Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

С.П.Кучин. Полянский ИТЛ (ГУЛАГ – уголовный)


Город строится

Документы, документы. Они, конечно, крайне необходимы для подтверждения исторической достоверности, подтверждения фактов, ибо память человеческая весьма несовершенна. Однако, документами не опишешь все жизненные ситуации – это могут сделать только очевидцы, непосредственные участники описываемых событий. Их встретилось мне много.


Жилой барак на «Майке», 1952 г.


Детский сад на «Майке», 1952 г.

Один из них – уже упомянутый бывший главный инженер второго строительного района В.К.Машер. Это он начинал с заключенными строить наш город. Вот его воспоминания:

Два урока генерала M.M.Царевского

«1-го сентября 1950 года был подписан приказ о создании отдельного строительного участка «ПП» (постоянного поселка). Начальником участка был назначен Мухин Аркадий Елисеевич. Я был назначен его заместителем и главным инженером. Ежедневно в наше распоряжение приходила из колонны № 102 (она размещалась на территории будущего лагерного отделения № 4, куда была перебазирована после окончания строительства железной дороги) бригада заключенных женщин. Работали они дружно и прилежно. Это были женщины среднего возраста. Необходимый инструмент нам выделял начальник колонны Рогозинский. Солдаты потребовали обозначить зону работы заключенных красными флажками. Это было нереально. Встал вопрос: как выполнить требования охраны. Все решилось само собой. Охранники у костра предложили женщинам далеко не удаляться. Вскоре установилось полное взаимопонимание. Женщины из колонны приносили обед для бригады, мы брали с собой для дневного перекуса сухой паек, включая чай, сахар, конфеты. В обеденный перерыв все, включая и охранников, стали собираться у костра.

Слева от въезда в будущий поселок, рос молодой сосняк. С этого места начали рубить просеку для «зоны». Заготавливали столбы и жерди для ограждения. Колючей проволоки не было. Ограждение «зоны» со стороны железной дороги (а она на этом участке уже была построена) стали выполнять в виде сплошного забора из жердей вдоль улицы Вокзальной (ныне Советской Армии)...

Работы по строительству города разворачивались. Надвигалась зима. Количество заключенных постоянно увеличивалось. Начальник лагеря № 1 сообщил, что он получил указание генерала Царевского комплектовать бригады, подбирать специалистов и довести количество выхода заключенных до 400-450 человек в день.

В бригадах были специалисты: плотники, каменщики. Во главе бригад были, как правило, люди, имевшие опыт работы на стройках.

Имея опыт работы с заключенными, я понимал, что нужно из их числа подобрать нужных людей, деловых помощников. Распределили бригады. Все внимание сосредоточили на строительстве времянок и подготовительных работах по устройству фундаментов под дома до больших морозов. У нас не было ни механика, ни электрика, и я обратился к бригадирам с просьбой подыскать нужных специалистов. Вскоре ко мне обратился заключенный Скороходов, мужчина лет 30-ти, и представился, что он механик и готов организовать все работы по устройству электросетей и другие работы. Он внес предложение, как обустроить механическую мастерскую. И, в действительности, он оказался хорошим специалистом и решал все вопросы, связанные с механизацией, ежедневно докладывал о ходе работ, делал заявку, что ему нужно завезти. Бригады не требовали мелкой опеки, по эскизам быстро строили времянки. Все понимали, что нужно обустроиться до заморозков.

В октябре был подписан приказ о создании на базе отдельного участка «ПП»* – строительного района.
______________________________________
*«ПП» – строительный участок постоянного поселка

И.о. начальника района был назначен Мухин А.Е., главным инженером назначили меня. Расширились полномочия, расширился объем работ и ответственность.


Дом по ул.Школьная, 1951 г.


Дом № 10 на ул.Октябрьской, построенный заключенными в 1951 г.

Строительство города начиналось с возведения деревянных двухэтажных домов по будущим улицам Школьная и Октябрьская (№ 2 и № 9).  Планировалось, что фундаменты под них будут из бетонных блоков, которые должны поступать из Красноярска. Уже стали поступать детали брусчатых домов. Мы начали земляные работы под столбчатые фундаменты по улице Школьной. А блоков нет. Я поехал в производственный отдел управления строительства. Искали выход из создавшегося положения, отправили депешу в Главк о необходимости срочной поставки блоков. Ждем...

Приехал М.М.Царевский, быстро пошел па место строительства, вернулся обратно, остановился у спиленных стволов лиственницы большого диаметра и сказал мне: «Вот из этих лиственниц и сделайте фундаменты под дома, обожгите их. В местных деревнях нижние венцы рубленных домов выполнены из лиственницы и не гниют. Никого не слушайте, быстро организуйте устройство столбов ... Давайте чертеж, я Вам подпишу это решение».

Все было сделано по его рекомендации. Фундаменты были быстро заложены и открылся фронт по строительству домов...

Через 27 лет (в 1978 г.) я был в Красноярске-26 на совещании начальников строек. Я побывал у этих деревянных домов, их как раз разбирали. На деталях фундаментов из обоженной лиственницы не было никаких признаков гниения. Прав оказался Михаил Михайлович Царевский!


Дом на ул.Свердлова, построенный заключенными, 1953 г.
Общежитие горняков. Сейчас в этом доме находится горвоенкомат


Дом № 26 на ул.Горького, 1952 г.

Сборка домов из бруса заметно подвигалась. Наступили сильные морозы. Почти прекратилось по каким-то причинам поступление строительных деталей и материалов. Площадка покрылась толстым слоем снега. Под предлогом сильных морозов и отсутствия деталей я отказался от заключенных. Делать им на площадке было нечего, площадка покрывалась дымом от костров. Я боялся, что в костры могут пойти нужные материалы. Где-то часов в 10 приехал М.М.Царевский. Обошел со мной площадку, выпавший накануне снег засыпал все дорожки. Генерал пригласил меня в конторку, попросил всех находившихся там оставить нас одних. Сел за стол и предложил мне принимать заключенных в увеличенном количестве.

Никогда он не делал мне замечаний, а здесь упрекнул, что снег не расчистили. И объяснил: «В лагере без выхода на работу заключенные разлагаются, играют в карты и неизвестно, чем это кончится. Завтра заключенных выведут на стройплощадку, проведите смотр инструмента, приведите его в образцовый порядок, расчистите от снега все проезды и площадки вокруг домов и мест для складирования материалов, организуйте и проводите учебу рабочих». И добавил: «Делайте, что хотите. Это ваши рабочие и думайте. Они должны быть заняты». Так, дня три мы занимались с заключенными. Стали поступать вагоны с деталями брусчатых домов и больше до конца строительства таких задержек не было.

Вот таких два урока преподал мне М.М.Царевский».

Эти два примера характеризуют генерал-майора, начальника строительства Михаила Михайловича Царевского как обогащенного жизненным опытом, мудрого руководителя как в решении технических вопросов, так и в решении человеческих судеб.

Да, заключенные строили быстро и хорошо. Даже Жорес А.Медведев в «Атомном ГУЛАГе»* отмечает: «Как это ни парадоксально, но «гулаговские» сооружения, включая жилые дома, строили лучше, по более высоким стандартам».
________________________________________
*Энергия (экономика, техника, экология) № 1 1995 г., стр.23, «Атомный ГУЛАГ»

Заключенные выполняли весь комплекс строительных и отделочных работ. Многие из них уже имели соответствующие специальности, но большинство обучались в своих лагерных отделениях по специальным программам. Только в 1950 г. было обучено 1 255 заключенных.

Строительство города было возложено на 2-й строитель¬ый район. Рабочих этому району выделяло Л.О. № 4 и частично Л.О. № 1.


Помеченные дома в «старой» части города построены заключёнными л.о. № 1 и № 4 в 1951-1953 годах


Дома по ул.Комсомольская


Л.О. № 4 было расположено в западной части города, за железной дорогой (за существующим «Домом быта»). Лагерное отделение было укомплектовано в 1951 г. и ликвидировано в конце 1953 г. Начальником этого отделения был майор Павелко Алексей Войцехович. Именно он начинал строить лагерное отделение № 1 на «Элке», а затем, передав это отделение майору Бабкину Владимиру Степановичу, принял Л.О. № 4.

Справка


Павелко Алексей Войцехович

1906 г. рождения, образование средне-техническое, окончил промышленно-экономический техникум в 1952 г., член КПСС с 1943 г.

С 1925 г. работал бухгалтером, зам. председателя ревизионной комиссии. В 1930-31 гг. учился в Рязанской школе НКВД. В 1932 г. по клеветническому доносу был арестован. В 1933 г. – реабилитирован. Работал по 1944 г. на должностях начальника оперативной части, начальником административно-хозяйственной части и начальником СибЛАГа.

С 1951 г. работал в ИТЛ Полянский. Организовал лаготделения № 1, 4, 7. Был начальником Л.О. № 3 и директором Зыковского кирпичного завода в 1953-54 гг. В 1954 г. его перевели на работу в Среднюю Азию. В 1959 г. он вернулся и работал заведующим отделом Горкомхоза. Награжден орденами Ленина, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета». Среди сотрудников пользовался заслуженным авторитетом как деловой, чуткий, отзывчивый человек, высоко эрудированный специалист.

Заключенные относились к нему уважительно и называли его «батей». По-моему, это отличная характеристика Алексея Войцеховича Павелко.

Город строился одновременно с двух сторон. С южной по улицам Вокзальной (Советской Армии), Советской, Школьной, Октябрьской и Ленина. С северной стороны застройка шла одно-двухэтажными домами по улицам Горького, Северной, Комсомольской, Свердлова и Пушкина.


Первые дома по улице Советской Армии (Вокзальной), 1954 г.


Дом на углу улиц Ленина и Советская построен заключенными в июне 1954 г. На первом этаже в 1954 г. была открыта музыкальная школа

Стройплощадки огораживались колючей проволокой и охранялись солдатами.

В марте 1951 г. заселили первые домики на «Элке». Стали заселять и первые одноэтажные дома по ул.Горького. В июне были сданы первые двухэтажные брусчатые дома по ул.Октябрьской. В сентябре вступила в строй первая в городе школа по ул.Школьной – двухэтажное шлакоблочное здание (напротив универсама «Юбилейный», сейчас в этом здании художественная школа). Стал поступать кирпич, полным ходом развернулось строительство кирпичных и шлакоблочных зданий.

В 1953 г. на строительстве города заключенных стали заменять солдатами. В 1954 г. уже все строительство вели только военные строители.

Заключенные Л.О. № 1 работали на бетонном заводе, АРЗе, РМЗ. Одновременно это лаготделение с 1953 г. выполняло функции пересыльного, здесь проходил дополнительный отбор заключенных для других лаготделений, в основном горняцких.

Валентина Алексеевна Корякина, бывший работник АРЗа, вспоминает:

«В 1953 г. АРЗ переехал с Базаихи сюда. Работали на заводе заключенные, некоторые их них даже занимали инженерные должности: Уланов Алексей – нормировщик, Трещенко Яков Терентьевич (он освободился в 1953 г. и остался работать у нас). Все заключенные, работавшие в АРЗе, жили в 1-м лаготделении. Взаимоотношения с вольнонаемными были нормальными, никаких агрессивных действий с их стороны не наблюдалось. Был случай, когда один заключенный в столовой убил топором другого заключенного. Это было в 1954 или 1955 гг. А так – дисциплина соблюдалась строго. У нас в АРЗе работало много расконвоированных. В основном у нас были заключенные-бытовики, работали они хорошо.

В АРЗе была своя столовая, и все работающие, в том числе и заключенные, обедали в ней. Завтракали и ужинали заключенные в лагерной столовой. Как-то они пожаловались на плохое качество приготовления обедов. На собрании заключенные настояли, чтобы пробу снимали вольнонаемные. Директор АРЗа Соломатин поддержан заключенных, и было принято решение, что сотрудники управления АРЗа по графику будут снимать пробу. Вообще это сыграло положительную роль, кормить стали лучше.

Я проработала с заключенными до 1959 г. В работе комиссии по реабилитации я не участвовала, но вспоминается такой случай. Однажды один из заключенных, у которого дома умерла жена и осталось двое детей, обратился к руководству АРЗа с просьбой о ходатайстве о его досрочном освобождении. Рабочий он был очень хороший. Сидел за аварию: совершенно случайно сбил девочку, когда ехал на машине. Очень переживал. По нашему ходатайству его освободили досрочно».

И на строительстве соцгорода (как тогда называли жители свой город, пока ему официально не присвоили название Красноярск-26), и на всех подсобных предприятиях, связанных со строительством, заключенные работали наравне с вольнонаемными, получая за свой труд заработную плату и зачеты в зависимости от выполненного объема работы.


На оглавление  Предыдущая  Следующая