ПОЛИТИЧЕСКАЯ ССЫЛКА


Политическая ссылка стала реальностью с первых послереволюционных лет.

10 августа 1922 года был принят Декрет ВЦИК "Об административной высылке", который распространялся на лиц, причастных, с точки зрения Советской власти, к контрреволюционным выступлениям. Решения о высылке принимались не судом, а особой комиссией при Народном Комиссариате Внутренних Дел. Более расширительно высылка трактуется в Инструкции по применению Постановления ВЦИК "Об административной высылке" от 3 января 1923 года. По выражению А. И. Солженицына, "политическая ссылка стала удобнее, чем когда-либо: в отсутствие оппозиционных газет высылка становилась безгласной, а для тех, кто рядом, кто близко знал ссылаемых, после расстрелов военного коммунизма трехлетняя незлобная неспешная ссылка казалась лирической воспитательной мерой" [37, с. 230].

В последующие годы коммунистический режим постоянно обращался к ссылке как к одному из компонентов репрессивной политики.

На период коллективизации практически вся Сибирь была разделена на две административные единицы: Западно-Сибирский край (адм. центр г. Новосибирск) и Восточно-Сибирский край (адм. центр г. Иркутск). Условно граница проходила по реке Енисей. Поэтому из Запсибкрая раскулаченные в основном направлялись в Нарымский край (ныне Томская область), а из Востсибкрая раскулаченные в большинстве своем этапировались на правобережье Енисея и Ангару. Сюда же направлялись раскулаченные из других регионов страны. Массовое выселение проводилось в соответствии с приказом ОГПУ № 44/21 от 2 февраля 1930 года.

С конца 30-х годов коммунисты начали практиковать частичную или полную депортацию целых народов. Значительное число депортированных отправлялось в Красноярский край. По численности спецпереселенцев Красноярский регион занимал первое место в России.

По состоянию на 1 января 1953 года в Красноярском крае проживали 151 502 спецпереселенцев, из них в местах, определенных для отбытия ссылки, находились в наличии 148 913 человек, 2 381 находились в лагерях, колониях и тюрьмах и 208 были в розыске.

По категориям учета спецпереселенцы распределялись следующим образом (все цифры приведены по [26]):

- немцы - 62 443 (выселенные - 59243, репатриированные - 3 200);

- из Прибалтики в 1945 - 1949 г. г. - 35 584 (литовцы - 29 326, эстонцы - 6 321, латыши - 27);

- калмыки - 16 269;

-"оуновцы"- 14322;

- кулаки из Литвы в 1951 г. - 10 827;

- "власовцы" - 4347;

- из Прибалтики в 1940 - 1941 г.г. - 3703;

- по Указу от 2 июня 1948 г.- 2332;

- по Указу от 23 июля 1951 г. - 452;

- из Псковской обл. - 393;

- "фольксдойчи" и "немецкие пособники" - 321;

- из Крыма - 149 (татары - 119, греки - 8, армяне - 8, другие - 14);

-ИПХ-147;

- из западных областей УССР и БССР в 1940 - 1941 г.г. - 95;

- с Северного Кавказа 46 (чеченцы - 19, балкарцы - 6, ингуши - 3, другие - 18);

- из Грузии в 1944 г. - 29 (курды - 22, турки - 6, другие - 1);

- с Черноморского побережья - 27 (дашнаки);

- из Молдавии в 1940 - 1941 г.г. - 12;

- из Молдавии в 1949 г. - 4.

21 февраля 1948 года Президиумом Верховного Совета СССР был издан Указ "О направлении особо опасных государственных преступников по отбытии наказания в ссылку на поселение в отдаленные местности СССР". По этому Указу люди, ранее обвиненные по политическим статьям, по отбытии срока наказания сразу направлялись в ссылку. Те из них, которые уже были освобождены, повторно арестовывались и решением Особого Совещания при МГБ СССР приговаривались к ссылке. Указ предписывал проводить расселение ссыльных, как и в прежние годы в 50-ти километрах севернее Транссибирской железнодорожной магистрали. По числу ссыльных этой категории Красноярский край стоял на первом месте в СССР и в России.

По состоянию на 1 января 1953 года в Красноярском крае сосланных по этому Указу находилось 31 420 человек, что составило 48,09% от общего числа ссыльных (цифры приведены по [26]).

Советская ссылка стала почти исключительно политической мерой социальной защиты, применяемой в основном к тем, кто был неугоден советской власти.

Итак, к концу 40-х годов существовало уже четыре категории сосланных (сведения приведены по Разъяснению в органы МГБ о новой мере - ссылке на поселение).

1. Ссыльные.

Ссылка состоит в удалении из места постоянного жительства в отдаленные местности СССР под надзор органов МГБ с прикреплением к определенному населенному пункту.

Ссылка назначалась по приговору суда или решению Особого совещания на срок до 10-ти лет.

Весь срок ссылки ссыльный должен был находиться в назначенном ему для проживания населенном пункте и периодически являться на регистрацию в органы МГБ.

Ссылка редко назначалась как мера наказания за конкретное преступление (за это заключают в лагери); как правило, в ссылку направлялись лица, представляющие опасность по своим антисоветским связям.

2. Административно-высланные.

Административная высылка состоит в удалении из места постоянного жительства и запрещении проживания в ряде городов и других пунктах.

По существующему положению в спецпоселках Советскую власть представлял комендант поселка от МВД, никаких других органов власти в поселках не имелось. Спецпоселенцы, за исключением власовцев и репатриантов, расселялись в поселках бессрочно, их имущество по прежнему месту жительства конфисковывалось, профиль трудоиспользования спецпоселенцев определялся органами МВД.

Со временем спецпоселенцы смешались с коренным населением, и спецпоселки свое первоначальное предназначение утратили.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1951 г. определены категории спецпоселенцев, оставленные на спецпоселении навечно: это немцы, чеченцы, калмыки, ингуши, балкары, карачаевцы, греки, крымские татары. Иногда бессрочная ссылка назначалась Постановлением Особого совещания при МГБ СССР.

На следующую главу


На главную страницу

Красноярское общество «Мемориал» НЕ включено в реестр общественных организаций «иностранных агентов». Однако, поскольку наша организация входит в структуру Международного общества «Мемориал», которое включено в данный реестр, то мы в соответствии с новыми требованиями российского законодательства вынуждены маркировать нашу продукцию текстом следующего содержания:
«Материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, или лицом, входящим в состав органа такой некоммерческой организации».
Отметим также, что Международный Мемориал не согласен с этим решением Минюста РФ, и оспаривает его в суде.