Сообщение Жаковой Янины Иосифовны


 
Янина Иосифовна родилась в городе Станислав (нынешний украинский Ивано-Франковск) в семье Иосифа и Дануты Зиник в 1944 г. В Станиславе отец работал в областной больнице. «В 1949 году всю больницу посадили якобы за то, что там лечили то ли немцев, то ли бандеровцев. Раз отец «политический заключенный», нас сослали в Сибирь». Когда Янине было 4 года, вместе с мамой и старшей сестрой Рисой, она была выслана в Хакасию.

Детская память Янины Иосифовны запечатлела пересыльный пункт, где много людей находилось. «У меня перед глазами общие нары и все там лежали. И мы с сестрой заболели корью». Бабушка – мамина мама – приносила кое-что для дочери и внучек.

Данута Зиник и ее маленькие дочери были направлены в ссылку в маленькое хакасское село Малый Анзас, там был золотой прииск. «Нас туда везли по конной тропе, больше никакой дороги туда не было. Нас везли верхом на лошадях. Таких «уголовников» поймали! Вели туда нас, чтобы не сбежали куда подальше».

«Жили мы в Малом Анзасе. Конечно, счастливым то время не назовешь, потому что мы маленькие: сестре пять лет, мне четыре года, мама, оказывается, была еще беременная, и она когда ехала (на место поселения) и упала с коня и потеряла ребенка. Потом на работу гоняли. Прямо гоняли, как скота. Не смотрели на то, что дети маленькие.»

Мама оставляла маленьких дочерей и шла на работу в тайгу: жгла сучья и работала на золотом прииске. Жили в маленькой пристройке к клубу, которую делили еще с одной семьей. Девочки были предоставлены сами себе. Практически все время проводили на маленькой, но бурной и холодной речушке. Однажды, мама, придя домой застала одну с распухшими коленями, другую со слипшимися глазами. Обеих дочерей сразу повела в местный медпункт. Пришлось выменять вещи, которые привезли с собой, на продукты и лекарства.

Когда в больницу увезли маму, наступили голодные времена. Заботиться о девочках было некому. Ходили по соседям. «Сестре было стыдно, она постарше была, а я маленькая приходила и говорила «мы кушать хотим». Приходили к маме в больницу и она нас кормила тем, что ей давали. Она сама не ела, оставляла нам.» Во время врачебного обхода выяснилось, что улучшений у мамы нет, поскольку она голодная – сама не ест, а кормит детей. Тогда люди стали подкармливать маленьких девочек. Мама поправилась.

Мама была хорошая портниха. Еще в Станиславе она три года училась швейному делу. Когда ей стало полегче, дали материал и Данута для больницы шила пижамы. Из оставшихся кусочков байки мама смастерила платьица дочерям. Потом детей пристроила в садик. Большим подспорьем в семье была машинка «Зингер», которую удалось привезти с собой из Станислава: «Эта машинка нас кормила... Ночь сидела шила … Поставит на машинку огарок свечки и шьет». Мама по несколько раз перешивала свои платья и старалась всегда выглядеть достойно. Она как-то специально сфотографировалась в перешитом ею самой платье и отправила в Станислав, написав «пусть все знают, что я и здесь не пропадаю».

Жизнь семьи Зиник на спецпоселении проходила под строгим надзором работников местной комендатуры. «В любое время дня и ночи могли зайти, разбудить, проверить все ли на месте. Мама ходила отмечалась в комендатуру.»

Через некоторое время семье Зиник разрешили переехать в районный центр Таштып, где мама вышла замуж за местного парня. За связь с полькой, его «выперли» из комсомола, но он все равно остался с мамой. В Сибири Данута Зиник, по существующей традиции, стала Данутой Ивановной. В соседях в Таштыпе жили ссыльные литовцы. Жили очень дружно. Отец у них был мастеровой, держали корову. В начале 1960-х гг. они уехали на родину.

В конце 1950-х гг. Дануте и дочерям стало возможно выехать на историческую родину – в Польшу. Стали делать документы, а потом мамин муж расхотел ехать и мама осталась. «Видимо любовь была. Жили они хорошо.» Правда, прожила мама недолго, у нее обнаружилось тяжелое онкологическое заболевание и в сорок лет она умерла. Старшая сестра к тому времени вышла замуж, а Янина Иосифовна осталась с отчимом. И хотя отчим оставлял ее, поехала к своему родному отцу в Казахстан, где он отбывал срок ссылки в городе Джисказган.

К тому времени Иосиф Зиник «совсем забросил медицину» и работал газо-электро-сварщиком. Желание дочери стать медсестрой отец не поддержал. Он предложил ей устроиться к нему на завод ученицей-электрообмотчицей. Жизнь с отцом не складывалась: «я от него отвыкла, вспоминала того отца, с которым росла». Пришлось от отца уехать вновь в Сибирь, в Каратузский район, где жила и работала в школе (закончив Абаканское педучилище) сестра Риса.

В Каратузе сначала работала в книжном магазине учеником продавца, потом старшей пионервожатой в восьмилетней школе, секретарем в райкоме партии. И наконец, осуществилась мечта: Янина Иосифовна поступила на двухгодичные курсы медсестер. Выучилась на медсестру и работала до пенсии по избранной специальности.

Янина Иосифовна вырастила двоих детей. Ее старший внук профессионально занимается бальными танцами и уже пять лет живет в Польше. Янина Иосифовна всегда старалась поддерживать отношения со своими польскими родственниками. В советские времена в гости приезжал дядя из Варшавы и она ездила туда. В 1965 г. приезжала на родину в Станислав, чтобы повидаться с бабушкой и родственниками. На родине она без подсказок узнала свой дом, где жила с родителями. Только зайти в него так и не решилась.

В Каратузе по-польски разговаривать не с кем. Здесь периодически проходят церковные службы, на которые ходит Янина Иосифовна. Службы ведет пастор из Абакана.

О себе Янина Иосифовна говорит так: «Вся моя жизнь – борьба. По складу характера я активная: была секретарем комсомольской организации в больнице, была кандидатом в члены партии, потом коммунистом…. Правду всегда говорила в глаза.».

Интервью записали Марина Константинова и Елена Зберовская
07.07.2016 г.

Благодарим Константинову Татьяну Яковлевну за помощь в организации встречи с интересной собеседницей – Жаковой Яниной Иосифовной


Данута Зиник


Данута, дочери Янина и Риса на прииске малый Анзас


Янина с мамой и сестрой н. 1950-х гг

Экспедиция Красноярского государственного педагогического университета  им. В П. Астафьева и Красноярского общества "Мемориал" по проекту «Антропологический поворот в социально-гуманитарных науках: методика полевых исследований и практика реализации устных нарративов» (грант Фонда Михаила Прохорова). 2016 г. Каратузский район.


На главную страницу