Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

ПОСЛЕСЛОВИЕ


   "В 1953 году стройка была приостановлена, а в 1954 году официально ликвидирована. Большая часть техники и материалов была брошена в заполярной глухомани. Лаггородки опустели. По свидетельствам очевидцев, эмгэбэшники, считая политическую оттепель недоразумением, тщательно консервировали лагеря и запечатывали ворота зон особыми пломбами: авось еще пригодится…" "В конце 1955 года с трассы уже "мертвой" дороги ушли последние колонны бывших ее строителей. Около 700 км железной дороги, работавшей в режиме рабочего движения, почти 600 км земляного полотна остались один на один с безмолвием полярной тундры. Опустели многочисленные барачные поселки. На их высоких, забитых навсегда воротах, на паровозах и вагонах, сгрудившихся на берегу реки Таз и Енисея, на складах, с оставленным без использования материалом, была сделана короткая, как предупреждающий окрик, но уже никого не пугавшая надпись "Стой! Собственность МВД СССР".

   В наступившем, 2003-м, году отмечается двойная дата - 55-летие начала строительства № 501-503 и 50-летие консервации стройки. Проблему сохранения исторического памятника уже давно обдумывают работники краеведческого комплекса "Музей Вечной мерзлоты". Мы побеседовали с руководителем проекта, директором музея Марией Вячеславовной Мишечкиной. Вот конспективное изложение этого интервью.

   Цель проекта заключается в увековечении памяти о строительстве железной дороги "Салехард-Игарка" (объект № 503 ГУЛАГа), о человеческом труде и человеческих жертвах, о создании музейного комплекса, имеющего исторические памятники и объективные документальные свидетельства о строительстве дороги, законсервированной, а позже заброшенной вовсе. Программа включает несколько этапов: - исследовательские работы, обработка архивных данных, встречи с очевидцами. Но материала было подготовлено намного больше, чем для предполагавшегося каталога экспозиции, поэтому в издательстве "Гротеск" вышла книга "Стройка № 503". Документы. Материалы. Исследования" (тиражом 3000 экземпляров); - экспедиционные работы с целью изучения расположения лагерей, поиска захоронений; - проведение аэрофотосъёмки лагпунктов на трассе, доставку в Игарку паровоза, изготовление памятных исторических знаков. Конечно, гранта Президента РФ, полученного музеем в 1998 г. на конкурсной основе и практического уничтоженного августовским дефолтом, недостаточно было для реализации этих задач, а городской бюджет, как всегда для таких мероприятий, оказался пуст. Поэтому реализована была только часть проекта, то, что смогли сделать своими силами и при помощи организаций-партнёров в разных городах России и даже за рубежом. Кстати, все туристические пароходы останавливаются в Ермаково - для прогулки, но лишь одинокий деревянный крест напоминает о людях, умерших в этих местах. Умерших во имя чьей-то идеи, погибших по чьему-то произволу. Необходимо создание какого-либо знака, поясняющего людям, что это за места, чем они памятны. Мы стоим у пропасти беспамятства, но ещё страшнее другая проблема - история "мертвой дороге", обрастает легендами. Взять, к примеру, фильм английских авторов "Поезд смерти" (1999 год). Участники группы "Поиск" тоже ведь не сразу увидели именно легенду в этом фильме. Причём, легенду больше политическую или политизированную, чем документальную. Или, например, экспедиции газеты "Московский комсомолец", корреспонденты которого просто вывезли из ГУЛАГа очень многие предметы, а к фактам и событиям отнеслись очень поверхностно. Все исторические события должны иметь конкретное историческое лицо, а забытые и заброшенные или оставленные без присмотра, как показывает практика тысячелетий, имеют обыкновение оживать в самый неподходящий момент, и возвращаться…

ЯКИМОВА Аня:
   Экспедиция, в которой я участвовала, оставила незабываемые впечатления. Это был и поход на природу, и встреча с историческим памятником "503 стройки", о котором так много слышала, и который так и хочется назвать "мёртвый город". Лагерь оставил в душе страх и интерес. Страх от стоящих как бы в готовности бараков принять новых жильцов. Интерес - возможность увидеть все своими глазами: пачки папирос, лекарства, надписи на стенах, нары. После 50 лет существования лагеря мы нашли, конечно, немного, но в беседах с очевидцами "мертвый город" как будто оживал, наполнялся событиями и людьми. Мои родители, родившиеся и живущие здесь, не имели такой возможности посещения "503 стройки" и постоянно расспрашивают меня об увиденном.

РИДЕЛЬ Алиса:
   Мне запомнилось, как в светлой комнате на диване сидел старый больной человек - Басовский Василий Дмитриевич. Может, на вид он и обыкновенный пожилой человек, но в своем сердце переживал ту боль, те страдания, которые переживал, наверное, каждый заключённый Сталинской стройки. Мы очень долго не могли пробиться к нему, но после долгих усилий, нам всё же удалось взять у него интервью. Надо было видеть, с каким трудом давались Басовскому воспоминания о жизни на стройке. Порой он начинал морщиться и плакать. В его ясных глазах отчетливо читалась боль прожитых лет на каторжных работах. Порой, невольно начинаешь задавать себе вопрос: "А действительно ли было всё так плохо?" Да, но в некоторых лагерях объекта 503 были хоть какие-то условия (по рассказам Басовского, воспоминаниям Салангина и др.). Во время нашего визита был задан вопрос: "А хотелось бы вам снова - для экскурсии, побывать там?" Ответ не заставил себя долго ждать, Василий Дмитриевич произнес: "Да…" Спрашивая о дальнейшей его жизни, мы узнали о несостоявшемся трудовом ордене. Его не дали только потому, что Басовский был ранее судим и отбывал наказание на Стройке. Об этом Василий Дмитриевич говорить дальше отказался, он просто махнул рукой и снова заплакал. После этого визита мы снова приходили к нему, но его дочь сказала, что он сильно болен и только что уснул. А через неделю мы узнали о его смерти. Обидно, что он так и не смог вновь пройтись по территории лагеря, вновь увидеть бараки, "те самые злосчастные бараки", что держали его в своих "когтях". Ведь это часть его памяти, часть его жизни, пусть не самая лучшая. Но со своей стороны мы сделали всё, что смогли, показав ему съёмку бараков и самого лагеря. Мы тоже будем это помнить.

КАУНЧЕНКО Света:
   Мёртвая дорога Для начала железная дорога, именуемая сейчас "Мёртвой дорогой", строилась для перевозки различных грузов в разные районы нашей страны, также предполагалось перевозить людей. В планах правительства, если верить прессе, было ещё строительство "перехода" через Берингов пролив из СССР в Америку. Дорогу поделили на два участка, 501-й и 503-й. Вблизи Игарки находился 503-й участок. Сейчас из всей "грандиозной" железной дороги функционирует лишь 501-й участок, и то частично. 501-й участок достроила какая-то организация, после того, как дорогу забросили. На строительство 501-го и 503-го участков бросили много "рабочей силы", т. е. людей (заключённых, ссыльных, наёмных реже наёмных), потратили очень много денег. Но после смерти И.В. Сталина проект закрыли. Я думаю, что после всех усилий, затраченных на "мёртвую" дорогу, нельзя её (дорогу) забрасывать просто так. Она могла бы служить для различных перевозок людей, грузов и т. д. по ВСЕЙ России.

СТАРОСТИНА Лена:
   Стройка № 503 произвела на меня очень жуткое впечатление: рельсы, бараки, нары, собачий питомник. Было очень тяжело смотреть на это. Я представила себе жизнь заключённых в ГУЛАГЕ. Особое впечатление на меня произвёл карцер. Серые стены, решётки на дверях (наверно, это сделано специально для надзирателей, чтобы они могли наблюдать за происходящим в камере) и на окнах, параша, стоящая в правом углу возле двери, - это говорило о жизни, если её можно было бы так назвать, о ничтожном существовании. А когда мы сидели возле костра (взрослые и несколько ребят ушли обследовать территорию), и из-за спины услышали мужские голоса, мне показалось, что это идут надзиратели, но это были всего лишь рыбаки. У меня было ощущение, что вот-вот всё оживёт: пройдёт строй заключённых, идущих на работу, зазвучат голоса… Я считаю, что прожить там хотя бы несколько месяцев или несколько лет - это своеобразный "подвиг", который в те времена мог совершить каждый. Мы не должны допустить, чтобы это всё вернулось и повторилось.

ОКИНИНА Кристина:
   После закрытия "503 стройки" в Ермаково участились экспедиции, которые собирали материалы об участниках этих событий, об их жизни, быте в те страшные годы. И эти "исследователи" увозили с собой очень ценные экспонаты. Теперь очень трудно найти, в каких городах они находятся. В этом разрозненном виде экспонаты не представляют особой ценности ни для музеев, ни для конкретных лиц. А для нашего "Музея Вечной мерзлоты" (отдела "503 стройки") они были бы хорошим дополнением к той картине, которую создали работники музея. Встречая в газетах сведения о "503 стройке", мы выяснили, что не все факты соответствуют действительности, что эту тему надо ещё глубоко изучать. Например: о численности задействованных в строительстве заключённых пишут - не менее 100 тысяч человек (а по архивным данным нашего музея - 40 тысяч). Справедливо пишут о жестокости режима ГУЛАГа, но получается, что "503 стройка" всё-таки отличалась в какой-то мере от других лагерей более человечными отношениями и т.д. Всё это ещё нужно тщательно изучать.

ЗАМЕТКА УЧИТЕЛЯ НА ПОЛЯХ:

   До сих пор ребята с восторгом вспоминают нашу поездку и мечтают изучить дорогу дальше. Все найденные нами обрывки газет, пачки папирос, ампулы с лекарствами, аннотационные записки мы отдали в музей, в отдел "503 стройка", как и записи видеоматериала, сделанные детьми. Редко кому из игарчан удалось побывать в лагерях посёлка Ермаково, хотя многим, наверное, хотелось бы. И мы благодарны всем, кто помог нам осуществить эту поездку. Конечно, уже рушатся бараки в лагере, зарастают непроходимым кустарником. И нужно что-то делать, чтобы сохранить для потомков этот памятник истории как жестокий урок и назидание будущим поколениям. Уже нет пантеона Сталину в Курейке, спорного памятника, но неоценимого для истории. И, конечно, не хотелось бы терять и эту достопримечательность "503 стройки", которую имеют возможность видеть многие иностранные туристы, а из игарчан видели далеко немногие.

 КАРТА НАШЕЙ ЭКСПЕДИЦИИ ПО ЛАГЕРНЫМ ЗОНАМ посёлка ЕРМАКОВО

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ МУЗЕЙНОГО ЭКСПЕРТА:

 Дневник экспедиции на этом заканчивается. Отчёт сдан в архив. История продолжается.

В подготовке материала участвовали:

Учащиеся группы "Поиск", 8 Б класса (руководитель Забрыгина Т. Г.):

а также:

Методическая помощь и консультации:

Примечания:

Операторы: Каунченко Светлана, Якимова Анна, Забрыгина Т. Г.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

  1. Справка о реабилитации Зеленкова В.Д. Выдана Генеральной прокуратурой РФ. 3уа-1500 -93, октябрь, 1993.
  2. Трудопотери (1951 г.) // Ярославский областной государственный архив. Р-2295, оп.3, д. 127, с. 21. Отдел фондов "Музея вечной мерзлоты".
  3. Серия рисунков-копий Иванцовой Тамары "Из жизни заключенных".

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:

Пояснительная записка

Это четвертая работа группы "Поиск", которую мы отправляем для участия в конкурсе "Человек в истории. Россия - XX век". В сентябре мы совершили экспедицию в посёлок Ермаково, в один из лагерей "503 стройки", что и явилось основой работы. Задача заключалась в том, чтобы произвести фото- и видеосъёмки сохранившихся бараков ГУЛАГа, найти оставшиеся вещественные источники. Обретённый опыт помогает ребятам работать более самостоятельно. Каждый из участников экспедиции написал отчёт, на основании чего был составлен общий, ставший основой данной работы. Функции участников группы мобильны, поэтому все ребята проводили опросы очевидцев, работали с архивным материалом, посещали экспозицию в отделе "503-я стройка" в Игарском краеведческом комплексе "Музей вечной мерзлоты", писали отзывы, готовили свой фотографический материал и видеосъёмки. Несмотря на то, что в составе экспедиции в Ермаково был профессиональный фотограф, в данной работе использованы 34 фотоснимка, сделанных ребятами, и всего лишь 3 - фотографа Л. Резникова. Естественно, ребятам необходима помощь руководителя в определении целей работы и в организационных моментах. Уже несколько лет мы сотрудничаем с "Музеем вечной мерзлоты", работники которого оказывают нам методическую помощь и консультируют по возникающим проблемам. Все участники данного исследования имели возможность высказать свою точку зрения на увиденное и описываемые события, что мы старались в работе сохранить. Ребята во время экспедиции вели видеосъёмку, запись которой мы прилагаем.

Руководитель группы:
Забрыгина Татьяна Григорьевна 


На главную страницу/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»/Работы, присланные на 4 конкурс (2002/2003 г.)

      Назад