Музей, как зеркало истории


Инициаторами создания заводского музея были начальник завода Г. А. Манасян, секретарь парткома М. Г. Поспелов, секретарь железнодорожного райкома КПСС Н. К. Стрелков. Мне было поручено возглавить всю работу по организации музея. Партком завода утвердил комиссию. К нашей работе активно подключились ветераны труда — истинные создатели истории завода. Решение об организации музея было принято в 1972 году, а 25 апреля 1973 г. на заводе был открыт музей трудовой и боевой славы предприятия ЭВРЗ.

При построении экспозиции мы стремились сделать ее как можно шире, охватить все темы, все стороны деятельности завода, акцентировать внимание на наиболее знаменательных событиях в жизни коллектива, рассказать о славных тружениках и наших ветеранах. Поиск архивных материалов, касающихся истории завода, был сопряжен с большой сложностью и трудностью так как прошло много времени и у людей — участников событий — многое стерлось в памяти, забылось, а многие из них уже ушли из жизни. Расскажу только об одной фотографии «Участники вооруженного восстания 1905 г.» Передал ее в музей Петр Матвеевич Петрушин, он был членом комитета по руководству вооруженного восстания на заводе. На фотографии 12 человек, фамилии не указаны, надо было найти этих людей или их родственников. И вот мне пришлось около двух месяцев разыскивать их по городу. Несмотря на тщательные поиски, троих все же я не нашла. Пришлось поместить эту фотографию на стенд музея с оговоркой, что этих участников революции 1905 года фамилии и инициалы не установлены.

Добровольных помощников по созданию музея было много. Особо хочется отметить В. И. Журавлева, В. А. Власова, Н. А. Сарова, Ю. С. Кравцова, Ю. А.Варыгина, которые, несмотря на занятость в работе, всегда находили время и возможность оказать содействие в оборудовании музея.

В процессе становления работы музея все глубже и всесторонне изучалась заводская история. Открывались новые факты, находившиеся до того, как говорится, «за семью печатями». Стала известна судьба многих тружеников, оставивших заметный след в деятельности завода, но о которых долгое время умалчивалось. Даже документа о них в заводском архиве не было, их изъяли, ибо этим людям приклеили ярлыки «врагов народа».

Такая судьба постигла, например, Ивана Федоровича Киреева. Случайно в книге «Солдатская слава» я увидела его фотографию — полного кавалера ордена Славы, над которой была надпись, что он из Красноярска, бывший работник ПВРЗ. В заводском архиве о нем не было ничего. И вот, готовясь уже к 50-летию Победы, мы из других источников узнали, что он работал на заводе ПВРЗ и был репрессирован.

Сейчас фотография Ивана Федоровича Киреева с кратким описанием его боевых подвигов на фронтах Великой Отечественной войны находится на стенде музея.

Такая же участь постигла и бывшего начальника завода Николая Николаевича Нелидова. В ссылке оказалась и вся его семья.

Экспозиция музея охватывает свыше тридцати тем, которые условно можно разделить на ос-новные исторические периоды:

1. Рождение и становление главных железнодорожных мастерских (первоначальное название завода) и трудового коллектива (1897—1905
г.г.).

2. Первая русская революция (1905 г.). Осада. Семь героических дней вооруженного восстания.

3. Навстречу второй революции (1906—1917 г.г.).

4. В борьбе за власть Советов (1917—1920 г.г.).

5. Строительство социализма (1921 — 1941 г. г.).

6. За нашу Советскую Родину (1941—1945 гг.).

7. Послевоенное восстановление и переход на выпуск мирной про-дукции (1945—1959 гг.).

8. Движение за коммунистический труд (1958—1979 гг.).

9. Коренная реконструкция завода (1967 г. по настоящее время).

Отдельные стенды, витрины и турникеты рассказывают о славных тружениках, ветеранах завода, победителях соц. соревнования, о награжденных орденами и медалями, о почетных железнодорожниках, кавалерах ордена Ленина.

На специальном стенде представлен обширныи материал, подробно рассказывающий о работе коллектива заводов в годы Великой Отечественной войны. Экспонаты знакомят посетителей с грозным 1941 го-дом. В плакатах, призывах, документах, фотографиях тех лет слышится набатный голос Родины, призывающий к защите Отечества. Среди экспонатов привлекает внимание Красное знамя, на полотнище которого написано: «Лучшей гвардейской комсомольско-молодежной бригаде трудового фронта». Это переходящее Красное знамя городского комитета ВЛКСМ, которое оставлено на вечное хранение на заводе, как символ трудового героизма заводской молодежи в годы Великой Отечественной войны. Есть грамота Президиума Верховного Совета СССР «За особые заслуги перед Родиной, за выполнение заданий правительства по ремонту паровозов и выпуску оборонной продукции Красноярский паровозоремонтный завод наградить орденом Трудового Красного Знамени». Здесь же грамота Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных союзов и Министерства путей сообщения от 23 мая 1946 г.: «За самоотверженный труд коллектива рабочих, инженерно-технических работников и служащих в период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. вручить Красноярскому ордена Трудового Красного Знамени паровозоремонтному заводу на постоянное хранение Красное знамя Государственного комитета обороны, присуждавшееся в годы Отечественной войны победителям во Всесоюзном социалистическом соревновании».

В витрине этого стенда подлинные заявления рабочих и инженеров завода с просьбой добровольно отправить их на фронт. Вот одно из них: «В партийную организацию ПВРЗ от токаря Чичирина В. С. Заявление: Прошу первичную партийную организацию МХ-3 зачислить меня в Сибирскую Сталинскую бригаду, так как я хочу с оружием в руках бить фашистскую гадину до последней капли крови, даже не пожалею своей жизни. Прошу не задерживать меня». 17/П-1943 г. Подпись.

И таких заявлений очень много. Все они проникнуты любовью к своей Родине, стремлением защитить ее своей грудью и жизнью от врагов — немецко-фашистской Германии, вероломно напавшей на нашу страну.

"""Среди отдельных тем истории завода, отраженных в экспозициях музея, есть и социальная сфера: жилищное строительство, роль общественных организаций, в том числе профсоюзной; охрана здоровья заводчан, развитие самодеятельного творчества, организация спортивной базы. В красочных витринах музея выставлены кубки, вымпелы, призы, завоеванные коллективом в разных видах соревнований и выступлениях художественной самодеятельности.

Ценность музейных экспозиций состоит еще и в том, что все модели и макеты, а часть из них очень сложные, выполнены руками наших ветеранов. Так макет бронепоезда, товарного и пассажирского вагонов, панорамы завода, стеллу в память погибших в годы Великой Отечественной войны тружеников завода, сделал старший столяр вагоносборочного цеха, дважды «Почетный железнодорожник» Василий Гаврилович Сивцов. Макет клуба имени Карла Либкнехта, дом по улице Профсоюзов, 33, в здании которого был создан и заседал первый Совет в России, — объединенный Совет рабочих и солдатских депутатов (1905 г.), а также все турникеты сделаны руками ветерана завода Николаем Максимовичем Баевым. Макет миномета, который изготовлялся на заводе в годы Отечественной войны, сделали комсомольцы ремонтно-монтажного цеха под руководством бывшего технолога этого цеха, работавшего в те годы, Николая Алексеевича Сарова. Снаряд выточен токарем инструментального цеха Дмитрием Константиновичем Цукановым, по чертежам, сделанным по памяти старшим конструктором завода, кавалером ордена Трудового Красного Знамени Николаем Герасимовичем Поповым.

Среди музейных экспонатов наглядно показана в сравнении продукция, которая в разные периоды изготовлялась в цехах завода. Это мА-кеты первых вагонов, деревянный двухостный вагон, а рядом с ним цельнометаллический четырехостный вагон, паровоз и моторвагонные секции и тяговые двигатели электровозов. Монтаж экспозиции, текстовое содержание, художественное оформление, устройство витрин и стеллажей — все делалось силами коллектива завода.

Музей завода ЭВРЗ — победитель во Всероссийском смотре 1977 года. Министерство культуры РСФСР и Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры тогда решили: «За активное участие в работе по охране, благоустройству, пропаганде памятников истории советского общества и их использованию в коммунистическом воспитании трудящихся, наградить музей Красноярского ЭВРЗ Дипломом и ме-далью», а меня, как создателя и организатора музея, медалью «Активному участнику смотра памятников истории советского общества» и денежной премией.

Идут в музей экскурсия за экскурсией и остаются в Книге отзывов записи учащихся школ, институтов, ГПТУ, молодых рабочих завода, гостей города.

У создателей музея было стремление как можно шире и содержательнее показать людям, и в первую очередь молодежи, какие трудности пришлось преодолеть, какие жертвы принести старшему поколению, чтобы завоевать свободу, сохранить в памяти поколений подвиг бойцов тыла и фронта в годы Великой Отечественной войны. Потребность в этом становится тем острее, чем больше отдаляется время от этих героических событиях.

Музей — это зеркало истории завода, а история не имеет конца. Музей должен существовать, расширяться и быть наглядным учебным пособием для молодежи, учащихся школ, студентов институтов.

Мария Федоровна ОСИПОВА, ветеран завода, ПОЧЕТНЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК.

«Заводской гудок» 15.04.97


На главную страницу/Документы/Публикации/1990-е