На круги своя


Пять лет назад возродилась Красноярско-Енисейская епархия

Пять лет минуло, как Красноярско-Еиисейская епархия, основанная Синодальным Российским Священноначалием в 1851 году, возобновила свое существование после нескольких десятилетий лихолетья в 1990 году Определением Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода Русской Православно^ Церкви.

Приведу некоторые любопытные данные на периоды правлений наших епископов. У епархии в момент ее образования при, епископе Енисейском и Красноярском Никодиме (Казанцеве) (с резиденцией в Красноярске) на Севере было, помимо Туруханского Троицкого монастыря, целых шесть церквей. Их имели: Индбадское, Дудинка, Толстый. Нос, Хатанга, Таз. Священники, как о том пишет современник, страшно бедствовали., За требы платили белкой, жалованья — не было, следовательно - и денег на хлеб, который доставался с великим трудом. "Положение осложнялось самоуправством и притеснениями гражданских властей..."Хатангский и Тазовский приходы Посещались Пастырями лишь в зимнее время. Монастырь в то время "едва дышал", хртя, как написано, "весь край благоговел к обители", в которой покоились мощи Василия Мангазейского и старца Тихона!

При втором епископе Енисейском Павле (Попове), правившем в 1870—1873 годы, было сделано немало для епархии, так как он был нрава весьма ревностного и деятельного. При епископе Антонии (Николаевском), правившем с 1873 по 1889 год, был открыт Красноярский Знаменский мужской монастырь. Первым игуменом монастыря был Филарет, до этого прослуживший 25 лет при императоре Николае Первом простым солдатом.

Четвертый епископ - Исаакий (Положенский) правил с 1881 по 1886 год. О нем сказано: "Ни одна сторона епархиального .управления не осталась без доброго его воздействий, всему дано было поступательное движение вперед, по примеру лучших российских епархий". Им были основаны "Енисейские епархиальные ведомости",-выходившие два -раза в месяц. С 1886 по 1892 год управлял епархией епископ Тихон (Троицкий-Донебин), затем, по 1894 год, всего 2 года на нашей кафедре был епископ Александр (Богданов), однако и в эти годы "он много успел сделать для епархии", как отмечают современники. При нем было основано Православное Братство во Имя Рождества Богородицы, целью которого , было "распространение христианства среди язычников-туземцев и утверждение, в христианском обществе здравых понятий  об истинах православной веры, правилах благочестия... противодействие расколу, сектантству и суевериям. Деятельность Братства заключалась в устройстве публичных чтений, распространении книг нравоучительного содержания, в организации библиотек, школ и иконописных мастерских, учреждений обществ трезвости". Епископ Александр способствовал открытию красноярской духовной семинарии, которая к 1900 году славилась, как "огромная, роскошная, чуть ли не первая в России по изяществу внешней и внутренней отделки"

Стараниями епископов Акакия (Заклинского, 1894 - 1898 гг.) и Евфимия (Частнева, 1898— 1913 гг.) епархия достигла своего расцвета, апогея. Приведу сведения того времени:

население епархии - 623.494 человека;
приходов - 222;
духовенство: протоиереев — 13;  священников — 210; дьяконов — 50; псаломщиков - 241;
монастырей: 5 мужских (31 монах), 2 женских (25 монахинь и 161 послушница).

При Туруханском мужском монастыре была одноклассная миссионерская школа, при енисейском Иверском — двуклассная женская школа и больница. Церковных библиотек было 207. Церковно-приходских школ — 203, в том числе 7 двуклассных и 196 одноклассных.

В епархии действовал комитет Православного Миссионерского общества. Был, и отдел Православного Палестинского общества, "устраивавшего чтения в разных пунктах епархии". Указано и количество старообрядцев — 11.869 человек. | При епископе Никоне (Бессонове, 1913 — 1917 гг.) около озера Инголь Ачинского уезда был основан Скорбященский женский монастырь. Владыка активно содействовал сбору средств в пользу военных российской армии. Революционные бури, всколыхнувшие Красноярск, понудили его навсегда покинуть епархию. После отъезда управление им епархией из Черноморской области, где .он проживал, было затруднено, наша епархия стала „буквально распадаться под воздействием революционного духа в быстро меняющейся обстановке.

Временно к нам в это время, были назначены .поочередно епископы Гавриил и Зосима, но вряд ли что и они могли сделать в эти годы. Известно, что в 1918 году на енисейской кафедре был епископ Назарий. Начались репрессии против духовенства. В том же году в- селе Каратуз был застрелен о. Михаил Щербаков с супругой. В 1919 г. расстрелян священник с. Нижнее Елово о. Владимир Фокин, его тело убийцы закопали в снег, расстрелян о. Михаил из с. Каргополово, расстрелян о. Стефан Семенченко из с. Михайловского. 30 марта 1919 г. убит священник с. Алтай А. П. Поливанов, священники о. Димитрий Перовецкий из с. Апан, о. Николай Протопопов с сыном из с. Мокрушинского, о. Трофим Кузнецов. Этот мартиролог далеко не полон. Однако во многих приходах убийства намеченных,- большевиками священников не состоялись, т. к. местные жители не попустили совершиться этому и отстояли своих пастырей.

В эти годы заметно моральное падение части прихожан из-за разнузданной пропаганды братоубийственной войны, виной чему послужила .навязанная нам "добытая свобода и особенно идеи большевизма, отрицающего все святое", как пишется в архивных записках. Заметим, что было и такое: "Приходские Советы сел Нижнеингашского, Шарыпова, Ужурского, Новое лове кого, Северо-Катынского и др. постановили охранять свои храмы и причт "от насилия и обиды со стороны воровских шаек, злых и безбожных людей". Кстати, это было ответом на призыв епископа Назария защищаться. Владыка писал: "Неужели, пожелаете, чтобы замолк •колокольный Звон, на месте святых храмов , воцарилась бы мерзость запустения и ваши дети воспитывались бы в безверии и пороках. Бойтесь, как бы страна наша окончательно не одичала и не превратилась бы в вертеп разбойников".

В результате "этих бурных разрушительных лет и последующих опустошительных потрясений, которые пожала наша страна, на территории ликвидированной безбожниками нашей епархии незадолго до 1000-летия Крещения Руси имелось вместо 310 приходов только 7, причем не учтены часовни и молитвенные дома, которых было помимо приходов 212 и которых не осталось вообще. Перед самой революцией наша епархия' стараниями истинных патриотов Отечества достигла своего апогея и наивысшего расцвета, но не суждено было, по зависти исконного врага рода человеческого диавола, многим и многим поколениям сибиряков наших воспользоваться сим даром.

Конечно,, нам трудно судить о духовно- нравственном состоянии народа того времени, но то, что устоявшаяся приходская жизнь и монастырская несла людям свет Христов и просвещение в борьбе с невежеством, — факт, который оспаривать невозможно.

За истекшее пятилетие', начиная с 1991 г., в возрожденной епархии открыт Спасо-Преображенский в Енисейске и Благовещенский в Красноярске монастыри. Имеется более 70 приходов, действуют воскресно-приходские школы, открыто три гимназии. Конечно, я не удовлетворен тем, что наши промышленники не только не помогли заложить фундамент Собора Рождества Богородицы на правобережье, но и начатое строительстве часовни-памятника Святителя Николая - заморозили, ожидая, вероятно, нашей инициативы и в делах строительства. Это ошибка. Во времена атеистического гнета Церковь имела больше средств и могла строить храмы, но это было категорически запрещено, а сейчас, когда можно строить, — у Церкви нет на это средств и все поэтому возвращаемся "на круга своя". Строят - подрядчики, деньги дают - промышленники, благоукрашают храмы - священники вкупе, с народом прихода. Словом так, как было в России, и как должно быть, и как есть во всех странах мира. Так что вместе с благодарностью главам администраций, промышленникам и иным доброхотам в этом святом деле строительства храмов хотелось бы и сожаление высказать, что понимание важности вопроса —'пока чаще оставляет . желать лучшего. Но Бог даст, со временем все устроится, и понимание будет.

Поздравляю всех, кто рад скромному нашему юбилею, и призываю Благословение Божие на наши дальнейшие совместные труды за ради Вечного Спасения и духовного возрождения нашего многострадального Отечества Российского!

С любовью о Господе, епископ Красноярский и Енисейский АНТОНИЙ.

Красноярский рабочий 30.11.1995


На главную страницу/Документы/Публикации/1990-е