Малоизвестные факты из туруханской ссылки святителя Луки Войно-Ясенецкого


В 1924-1925 гг. в Туруханске пересеклись судьбы героя Гражданской войны Филиппа Яковлевича Бабкина (1894-1939) и епископа-врача Луки Войно-Ясенецкого (1877-1961).

Благословлять больных запрещается!

В автобиографии Филипп Яковлевич Бабкин отмечал: «Нигде, ни в каких школах или другим каким-либо путем не учился. В этом трагизм моей жизни». Знаменательно, что встреча на берегах Енисея с профессором медицины не оставила в воспоминаниях Бабкина никакого следа.

Бабкин прибыл в Туруханск в июле 1923 года в связи с назначением на должность председателя Туруханского крайисполкома. Через год, 30 августа 1924 года, жители Туруханска встречали сосланного к ним владыку Луку.

«Меня предупреждали, что председатель Туруханского краевого совета - большой враг и ненавистник религии. Это, однако, не помешало ему возопить к Богу о спасении, когда он попал в жестокую бурю на Енисее на небольшой лодке. По требованию этого председателя меня вызвал уполномоченный ГПУ и объявил, что мне строго запрещается благословлять больных в больнице, проповедовать в монастыре и ездить в него на покрытых коврами санях», - писал о Филиппе Бабкине Войно-Ясенецкий.

В моде «коммунистические» имена

Василий Яковлевич Бабкин (брат Филиппа Яковлевича Бабкина), в годы Гражданской войны командовавший взводом в партизанском отряде Филиппа, в мирное время трудился на хозяйственных должностях в различных советских учреждениях, включая детский дом «Севполярлеса» в Енисейске.

В книге академика В.А. Лисичкина «Крестный путь святителя Луки: подлинные документы из архивов КГБ» содержатся, в частности, сведения о конфликте в связи с именем Атом, которое Василий Яковлевич Бабкин и его супруга Августа Илларионовна выбрали для своего сына.
Негативную реакцию святителя Луки на имя Атом следует рассматривать в историческом контексте, иначе кто-нибудь может подумать, что епископ без всякой на то причины обидел родителей Атома.

Атом Васильевич Бабкин родился в конце 1923 года – как раз с октября этого года газета «Красноярский рабочий» приступила к публикации статей о красных революционных «крестинах» детей. Был разработан «обряд крещения» с наречением «коммунистических имен».

«На собрании ячейки электростанции 19 ноября обсуждался вопрос о крещении новорожденной дочери секретаря ячейки Кузнецова. Отец предлагал дать дочери имя Ноябрина, мать - Октябрина. Собрание остановилось на последнем имени и назначило комиссию для устройства крестин». Вместо крестика Октябрине Кузнецовой был подарен значок коммунистического интернационала и наказ «крестного»…

«Мы дали новорожденной имя Идея, и пусть оно ей служит светочем в ее жизни», - сообщала газета об очередных «пролетарских крестинах». Передавая матери «новокрещенной» девочки значок коммунистического интернационала, организаторы ритуала обратились к Идее Конуркиной с напутствием: «Ты родилась в свободной стране Советов, где трудящиеся вместо поповской устанавливают свою классовую, пролетарскую веру».

В это же время на страницах «Красноярского рабочего» возникла дискуссия о названии нового обряда, заменившего в среде коммунистов православное крещение. Подробно эта тема исследована в работе красноярского историка И.Е. Бобрика «Практика красной обрядности как элемент советской повседневности начала 1920-х гг. (на примере «революционных крестин» Енисейской губернии 1923 г.)».

Я назову тебя… Атомом

История с именем ребенка Атом случилась через год после начала внедрения «звездин», «краснин» и «октябрин» - 23 октября 1924 года. В больницу Туруханска на прием к доктору Войно-Ясенецкому супруга Василия Бабкина принесла заболевшего годовалого сына. Узнав, что младенца нарекли Атомом, епископ Лука не удержался от «прямого выражения протеста против основ начинающегося нашего нового быта и всей нашей материалистической науки».

Василий Яковлевич Бабкин направил в Крайком РКП(б) заявление о случившемся. В заявлении автор попытался в «научном стиле» объяснить, что имя Атом было дано ребенку в контексте стремления к новому быту и отчаянной борьбы партии и всего пролетариата против религий и реакционных идеалистических философских наук всего мира.

Мать Атома А.И. Бабкина объявила краевому уполномоченному Енисейского губотдела ОГПУ по Туруханскому краю О.С. Стильве следующее: «23-го октября сего года я с больным ребенком 1 года обратилась в местной больнице к профессору Ясенецкому-Войно и попросила его осмотреть и установить диагноз и дать соответствующее пособие. При обращении к Ясенецкому-Войно последний до записи прежде всего спросил, как звать больного ребенка. Я ответила, что зовут Атом. При названии этого имени он с наивной грубостью стал спрашивать, что за имя Атом и кто его назвал. Я ответила, что это имя названо по-современному. Тогда он опять ответил грубо: «А почему Вы его не назвали поленом или окном?» Я ответила: «Потому и не назвали поленом и окном, что назвали Атомом». Ну все-таки допрашивал, кто же выдумал нам такое имя».

За неподчинение требованиям Туруханского крайисполкома, возглавляемого Филиппом Яковлевичем Бабкиным, и в связи с заявлениями родителей Атома 7 декабря 1924 года епископ Лука был выслан из Туруханска на Север, за пределы Полярного круга, в станок Плахино.

Ссылка в Плахино закончилась в начале марта 1925 года. В Туруханске ученый пробыл до 4 декабря 1925 года…

Последствия «религиозной агитации»

В Государственном архиве Красноярского края сохранился протокол заседания Бюро Туруханского Райкома от 13 мая 1925 г., имеющий отношение к туруханскому периоду ссылки святителя Луки. В заседании участвовали председатель Туруханского крайисполкома Филипп Яковлевич Бабкин, северный инспектор Илимпийской тундры Елизар Сергеевич Савельев, краевой уполномоченный Енисейского губотдела ОГПУ по Туруханскому краю Отто Семенович Стильве, председатель Коллегии Туруханской агентуры Енисейского губернского союза кооперативов Николай Николаевич Шаронов и другие.

На заседании обсуждался вопрос о «религиозной агитации» среди эвенков. «Моя поездка в тундру с заданиями УИКа в этом году сорвана. Когда приехал в тундру, то мне сказали, что здесь блокада, во главе был гр. Мицкий», - сообщил Е.С. Савельев. Елизар Сергеевич подчеркнул, что на эвенков «подействовало, когда хорошего доктора увезли». Речь шла о реакции эвенков на высылку Войно-Ясенецкого из Туруханска в Плахино.
В организации «религиозной агитации» на территории Илимпийской тундры подозревались административно-ссыльный Лука, а также старожилы Туруханского края заведующий факторией Госторга Михаил Михайлович Суслов, заведующий факторией Петроградского единого потребительского общества (ПЕПО) Константин Александрович Мицкий и уполномоченный Московской сырьевой конторы по заготовке пушнины Арсений Кузьмич Константинов.

Следствием «агитации» стало увольнение М.М. Суслова и К.А. Мицкого с работы, а материалы об «агитации» в связи с делом святителя Луки были переданы в ГПУ…

Возрождение

В августе 1990 года, когда в Красноярске начала возрождаться церковная жизнь, дочь К.А. Мицкого Галина Константиновна Аристанова передала Красноярской епархии Русской Православной Церкви сохраненный ее отцом старинный колокол с колокольни Троицкого храма в Туруханске, закрытого в 1930-м году. Прибывший из Туруханска на теплоходе «Александр Матросов», колокол торжественно встретили верующие Красноярска и на руках несли от пристани до Покровского кафедрального собора.

Юрий КЛИЦЕНКО
г. Москва

В 1919-1920 гг. Ф.Я. Бабкин был участником Енисейско-Маклаковского восстания и командиром красного партизанского отряда так называемой «Тасеевской республики». По окончании Гражданской войны работал на ответственных постах в Енисейске. В 1923-1927 гг. - председатель Туруханского крайисполкома. В 1927-1930 гг. - заведующий Туринской культбазой в Эвенкии. Летом 1930-го Филиппа направляют на строительство Казымской культбазы. 15 февраля 1932 он прибыл в Москву, где получил должность сотрудника Комитета Севера. С 1 сентября 1935 г. переведен в аппарат Главного управления Северного морского пути. На день ареста 9 апреля 1937 года Филипп работал начальником Управления хозяйства и культуры народов

Енисейская правда 29.08.2019


На главную страницу/Документы/Публикации/2010-е