Верные памяти


Такое не забывается

В прошлом году мы сообщали о том, что двое эстонцев, Куно Рауде и его землячка Май-Руть Кыргенд, побывали в месте бывшей ссылки – селе Вехнеусинское - и приняли 15 мая участие в установке памятной плиты депортированным и не вернувшимся на родину соотечественникам. Эта история имела продолжение.

Нынешней весной в городской ратуше эстонского города Пайде состоялась презентация книги воспоминаний репрессированных в 1949 году и высланных в Сибирь 34-х членов семей Ярвамааского уезда (это событие было приурочено к 70-летию депортации эстонцев). Присутствовавший на этом мероприятии Куно Рауде показал собравшимся видеофильм и фотографии с открытия памятной плиты на Верхнеусинском кладбище, рассказал подробности поездки и встречи с бывшими односельчанами-сибиряками, чем вызвал немалый интерес у соотечественников.

В свою очередь, верхнеусинцы, держа слово, своевременно наводили порядок на месте установки памятной плиты, пытались найти какие-нибудь артефакты прошлого. И небезуспешно. Так, в майские праздники сельчане обнаружили неподалеку от плиты табличку с хорошо сохранившейся гравировкой Veiderpass Therese и датами жизни и смерти, а также выпуклую пятиконечную звезду с надгробной тумбы. Эта же фамилия значится и на памятной плите. Не исключено, что захороненный в этом месте эстонец воевал в годы Великой Отечественной войны, а затем был депортирован (в рядах советской армии в войну воевало около 32 000 эстонцев – прим. авт). Сообщение об этих находках Куно Рауде передал в Эстонский Институт исторической памяти и в центральный орган репрессированных.

В июне и июле Куно Рауде организовал поездку своих земляков (88 человек!) в Красноярский край. Гости из Эстонии познакомились с краевым центром и его достопримечательностями, побывали на знаменитых Столбах, на реке Мана, на родине сибирского писателя В.П. Астафьева в Овсянке, съездили к сибирским эстонцам в село Хайдак, посетили города Дивногорск и Ачинск. Все были очень довольны этим увлекательным путешествием по Сибири. А пять человек решили посетить еще и памятное для них место – село Верхнеусинское.

На этот раз компанию Куно Рауде составили его одноклассник по усинской школе Индрек Каазик с сыном Мареком, а также уроженка Верхнеусинского Сирье Берлокко с дочерью Хэлэри. По пути в село своего детства они заехали в Шушенское, где осмотрели музей-заповедник под открытым небом. Затем остановились ненадолго в Ермаковском, где побывали в двух музеях - в доме Лепешинских, доме Ванеева, и с интересом познакомились с их экспозициями.

В Верхнеусинском, верные памяти своих близких, они посетили кладбище, где остались покоиться их родные, и возложили цветы к подножию мемориальной плиты.

С трепетом ходили бывшие ссыльные по улочкам села, показывая своим детям сохранившиеся дома, в которых они жили, делились воспоминаниями. Так, например, в небольшом, приземистом, почерневшем от времени строении без крыши Куно Рауде признал жилище, в котором он со своей бабушкой и Теодором Каск, будущим отцом Сирье Берлокко, ютились в первый год ссылки.

Как и в прошлом году, администрация и жители села тепло встретили приезжих эстонцев. Верхнеусинское еще не обзавелось гостиницей, поэтому гостей радушно приняли в частных домах и окружили их заботой. Много внимания им, кроме главы, уделил и депутат районного Совета Василий Николаевич Романенко, показывая местные музей и памятники, предоставляя возможность полюбоваться здешней природой. Молодые эстонцы пожелали подняться на гору и посмотреть на окрестности села сверху, они не скрывали восторга от красоты увиденной картины.

Индрек Каазик встретил в эти дни своего бывшего одноклассника – Ивана Каширина. Встреча была очень сердечной, они не могли наговориться. Иван Петрович, местный поэт, читал другу детства свои стихи, принимал дорогого гостя и его земляков у себя дома, а в день отъезда пришел проводить его. Такое не забывается.

Эстонцы очень хотели побывать в Тыве, и усинцы помогли им осуществить мечту. На двух машинах они все вместе отправились в соседнюю республику. После Долины Царей первым на их пути появился город Туран, старейший русский культурный центр в Урянхайском крае. Здесь эстонские туристы посетили историко-краеведческий музей и познакомились с разделом, посвященным основателям поселения, купцам-промышленникам Сафьяновым, с тувинской этнографической коллекцией, с предметами русского быта, с древней историей Турано-Уюкской котловины.

В Кызыле они побывали в Национальном музее республики, где сделали для себя еще больше открытий. Особое впечатление на них произвела богатейшая коллекция золота скифов. Не могли путешественники пройти мимо знаменитого обелиска «Центр Азии», расположенного на берегу Енисея, и не сфотографироваться на его фоне.

Следующим пунктом поездки стал этнокультурный комплекс «Алдын-Булак», расположенный в 40 км от столицы республики и представляющий собой юрточный бивак. Этот живописный уголок в долине реки Улуг-Хем считается одним из возможных мест, где похоронен Чингиз-хан. Комплекс представляет собой макет Вселенной: юрты – это солнце и планеты в его поле. На территории базы гостей впечатлили культовые места – небесные ворота Шамбалы (красочная арка), где туристы загадывают желания, за ними – 99 ступенек, ведущих вверх между скалами. Запомнилось обрядовое место – знамена Сульде, сделанные из конских хвостов. Здесь мужчины совершают ритуал почтения мужеству и чести, повторяя заповедь предков: «Бойся не человека, могущего отнять у тебя жизнь и жизненные блага, а бойся совершить поступок, который может обесчестить тебя или умалить твое достоинство – не в глазах людей, а в своих собственных».

Назад ехали по старому Усинскому тракту. Индрек Каазик, который мальчишкой ездил по нему в поселок Маральский, вновь захотел проехать по этим местам и вспомнить юность. Останавливались у мемориальной плиты пограничников, установленной в честь 100-летия пограничных войск на бывшей погранзаставе.

Поездка эстонцев в Сибирь стала для них большим событием. Вот что написал в своем недавнем письме Куно Рауде:

«… Я предельно доволен тем, что на все это решился, что при помощи многих хороших людей познакомил своих земляков с Красноярском, со Столбами, Овсянкой, Ачинском, Дивногорском, с сибирскими эстонцами села Хайдак, с окрестностями реки Мана. Особое место занимает, конечно, поездка в Ермаковское, Шушенское, Верхнеусинское, в Тыву. А также посещение Красной площади в Москве, использование которой ныне меня удивило.

Спасибо вам, Лариса Васильевна, за теплое гостеприимство в Ермаковском. Очень благодарен Александру Екимову, замечательному человеку, который потратил на нас целую неделю! Благодаря ему, нам удалось съездить в Тыву, где я до сих пор не был.

В пятницу у нас были в гостях моя сестра с мужем, Май-Руть и две ее одноклассницы по Усинску с супругами. Весь вечер смотрели фотографии, а их 1 278, сделанные с 6 по 21 июля этого года. Разговор шел только о Сибири, о Верхнеусинске, о прекрасных людях Сибири. У каждого свои воспоминания. Благодаря увиденному, услышанному и антологии «Урянхай Тыва дептер» у меня было что рассказать об Урянхае и ее истории. Подумать только, что уже 12 тысяч лет назад там жили угры (предшественники угро-финнов), гунны, скифы, монголы, оказавшие позднее немалое влияние на жизнь европейских народов! Что рядом с ними в земле Урянхайской покоятся мои одноземельцы, моя бабушка, в том числе. С благодарностью и уважением Куно».

Заслуживает глубокого уважения то, что эстонцы свято хранят память о своих близких, их не страшат ни расстояния, ни материальные затраты, ни время – они отправляются в дальнее путешествие, чтобы побывать на земле, принявшей их родственников. А самое главное, эту эстафету памяти они передают своим детям, чтобы и они тоже знали и помнили свою семейную историю, чтобы имели полное представление о крае, где пришлось жить их родным, о Сибири и сибиряках в целом. И пусть отдельные политики ломают копья в спорах, простые люди понимают друг друга и осознают, что их объединяет очень многое, и делить им нечего. Думается, что дорога в Сибирь и в Верхнеусинское, в частности, не будет забыта и другими эстонцами.

Лариса Голубь

На снимках: эстонцы возле памятной плиты в Верхнеусинском; горсть эстонской земли в усинскую землю.

Фото из архива Куно Рауде.

(Опубликовано в Ермаковской газете «Нива», N 40 от 3 октября 2019 г., стр. 14).


На главную страницу/Документы/Публикации/2010-е