Кумир на пластмассовых ногах


25.04.2006

Евгений Ихлов

Восстановление пантеона Сталину, подается как сугубо туристическо-коммерческий проект. Роскошный Пантеон из мрамора и бронзы, располагался на месте ссылки в Туруханском крае большевистского террориста, который печально прославился своими кровавыми налетами на банки в Грузии.

Пантеон был разрушен, как и все иные памятники вождю народов после XXII Съезда КПСС (октябрь 1961г.). Затем руины дорастащили в эпоху реформ. Сейчас его планируют воссоздать из современных полимерных материалов, имитирующих бронзу, стекло и бетон.

Эта идея, к тому же, озвученная на Православную Пасху, и, главное, отсутствие общественного резонанса, в т.ч. отсутствие внятной реакции Патриархии, является лучшим доказательством языческого сознания российского общества. Дело в том, что преступления Сталина зафиксированы и на государственном уровне, и в общественном сознании, уже в течение, по меньшей мере, 19 последних лет. Я не говорю уже о решениях ХХ и ХХII Съездов КПСС. Жесточайший террор Сталина вошел в массовое сознание. Всем известно об уничтожении крестьян, священников, интеллигенции - относительно которых в обществе устоялся консенсус, что они - невинные жертвы тирании. Я не говорю уже об уничтожении Сталиным и НКВД революционеров и коммунистов, по поводу чего сейчас много подлого злорадства.

Русская церковь Московской Патриархии в этой ситуации ползучей реабилитации молчит, хотя постоянного находит слова для таких тем, как осуждения марша за права сексуальных меньшинств, художественной выставки, программы сексуального просвещения школьников и т.д. Это гробовое молчание вызывающе именно, потому, что паства Русской Церкви была одной из главных жертвой сталинского террора. Ведь настоящий антирелигиозный террор (кроме всплеска 1921-1922 гг.) происходил во время безбожная пятилетка, начавшаяся в 1927, сразу после торжества Сталина над левой оппозицией (Зиновьев и Троцкий). Именно во время этой пятилетки было взорвано большинство храмов. И поразительно, что церковь молчит.

Что касается прорвавшегося к власти правящего слоя, то он хочет возводить себя к имперскому прошлому, подпирая свое бессилие бронзовым истуканом. На самом деле, наверное, это будет забавным туристическим объектом, сколько то лишних копеек они получат, хотя больших денег не будет.

В конце концов, знаменитое Гори так и не стало местом массового паломничества, и это не повлияло на экономику Грузии.

Лично я вижу здесь фантастическое кощунство. Я еще понимаю, если бы фанаты диктатора они сделали музей в Кунцево, на ближней даче. Но его делают в Туруханском крае, где вокруг лежат кости миллионов жертв Сталина. Это не аморальный, это рациональный поступок в обществе, где у власти морали нет, где власть принципиально имморальна. Так сказать, решается технологический вопрос - "на чем бы еще срубить бабло". Я так думаю, что в той же логике под Прохоровкой можно поставить бюст фельмаршалу Манштейну - блестящему военачальнику, кстати, не совершавшему массовых преступлений. От немецких туристов будет море евро. Со всей Германии будут приезжать. Но немцам не разрешают даже поставить памятники своим погибшим воинам. Это проявление другой изнанки - языческого страха чужих мертвецов.

И, одновременно, им хочется хоть где-нибудь поставить памятник Сталину. И, к сожалению, в конце концов, это будет сделано, и будет свидетельствовать о полной утрате самоуважения народом, преклонившегося перед собственным палачом.

Фонд "Либеральная миссия"


На главную страницу/Документы/Публикации 2000-е