Сообщение Агапычева Флегонта Евлампиевича


Агапычев Ф.Е. родился в Нижегородской губ. в 1907 г. По паспорту год рождения 1911, т.к. в 20-е годы Ф.Е. "обменялся" со своим братом. Жил в деревне, работал кузнецом. Однажды брат Ф.Е. дал по шее за бесстыдную выходку непутевому односельчанину, и тот возненавидел всю семью Агапычевых, а в подпитии всякий раз ругался и грозился. Когда он явился бузить к Ф.Е., тот ему пригрозил ружьем. Тогда пьянчуга накатал на Ф.Е. донос. В результате 7 сент. 1937 г. Ф.Е. был арестован (по справке - в августе) и осужден постановлением OCО от 10 ноября 1937 г. по ст. 58-8 и 10. В Горьком следователем был Родованский. 1 янв. 1936 г. - этап из Горького, свыше 1 тыс. заключенных погрузили в теплушки и повезли на восток. В вагоне с Ф.Е. было еще 37 заключенных, примерно 5 из них умерли по дороге от холода и болезней. В вагоне была печка, были нары без матрацев и одеял, и нечем было топить. Поэтому узники сначала сломали и сожгли нары, а потом стали по возможности сами добывать топливо, особенно за Уралом, когда на стоянках часто оказывались рядом составы с углем, и удавалось договориться с охраной, чтобы двоих-троих выпустили на несколько минут. Однако чаще всего на протяжении 50-дневного пути топить было нечем, и все болели, а Ф.Е. после простуды стал терять слух.

В конце февраля 1938 г. заключенных выгрузили на станции Тахтамыгда Читинской обл., где они стали работать на строительстве кирпичного завода. Ф.Е. работал слесарем. Заключенный, который стал гл. механиком кирпичного завода, сейчас живет в Саратове. По окончании строительства завод стал выпускать 20 млн. шт. кирпичей в год.

В начале войны Ф.Е. в числе многих заключенных отправили в Тынду разбирать большой железнодорожный мост. Разобранные части моста грузили на платформы и отправляли на запад.

По окончании этого часть заключенных отправили этапом в Котлас (возможно, туда же повезли разобранный мост), а остальные, и в их числе Ф.Е., вернулись на станцию Тахтамыгда (сейчас это Амурская обл.), в лагерь рядом с заводом ЦРЗУ. Завод примыкал к ж.д. магистрали, а по другую сторону находился лагерь. Со временем через магистраль соорудили мостик, чтобы не надо было конвоировать з/к.

Началась реконструкция и расширение завода. В лагере было несколько сот заключенных, все они работали на заводе. Главным инженером был з/к Беркович Яков Исаакович. Со временем к нему приехала жена, и он поселился в домике охраны, неиспользуемом после появления перехода между лагерем и заводом. Беркович умер после операции, попав в больницу. Возможно, о нем есть упоминание в "Записках следователя" Льва Шейнина. На заводе также работали з/к: мастер Агиенко, модельщик Караваев.

Ф.Е. сначала работал в горячем цехе (кузнечном), у него началась болезнь легких, и по заключению фельдшера он пошел в модельный цех, работал кладовщиком. Поскольку ему приходилось ездить для получения грузов на станцию, его собирались расконвоировать, но потом появилась ж.д. ветка на территорию завода, и Ф.Е. остался подконвойным. Работали на заводе в две 10-часовые смены, а бывало, что приходилось оставаться на сутки. Пайка у з/к была - 700 г. В начале реконструкции завода Ф.Е. случилось побывать в его подвалах, где было полно старого хлама, и в одном из дальних его концов было множество человеческих костей.

В августе 1947 г. Ф.Е. был освобожден и вернулся в Горьковскую область, только не в ту самую деревню, а за 30 км от нее, куда переселилась жена с детьми. Полученная при освобождении справка давала право на земельный участок и ссуду для строительства жилья. Ф.Е. устроился на работу и построил дом, но в июне 1949 г, его опять забрали и погнали в ссылку постановлением ОСО от 19 июня 1949 г. 6 августа он оказался в совхозе Красногорский Б-Муртинского района. В первый период заставляли отмечаться 2-3 раза в неделю. Потом жена продала дом и приехала с детьми к мужу.

Ф.Е. реабилитирован решением Военного трибунала Московского военного округа. Они с женой переехали в Красноярск в 60-х.

Записано 12 февраля 1989 г.
Записал В.С.Биргер


На главную страницу