Помогите вспомнить и помянуть


Красноярское общество «Мемориал» «едет поиск людей, репрессированных у нас в крае, пытается восстановить их судьбы, вернуть им доброе имя и сохранить память о них. Репрессии не обошли стороной и красноярских железнодорожников. Сегодня публикуется список репрессированных железнодорожников Красноярска, составленный по архивным материалам красноярского «Мемориал». О некоторых мы знаем уже многое, о некоторых — почти ничего. Мы обращаемся к читателям «Красноярского железнодорожника» с просьбой дополнить этот список, уточнить его: возможно, некоторые сведения неточны. Мы просим также сообщить об известных вам местах захоронений репрессированных, о местонахождениях лагерей. Мы собираем документы, фотографии, воспоминания, свидетельства очевидцев, которые необходимы для формирования архива и создания музея «Мемориала».

Нам можно писать по адресу: 660049, Красноярск, пр. Мира, 3, «Мемориал». «Мемориал» также ведет прием посетителей по вторникам в редакции газеты «Красноярский комсомолец» с 18 до 21 часа в комнате 10-06 (десятый этаж, шестая комната). Адрес редакции: ул. Республики, 51.

В. СИРОТИНИН, председатель красноярского «Мемориала

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ КРАСНОЯРСКА, РЕПРЕССИРОВАННЫЕ В 30-е ГОДЫ

1. АВГУСТИНОВИЧ, арест в 1937 г.

2. АГАФОНОВ М. А., руководитель одной из служб ПВРЗ, Арест в 1937 г.

3. БЕЗИН Иван Яковлевич, дорожный мастер Красноярского участка железной дороги, арест в 1937 г. Расстрелян 26 октября 1937 г.

4. БОЙКОВ Кирилл Филимонович, 1894 г. р. Помощник дорожного ревизора в управлении Красноярской железной дороги, арест в декабре 1944 г., осужден на 5 лет, освобожден по сроку в 1949 г.

5. БРОДЕЦКИЙ Андрей Павлович, 1902 г. р., осмотрщик вагонов в вагоноремонтном пункте ст. Красноярск. Арест в августе '1937 г. Отбывал заключение на лесоповале в Свердловской области. Освобожден в 1939 г., вернулся в Красноярск, работал кочегаром на паровозе, умер в 1985 г.

6. ВАЙТУСИН Иннокентий Иннокентьевич, 1897 г. р., клепальщик ПВРЗ. Арест осенью 1937 г, На допросах от побоев лопнули барабанные перепонки, потерял слух, вернулся в Красноярск после войны, умер в 1986 г.

7. ВАЙТУСИН Осип Иннокентьевич. 1884 или 1885 г. р.. машинист локомотива. Арест осенью 1937 г.

8. ВЕРЕМЕЙ Иван Петрович, 1901 г. р., начальник товарного двора ст. Красноярск, осужден в 1940 г, на 8 лет.

9. ВЕРЕНИЧ Григорий Матвеевич, начальник службы пути, арест в 1937 г.

10. ВИЗГЕРТ Викентий Осипович, начальник вагонной службы Красноярской железной дороги, арест в 1937 г.

11. ГАВРА Иван Петрович, 1906 г. р., председатель завкома ПВРЗ. арест в 1937 г. В 1938 году осужден на 5 лет.

12. ГАДАЕВ Игнатий Филиппович, 1907 г. р.. начальник политотдела Красноярской железной дороги. Арестовав 27 сентября 1937 г., расстрелян в Красноярске 13 июня 1938 г„ Перед расстрелом несколько месяцев сидел в Красноярской тюрьме в камере смертников (камера № 1С).

13. ГАЛАНИН Василий Павлович, 1884 г, р.. главный диспетчер вагонных цехов ПВРЗ. 15 июля 1938 г. приговорен к расстрелу.

14. ГЕРАСЬКИН Василий Петрович; 1881 г, р. Г старший инспектор по выпуску паровозов на ПВРЗ. Умер во время следствия в 1937 г.

15. ГИЛЬДЕРМАН Вера Львовна. 1906 г. р.. инспектор отдела кадров управления Красноярской железной дороги, арест в сентябре 1936 г., срок — 5 лет.

16. ГОЛОВАНОВ, начальник технического бюро Красноярского депо, арест, — ?

17. ГОЛЬМУК Филипп Илларионович, 1904 г„ р., инструктор ФЗУ ПВРЗ. 10 июня 1938 г. приговорен к расстрелу, расстрел заменен на 15 лет лагерей.

18. ГОРШКОВ Константин Иванович, 1897 г, р.. начальник техотдела паровозной службы Красноярской железной дороги. 15 июля 1938 г. приговорен к расстрелу. Расстрелян.

19. ДИМОВ Павел Григорьевич, 1898 г. р., начальник планового отдела Красноярской железной дороги. 10 июля 1938 г. приговорен к 5 годам ссылки в Казахстан.

20. ЕВСТРАТОВ Николай Иванович, 1904 г. р.. начальник механосборочного цеха ПВРЗ. Арестован 17 августа 1937 г.

21. ЖУРАВЛЕВ Алексей Константинович, 1899 г. р., главный механик ПВРЗ. Арестован в 1837 г., расстрелян 20 марта 1937 г.

22. ЗЛОБИН А. Ф„ руководитель одной из служб ПВРЗ, арест в 1937 г.

23. ИГНАТОВИЧ Бронислав Петрович, 1893 г. р.. парторг ПВРЗ арест 30 мая 1937 г.

24. КАЗАНОВ Константин Иванович, сторож ПВРЗ. арест в 1937 г., умер во время следствия в Красноярской тюрьме.

25. КАЧАЕВ Федор Алексеевич, 1898 г. р., возчик райторга ст. Красноярск, арестован 28 мая 1938 г.

26. КИСЛОВСКИЙ Константин, машинист, арестован вместе с женой Антониной Кисловской в июле или августе 1938 г. Жил по ул. Железнодорожников.

27. КОЖУХОВ А. И., начальник планово-производственного отдела ПВРЗ, арест в 1937 г. .

28. КОНОВАЛОВ Константин Семенович, 1904 г. р.. арестован 17 сентября 1937 г., в феврале 1938 г. из под стражи освобожден.

29. КОСЯГИН А. А., руководитель одной из служб ПВРЗ, арест в 1937 г.

30. КОЦАРЬ Владимир Васильевич, 1906 г. р.. инспектор по подготовке кадров управления Красноярской железной дороги, арест в 1937 г., срок — 8 лет.

31. КРУМПАН, работал в ревизионной службе Красноярской железной дороги, арест в 1937 г.

32. ЛЮБИМОВ Афанасий, машинист, арестован в декабре 1938 г. вместе с женой Варварой и детьми' Володей, Костей, Мишей. Жил на ул. Железнодорожников.

33. ЛЮИК Юлиан Андреевич, 1899 г. р., главный бухгалтер паровозного депо, арестован 2 ноября 1937 г.

34. ЛЯКС Иван Иннокентьевич, 1913 г. р.. зав. материальным складом Красноярской железной дороги, арестован 24 декабря 1937 г., расстрелян 17 февраля 1938 г.

35. МАЙОРОВ С. Т., начальник механического цеха ПВРЗ, арест — 1937 г.

36. МАЧНЕВ Е. К-, руководитель одной из служб ПВРЗ, арест — 1937 г.

37. МИРСКИЙ Арий Константинович, начальник Красноярской железной дороги, арест — 1937 г.

38. НЕВЕРКО Илья Алексеевич, 1899 г. р., ремонтный рабочий 10-й дистанции пути Красноярской железной дороги, арестован 23 декабря 1937 г., расстрелян в 1938 г.

39. НЕЛИДОВ Александр, работал на ПВРЗ, «столбист», арест — 1937 г.

40. НИКОЛАЕВ Лазарь Антонович, 1891 г. р.. директор ПВРЗ, арест — 1937 г., расстрелян 19 июня 1938 г.

41. ОЧЕРЕДЬКО Михаил Иванович, 1896 г„ р.. начальник паровозной службы, арестован в 1937-т., расстрелян 15  июня 1938 г.

42. ПЕРЕВЕРЗЕВ Петр Маркович, 1907 г., парторг Красноярского паровозного депо, арестован 27 июля 1937 г.. приговорен к расстрелу 13 августа 1938 г.. расстрелян.

43. ПОЛОНКИН Александр Степанович, мастер ПВРЗ. арестован в 1937 г., умер в тюрьме во время следствия.

44. ПОЛОНКИН Владимир Александрович, работал на ПВРЗ, арестован в 1937 г., умер в тюрьме во время следствия.

45. ПЯТКОВ Федор, рабочий ПВРЗ. арестован в 1943 г.. срок — 10 лет, вернулся из заключения, умер, похоронен на кладбище ст. Минино.

46. СПРОГЕ Я. Я., руководитель одной из служб ПВРЗ. арестован в 1937 г.

47. СУМЦОВ И. Г., руководитель одной из служв1 ПВРЗ. арестован в 1937 г.

48. ЦИГ Василий Иванович, 1898 г. р.. зам. начальника паровозного депо ст. Красноярск. Арестован 5 мая, 1937 г.. расстрелян 16 июля 1938 г.

49. ЦИМИК Александр Иванович, слесарь депо ст. Красноярск. расстрелян 15 июля 1938 г.

50. ЧЕПУРИН Виктор Иванович, 1909 г. р., зам. заведующего гаражом Красноярской железной дороги, арестован 19 апреля 1937 г., освобожден из под стражи в 1938 г.

51. ЧУДКОВ Иван Васильевич, 1902 г. р.. начальник военно-учетного бюдо ПВРЗ, арестован в сентябре 1937 г. В 1938 г. освобожден из под стражи, работал на Красноярском механическом заводе. Умер в 1979 г.

52. ШАХМАТОВ Аркадий, машинист, арестован осенью ,1938 г. вместе с женой и сыновьями Виктором и Геннадием.

52. ШЕИН Сергей Игнатьевич, 1904 г. р., начальник технического бюро ст. Красноярск, арестован в апреле 1937 г. До 1940 года содержался в Красноярской тюрьме, затем был освобожден. Жив, живет в Москве.

54. ЭЛЬСТ Антон Семенович, работал на ПВРЗ. Арестован в в 1937 г. Отбывал срок в Севжелдорлаге, где и скончался в 1944 г.


* Архипелаг ГУЛаг

Дорога в никуда

Тюменская область. Когда смотришь с вертолета, здесь все как будто действующее — рельсы и семафоры, станции, домики обходчиков... Внизу же видишь разруху и запустение. Десятилетия железная дорога Салехард—Игарка жила двойной жизнью. Вроде бы она была, и в то же время о ней старались не упоминать, называя просто «Стройка номер -501».

Идея северной Транссибирской магистрали витала в умах купцов и промышленников с начала еекв. Но здравый смысл подсказывал, что «тот грандиозный план пока не по зубам молодой российской буржуазии. Сталинскому же правительству неведомы были сомнения по поводу нехватки средств, строителей, материалов. Решено — и в полярную тайгу и тундру потянулись а 1947-м этапы репрессированных. В нечеловеческих условиях: жуткие морозы зимой, гнус и комары летом, работали заключенные. Ценою человеческих жизней проложен буквально каждый километр дороги. Не машина репрессий исправно поставляла новые партии «врагов народа». К 1953-му году уже ходили рабочие поезда из Салехарда в Надым, была почти закончена отсыпка насыпи на всем полуторатысячекилометровом протяжении дороги.

После смерти «вождя и учителя» свернули строительство и законсервировали лагеря. Так и стоит с тех пор этот памятник жестокости и насилия. Изъедены ржавчиной рельсы, сгнили шпалы — огромные суммы народных денег были закопаны в тундру. Никакими деньгами не оценишь жизни погибших, а как оценить десятки тысяч исковерканных судеб? Ведь только по неполным данным, на строительстве работало около ста' тысяч заключенных.

Красноярский железнодорожник  11.10.89


На главную страницу/Документы/Публикации/1980-е