считают, что история ничему не учит. Это неправда, уважаемые скептики. В событиях, происходивших в крае 70 лет назад, мы нередко видим отблески современности. Именно об этом книга красноярского историка Анатолия Ильина "Каинова печать: доцент, матрос и другие в котле сибирской индустрии", недавно увидевшая свет.

Герои монографии А. Ильина - личности очень известные: пламенный революционер Лев Троцкий, его сын учёный Сергей Седов, директор "Красмаша" Александр Субботин, сын Иосифа Сталина Яков Джугашвили. Материалы для книги взяты из секретных архивов, составлены на основе рассказов очевидцев и глубокого анализа массовых источников. В тексте впервые подробно цитируются протоколы заседаний Политбюро ЦК ВКП(б), бюро Краснояр-ского краевого и городского комитетов партии, закрытых партсобраний предприятий края, донесения, следственные дела и другие документы из центральных и региональных архивов.

Книга "Каинова печать" написана на материалах 30-х годов ХХ века и вскрывает исторические корни многих политических и социальных проблем сегодняшнего дня. Красноярский край был образован 70 лет назад "по просьбам общественных организаций", но что это за организации - история почему-то умалчивает. Так же, как и сегодня, в 30-е годы в край приехала новая молодая команда. Полные энтузиазма и желания работать, молодые политики заложили настолько грандиозные планы, что многие из них до сих пор не реализованы!

Среди них Богучанская ГЭС и северная железная дорога Мурманск - Салехард - Игарка, эти проекты ещё ждут своего воплощения. Генеральный план застройки Красноярска был рассчитан на три пятилетки, но глобальные проекты удалось реализовать лишь в 60-90-е годы, и то не полностью. В 30-е годы Красноярск разорвал кольцо исторического центра и перешагнул через Енисей. В 1936 году планировали связать железнодорожные станции Бугач и Злобино, фактически мечтали соорудить окружную железную дорогу, но этот грандиозный проект пришлось отложить.

Сегодня довольно часто приходится слышать о второй красноярской индустриализации, но никто почему-то не упоминает о первой. Быть может, имея представление, что дала индустриализация Сибири в 30-е годы прошлого века, мы сможем представить, чего ожидать от нынешней индустриализации.

К достоинствам книги следует отнести то, что автор, во-первых, не уходит в исторические дебри и находит параллели дня сегодняшнего в событиях 70-летней давности, а во-вторых, речь в монографии идёт о красноярцах или тех людях, кто жил и работал в нашем крае. В то же время события в Красноярском крае подаются автором на фоне общесоюзных, что, несомненно, делает книгу более исторически значимой. Книга Анатолия Ильина по жанру, на наш взгляд, является свидетельством научного краеведения на документальной основе.

Валерий ЛЕБЕДИНСКИЙ.
Красноярский рабочий 08.02.2006


На главную страницу/Документы/Публикации 2000-е