Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

ОТ ВСЕХ БИОГРАФИЙ ОСТАНУТСЯ РОЛИ…


БАРАБАНОВ В.А. (Из воспоминаний Оболенского Леонида Леонидовича, бывшего зэка "Стройки 503"):
"Строили мы дорогу Котлас-Воркута. Начальником лагеря был полковник Барабанов. Какой человек! Совершенно фантастический по тем временам. Инженер по образованию, строитель. Не было на Урале ни одного каторжника, который плохо бы его помянул. До него был начальник строительства, который говорил: "Мне не нужно, чтобы вы работали, мне нужно, чтобы вы мучились!". А Барабанов делал дело: все подготовил для строительства и - рванул в течение короткого срока на Воркуту железную дорогу. Прямо по мерзлоте". Был такой роман Ажаева "Далеко от Москвы". Это о Барабанове. Барабановская стройка была отлажена как часы: никаких гибелей. Помню: Заполярье, северное сияние и - Барабанов с паровозика: "Друзья мои! Все мы здесь вольно или невольно - строим подъездные пути к коммунизму! Вперед, друзья мои!"

Киноактер и режиссер ОБОЛЕНСКИЙ Леонид Леонидович

(Из воспоминаний Владимира Пентюхова, служащего внутренних войск в 40-50 гг.):

"Я знаю Леонида Леонидовича с июля 1947 года, а рядом был по июль 1951 года. Сначала по 501-ой стройке (поселок Абезь, Коми АССР), ведшей строительство Северо-Печерской железной дороги от Воркуты до Лабытнанги на Оби и которая должна была через Янов Стан, Ермаково выйти на Игарку… Будучи заключенным по 58-й статье (враг народа), Оболенский, несмотря на козни судьбы, самодурство лагерного начальства, некоторых офицеров из штаба управления стройки, особенно политотдельцев, оставался самим собой, таким, каким его воспитала родная довоенная среда, люди его круга".

ЗАМЕТКА УЧИТЕЛЯ НА ПОЛЯХ:

Конечно, и Барабанов был полон коммунистических грёз и идеалов, но это не мешало ему быть человеком терпимым и понимающим по отношению к людям, которых таковыми, т.е. людьми, не нужно было считать. Да и можно понять, что для него это было просто опасно. По прошествии многих лет на похороны Барабанова в Москву приехали очень многие бывшие заключенные Печорлага, "503-й Стройки", с Волго-Дона и Дальнего Востока. Не каждый начальник ГУЛАГа удостаивался такой чести. Одним из детищ Барабанова был театр, труппа которого была собрана из артистов, брошенных по разным причинам в сталинские лагеря. Под разными названиями фигурирует он в публикациях: "Театр заключённых", "Крепостной театр", "Театр на болоте"… Всё это вспомнилось, всё по-особому зазвучало здесь, среди ермаковских топей и заброшенных лагерных городков. …После привала решили обследовать другие здания. Шли по главной аллее, заросшей травой и кустарником. По сторонам располагались бараки.

 

Первое здание слева, хорошо сохранившееся, выше всех бараков - водонапорная башня. Пройдя прямо несколько метров по оставшимся кое-где ступеням, спускаемся к очень длинному зданию, которое являлось и клубом, и столовой одновременно. Прямо напротив входа окно раздачи, далее огромное помещение с двумя рядами арочных колонн. За колоннами располагались столы, а во время театральных постановок, показа фильмов (на стене мы видели окошечки кинобудки) или торжественных мероприятий ставились скамейки. Длина зала около 20-25 метров, в конце виднеется сцена, за которой еще одна комната с выходом на сцену, видимо для артистов.

  

МИКУШЕВИЧ Владимир "ТЕАТР НА БОЛОТЕ" 
Юсуфу Аскарову (актёру стройки 503):


Над лесом всполохи
Лоскутьями флага.
На сцене эпохи -
Актеры Гулага.
Здесь разные стили.
Опошлена мода.
Святые прослыли
Врагами народа.
А хитрый виновник
И гений раздора,
Седой уголовник,
Играл прокурора.


На лесоповале,
Где смерть повсеместно,
Рабы забывали,
Что подло, что честно.
Но даже в бараке,
Под властью Прокруста,
Во льдах и во мраке
Царило искусство.


Сибирь не теплица,
Где копятся краски.
Разрушатся лица.
Останутся маски.
Среди эпитафий,
Нечётких от боли,
От всех биографий
Останутся роли.


Пусть лидер сменился
На дикой охоте,
Ещё сохранился
Театр на болоте.
Ещё одержима
Душонка статиста
Приманкой режима
И жестом артиста.

ЗЕЛЕНКОВ Дмитрий Владимирович

Биографическая справка

Зеленков Дмитрий Владимирович, 1909 г.р., уроженец Петербурга, потомок Лансере по мужской и Бенуа по женской линии. Театральный художник, попал в плен в начале блокады Ленинграда. Был в концлагере в Финляндии. В конце войны возвращен в СССР. От границы пересадили в теплушки и привезли в Московскую пересылку. 15.02.1945. Арестован. 17.04.1945 ВТ Московского ВО осужден на 10 + 5 п/п. Срок отбывал в Загорске. Весной 1948 попал в Абезь (стройка 501), вскоре попал в лагерный музтеатр в Игарке. Покончил жизнь самоубийством в начале сентября 1950 года, в Ермаково. Похоронен под номером Г-20.

О Зеленкове

(Р. ШТИЛЬМАРК, роман "Горсть света"):
"…Когда публика, потрясенная красотой декораций в пьесе "Раскинулось мо-ре широко", устроила талантливому художнику Д.В. Зеленкову десятиминутную овацию, выкрикивая его имя, известное стране, тупица из политотдела запретил ему выйти и поклониться со сцены. Позднее, уже после разгона актерской труппы, во время спектакля в поселке Ермаково, когда до освобождения оставалось всего 11 месяцев, он повесился. Видимо, он невысоко расценивал перспективы своего раскрепощения из гулаговских уз, предвидя их смену узами новыми, может, чуть более тонкими, но зато не менее прочными! Говорили, что сыграла свою роль неизбежная в таких ситуациях "ля фамм" в лице некой вольной, т.е. "первой", молодой красавицы, дочери ответственного лица, попросту запретившего ей даже упоминать имя заключенного художника, бывшего, как утверждали, предметом её надежд и высоких чувств…"

СВИДЕТЕЛЬСТВО ОЧЕВИДЦА (из фондов "Музея вечной мерзлоты")

ЮХИН Леонид Иванович (актёр стройки 503):
"Теперь насчет Зеленкова Димы. Наш театр Абезьский был на гастролях в Котласе. В Котласе была пересылка, и на эту пересылку привезли заключенных из России, и в том числе Зеленкова. Это был примерно 1947-1948 гг. И мы его сразу взяли в театр. Это был очень хороший художник. Он тут же оформил "Последнюю жертву" и ряд спектаклей. Очень хорошо оформил! Потом мы переехали в Игарку. И взяли его с собой, конечно. У нас было два театра. Мы проработали месяц в Игарке, и оперетта уехала в Норильск на гастроли, а мы, драма, в Ермаково. Разделили нас. И Дима Зеленков поехал с нами, потому что директор был Алексеев в драме. Ну и, конечно, своя рука владыка, поэтому он лучших взял себе. Ванда Антоновна Савнор приехала к сосланному мужу (она актриса), и ей поручили в Ермаково держать самодеятельность. Вот там Дима был вместе с Вандой Антоновной. Она следила за ним, потому что уже разговор пошёл и все знали, что он хочет покончить жизнь самоубийством. Его все время берегли и смотрели за ним. И просмотрели.… Как-то она вышла куда-то, а он пошёл в туалет и повесился… Вот то, что знаю я. Но Ванда Антоновна знает больше меня, потому что я-то был отправлен в спецлагерь в Тайшет, а она оставалась там как вольнонаемная".

ОКИНИНА Кристина:
В Библиографическом словаре "Художники народов СССР", том 4-й, книга 1-я", о Зеленкове Д.В. пишется, что он умер в 1952 г. в Ленинграде. Будучи в экспедиции, а затем, читая отзывы очевидцев, мы узнали, что Зеленков Д.В. покончил жизнь самоубийством за девять месяцев до освобождения из лагеря и похоронен в Ермаково. Общество "Мемориал" г. Красноярска подтвердило наше заключение. Совершая экспедицию, наша группа не смогла найти могилу Д.В. Зеленкова, и это остается задачей следующей экспедиции в ГУЛАГ. Работая с архивными документами в "Музее вечной мерзлоты", мы видели и справку о реабилитации Зеленкова Д.В. Среди заключённых находился, тогда ещё никому неизвестный будущий писатель, Штильмарк Роберт Александрович.

РИДЕЛЬ Алиса:

Штильмарк Роберт Александрович

Однажды, после очередной прочтенной мною книги, мне вдруг захотелось прочесть что-нибудь захватывающее, где было бы достаточно приключений. И тут мама предложила мне книгу "Наследник из Калькутты" Роберта Штильмарка. Прочитав её, я узнала как и где был написан роман. Роберт Александрович писал роман на "503 стройке", где отбывал срок "за болтовню". Он признал на допросах свою вину в том, что обозвал какое-то из новых изданий Москвы "спичечным коробком" - срок десять лет! Из которых фактически отбыл восемь и ещё три на поселении… Прибыл он в лагерь, встречающий сразу поинтересовался: "Не писатель ли?" Роберт Александрович испугался, на что встречающий ответил: "Вам здесь будет неплохо". Позже за ним прислали - главный хотел поговорить. Звали его Василевский Василий Павлович. Он попросил написать роман, ссылаясь на нехватку времени и недостатки своего мастерства. А потом добавил, что подпишет роман своим именем. Для чего он нужен, Василий Павлович не сообщил. Затем поставил условия, которым должен следовать Роберт Александрович: пусть это будет не Россия, и не ближе, чем 200 лет назад, и чтобы интересно было читать, чтоб трогательно… Чтоб ребеночка крали, для трогательности. И ещё должно быть страшное, чтоб за душу брало. Пусть обязательно будет охота на льва! Только тогда Роберт Александрович узнал, что пишет роман для Сталина. Писатель согласился. Его поселили в бане. Работать начал 17 мая, писал по шесть часов в день, потом по двенадцать, потом доходило до двадцати. Надо сказать, что жизнь ему выдалась непростая, пол был мёрзлый, спать приходилось страшно мало, но это ничего по сравнению с жизнью работавших на трассе. Роман уже в процессе создания нашёл слушателей. Читал роман Роберт Александрович, главу за главой, обыкновенным заключённым. В конечном счёте, 15 июля 1951 года, т.е. через год и два месяца, роман был готов и получил название "Наследник из Калькутты", ставший бестселлером 60-х. Весной 1953 г. автор освободился из заключения. 


На главную страницу/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»/Работы, присланные на 4 конкурс (2002/2003 г.)

      Назад      Вперед