Нет человека -нет проблемы?


В МУМВЦ продолжается выставка «Отретушированная история», сделанная по книге Дэвида Кинга. Но не является ли она политической диверсией англичанина?

«Отретушированная история» — фотовыставка о фальсификации документов в СССР, предоставленная международным историко-просветительским и правозащитным обществом «Мемориал» при поддержке Красноярского культурно-исторического музейного комплекса.

Выставка сделана по книге английского художника Дэвида Кинга «Как исчезают комиссары». Коллекционер работал над ней около четверти века. При первом взгляде на фальсифицированные фотографии создается стойкое ощущение того, что ты — герой романа «1984» Джорджа Оруэлла, который воочию видит доказательства корректировки истории.

Красноречивой фотографией выставки является карточка с Антиповым, Сталиным, Кировым и Шверником, сделанная в 1926 году. Её уникальность состоит в том, что с годами от снимка «отнимали» по человеку. Так, сначала исчез Антипов, потом настала очередь Шверника, а затем недосчитались и Кирова— на портрете, написанном в 1929 году И. Бродским (в основу положена та же фотография), Сталин уже — единственный персонаж.

Всего на выставке можно увидеть 24 фальсифицированные фотографии. Где-то цензор постарался на славу, а где-то — грубым движением скальпеля просто вырезал лицо «неугодного человека» из фотокарточки. На некоторых снимках и вовсе «покушение» предпринимается с помощью пера и чернил. И это немудрено, ведь многие советские люди из боязни и страха сами замазывали лица репрессированных.

Кстати говоря, как свидетельствует Дэвид Кинг, переписывались даже картины. Так, работа Владимира Серова «Ленин провозглашает власть Советов на 2-м съезде Советов» была перерисована в 1962 году по заказу Хрущева. Под влиянием десталинизации место Сталина, Дзержинского и Свердлова, в оригинале стоящих за спиной Ленина, заняли революционные рабочие.

Так-то оно так, но — не является ли книга Дэвида Кинга «Как исчезают комиссары» своего рода политической диверсией? Можем ли мы с чистой совестью доверять англичанину, ведь даже сам Кинг до сих пор не уверен, кто был тот безымянный отправитель, приславший ему несколько сотен фотографий: как протокольных, но сохранившихся в исходном виде, так и любительских, запечатлевших кремлевских господ в неглиже... Может, это был родственник кого-либо из обиженных сталинских бонз, может — одна из жертв той эпохи, а может — страдающий раздвоением личности цензор, имевший дело с фотоматериалами?..

— Собственно говоря, что сделал-то Кинг? — рассмеялся председатель красноярского общества «Мемориал» Алексей Бабий. — Он взял имеющиеся публикации и сравнил. Вот фотография была такой в 1920-х годах, а такой — в 1930-х. И где здесь политическая диверсия? Дело в том, что действительно многие из этих вещей подтверждены, и оригиналы некоторых из них я сам видел. Книгу англичанина нельзя рассматривать как плевок в советскую историю, потому что если начать плеваться, то никакой слюны не хватит. Там столько всякого было наворочено, и то, что привел Дэвид Кинг, это еще цветочки. Скажем, сотни тысяч расстрелянных людей — это тоже инсинуации английской разведки? Вы знаете, что и по сей день есть семьи, где дети безуспешно разыскивают фотографии своих расстрелянных родственников, потому что в то время их было опасно хранить? Если у тебя такая есть, то и тебя самого могут завтра же забрать. Поэтому люди и выбрасывали, ретушировали снимки...

Денис ЧИРКОВ
Панорама (Зеленогорск) , февраль 2008


На главную страницу/Документы/Публикации/2000-е