«Латвия» открывает Сибирь


ПЕРЕД ПАМЯТЬЮ В ДОЛГУ

28 сентября от Красноярского речного порта отправится в последний рейс теплоход «Латвия». Рейс необычный, посвященный Антону Павловичу Чехову и... Андрею Дмитриевичу Сахарову, ведь нынешний год объявлен ЮНЕСКО годом русской культуры и годом Сахарова. На борту теплохода отправятся в рейс по Енисею столичные писатели и врачи, художники, представители республик Прибалтики и красноярской общественности, сотрудники библиотек, активисты «Мемориала»... Не случайно именно теплоход «Латвия» осуществляет этот рейс. Одним из его участников станет Общество российских латышей.

Наш корреспондент беседует с критиком Беллой Львовной Клещенко — организатором этого рейса, президентом Сибирского чеховского фонда.

— На борт теплохода мы пригласили репрессированных прибалтов, для которых Сибирь стала второй родиной. Зная о том, что в крае уже открыты первые национальные школы, где их внуки наконец- то получили возможность изучать родной язык, мы поставили задачей открытие по пути новых школ имени Антона Павловича Чехову. Эту миссию берут на себя прежде все го члены Латвийского детского Фонда, которые тоже будут на борту корабля.

— Белла Львовна, мы помним вас по прошлому году — — юбилейному, чеховскому,— когда вы шли через Красноярск, повторяя путь великого писателя на Сахалин. Знаем, что тогда вас в путь отправил журнал «Новое время». То самое «Новое время»», которое отправляло и Чехова в сахалинскую поездку.

— И сейчас «Новое время» — инициатор этого рейса. Но, помимо журнала, в числе организаторов — Сибирский чеховский Фонд (он был создан в Иркутске во время моего прошлогоднего -путешествия по чеховскому маршруту). К нам подключились Общество российских латышей, редакция рижской газеты «СМ сегодня» и Школа мира. Спонсором этого рейса, который завершится в Норильске,, выступила столичная фирма «Агропласт». Надеемся, что найдутся и спрнсоры в Красноярске. Есть реальная возможность с их помощью в селениях края создать современные поликлиники, национальные школы.

— Неужели это реально?

— Я повезу пакет документов фирмы, которая желает открыть в Красноярске, Норильске, Енисейске, Туруханске, Игарке современные поликлиники. Откликнулись бы местные власти, нашлись бы спонсоры. А фирма гарантирует оснащение этих поликлиник современной диагностической аппаратурой, поставит специалистов.

Мы будем созваниваться с горсоветами, давать им телеграммы с тем, чтобы местные власти не упустили эту реальную возможность улучшить медицинское обслуживание населения.

Кстати, во время остановок на борту теплохода можно будет встретиться с гомеопатами, с последователями немецкого доктора Фоля, увидеть современнейшие приборы медикаментозного тестирования, получить оздоровительные сеансы.

На борту теплохода будут находиться приборы, с помощью которых можно будет установить геопатогенные зоны вдоль побережья, опасные для здоровья сибиряков. Этим занимается ассоциация «Белая акация» — она тоже готова заключить договоры, соглашения, было бы желание местных властей и нашлись бы спонсоры на местах, которые помогли бы хотя бы поначалу своим городам, поселкам в деле здравоохранения.

Мы все говорим: надо помогать народу, надо идти в народ. А никто не знает, как идти, как помогать, с какой стороны. Теплоход «Латвия» взял на себя эту несколько необычную миссию.

— И, как я поняла, не только просветительскую, получается, это не агиттеплоход, к которому мы так привыкли за годы Советской власти...

— В том-то и дело, что нет. Конечно же, коль мы посвящаем этот рейс памяти Андрея Дмитриевича Сахарова, то будем пропагандировать его правозащитные идеи, чтобы привлечь внимание общественности, правительств разных стран к судьбам репрессированных народов Сибири, к проблемам воспитания в национальных традициях латышей и других народов, населяющих край.

Надеемся, что «Латвию» будут ждать на протяжении всего маршрута, на всех стоянках. Мы намерены проводить встречи с общественностью, выступать в библиотеках, му зеях, клубах. Но медицина и просветительство — это только два направления нашей деятельности. Третье направление — литературное. На борту теплохода будут вестись заня|тия на высших литературных курсах во главе с профессором писателем и переводчиком Владимиром Микушевичем,

Думается, что многим участникам рейса будет интересно послушать его блистательные лекции. Назову для примера хотя бы две темы: «Идеология — массовое самоубийство», «Опыт вечной жизни». Каждый день — лекция интереснейшего человека, которого я, например, называю гениальным. В числе слушателей — молодые журналисты из Евпатории. литераторы из рижского лицея имени А. Пушкина. В дороге мы будем с 28 сентября по 13 октября, и каждый день да борту «Латвии» — новая тема, новый серьезный разговор с участием профессора Микушевича.

Ожидается еще одна дорогая для' меня миссия — встреча с жителями Мотыгино, куда, надеюсь, приедут и старожилы Раздольного, где отбывал ссылку мой муж, поэт Анатолий Клещенко. В этом году исполнилось 70 лет со дня его рождения.

— О судьбе репрессированного поэта мы уже рассказывали на страницах «КР», в одном из субботних номеров печатали его стихи, трогательное письмо - воспоминание библиотекаря Васечкиной, которая жила в Раздольном и хорошо помнит поэта. Знаю, что вечера памяти Анатолия Клещен. ко пройдут в нашей краевой библиотеке и в Доме актера, как раз в канун отплытия «Латвии» на Север. Я созванивалась с коллегами из Мотыгино. Журналисты пообещали тоже провести вечер, посвященный юбилею поэта...*

— Хотелось бы, чтобы они приурочили его как раз к прибытию «Латвии». Жду весточки из Мотыгино. Кстати, та милая девушка - библиотекарь, письмо которой вы опубликовали, теперь уж взрослый человек, разыскала меня и обещала принять участие в рейсе, приехать на встречу с земляками.

Ну а конечная остановка нашего путешествия, которое берет начало в Риге и Москве,— Норильск, туда мы будем добираться от Диксона (перепутала Диксон с Дудинкой - ред. сайта) на автобусах. Там наших друзей-латышей ждут встречи с некогда репрессированными земляками, осевшими на Севере, и горькие минуты у мемориала погибшим.

— Возьмите, пожалуйста, на память наш последний субботний номер, там как раз рассказ о возведении этого креста памяти за Полярным кругом.

— Спасибо. Латыши проявили особое участие к нашему рейсу. И мы решили, что два часа каждый день будет отдано участниками рейса на изучение латышского языка.

Завершая эту беседу, хочу еще раз обратиться к спонсорам. Для начала — конкретно к Аэрофлоту, чтобы помог переправить около 100 человек из Москвы в Красноярск к 28 сентября, чтобы после завершения рейса 13 октября помог нам вернуться обратно. Думаю, что такое путешествие для края может обернуться большой помощью.

На прощание Белла Львовна Клещенко показала очень «зубастую» подборку политического плаката, созданную художником Анатолием Гетманским. Выставка его работ под задиристым названием «Знай наших» будет развернута на борту теплохода «Латвия», и ее смогут увидеть многие жители края. А мы читателям «КР» предлагаем скорбный рисунок «Балтия», который станет символом этого рейса и будет сопровождать асе наши материалы о нем.

И печатаем одну из последних карикатур Анатолия Гетманского.

Создавалась она в памятные для всех нас дни, прямо на митинге а Санкт-Петербурге. Вот они, «герои» тех дней. Возьми они тогда верх, не собиралась бы «Латвия» в свой необычный рейс по Енисею.

В. МАЙСТРЕНКО.

Красноярский рабочий 13.09.1991


На главную страницу/Документы/Публикации/1990-е