Владимир Сиротинин. Ксендзы в Сибири


Захватив власть в России в 1917 году, коммунисты начали проводить политику воинствующего атеизма. Создав мощный репрессивный аппарат, они приступили к массовым репрессиям против священников. Только по официальным данным в 1923-1924 гг. было арестовано 2469 священников, а к 1932 году их число достигло 19 842 человек.

Преследованию подверглись как православные, так и католические священники. Поскольку в Сибири проживало много поляков, то Ватикан учредил свое представительство. Первым апостольским администратором в Сибири был Юлиан Михайлович Гронский. Родился он в 1877 году в селе Чипели Ковенской губернии. Окончил Петербургскую духовную семинарию. В 1903 году возведен в сан римско-католического священника. Служил в костелах Сибири. С 1926 г. жил в Томске по ул.Бакунина, 17. Арестован 25 апреля 1931 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности. Этапирован в Москву, где был помещен во внутреннюю тюрьму ГПУ. 7 марта 1932 года постановлением коллегии ОГПУ осужден и отправлен в Сиблаг (г.Мариинск). В августе 1932 г. переведен на Соловки. В 1033 году вывезен в Москву, откуда по обмену въехал в Литву.

После ареста Гронского функции апостольского администратора перешли к Церпенто Иерониму Иеронимовичу. Сам Иероним Иеронимович родился в местечке Кривицы Виленской губернии. Окончил Житомирскую духовную семинарию и духовную академию. Имел и мирскую специальность - окончил курсы фармацевтов. В 1902 году посвящен в сан римско-католического священника. С 1919 года служил в костеле в селе Барабановка Боготольского района. Первый арест в декабре 1929 года. Коллегией ОГПУ осужден на 6 месяцев тюрьмы. После освобождения служил в костелах Красноярска и Иркутска. 2 июня 1935 года арестован в Красноярске. Вместе с ним были арестованы:

Обвинили их в шпионаже в пользу польской разведки и в контрреволюционной деятельности. 24 июня 1936 года военным трибуналом Сибирского военного округа по статье 58 УК РСФСР, пунктам 3, 6, 10, 11 Церпенто был осужден на 10 лет. Находясь в заключении, был вновь арестован. Обвинялся в том, что являлся членом Сибирского комитета "Польской организации войсковой" (ПОВ). Решением комиссии НКВД СССР и прокурора СССР 4 января 1938 года приговорен к расстрелу. Расстрелян 18 января 1938 года в Красноярске.

Столь же трагична была и судьба ксендза Дунин-Вансовича. На следствии в 1935-1936 гг., а оно шло 9 месяцев, Бронислав Валентинович вину свою не признал, а следствие не смогло доказать предъявленное обвинение (в 1936 году это еще было иногда возможно). Он был освобожден из красноярской тюрьмы, но вскоре снова арестован и осужден на 10 лет. В августе 1937 года привлечен по новому групповому делу Сибирского центра ПОВ и расстрелян в Красноярске 18 января 1938 года.

Вашему вниманию предлагается докладная записка, адресованная секретарю крайкома КПСС Н.Н. Органову и начальнику управления КГБ по краю А.И. Воронину 23 июня 1955 г. Ее авторы сообщают основные факты из жизни католической общины в г. Норильске. Из документа хорошо видно, каким было истинное отношение Советов к Церкви (в данном случае - к римско-католической). Сегодня всем известно, кем на самом деле были те люди, кого чекисты называют "украинским антисоветским подпольем". Комментарии, как говорится, излишни.

В публикации сохранены стиль и орфография подлинника.


РЦХИДНИ, ф. 26, оп. 27. Д. 4, лл. 146-152.

Совершенно секретно

В г. Норильске проживает значительное количество (более 4 т. чел.) освободившихся из лагерей украинцев, ранее судимых за контрреволюционные преступления - участие в буржазно-националистических бандах.

Среди освободившихся из заключения проживает на спецпоселении ряд ксендзов католического и греко-католического вероисповедания, имеющих большое влияние на украинцев, которые в значительной части раньше являлись католиками.

По имеющимся у нас отрывочным данным, ксендзы нелегально отправляют религиозные обряды, привлекая к этому все больше и больше верующих украинцев и поляков.

Отправление таких обрядов как похороны принимает форму демонстраций. Участники похоронных шествий группами и в одиночку стекаются к заранее оговоренному месту, выстраиваются в колонну и двигаются по избранному маршруту.

О размерах процессий можно привести следующие факты.

10 апреля 1955 г. на руднике "Медвежий Ручей" в результате несчастного случая погиб Шпарук В.К., 1923 г.р., уроженец Тернопольской области. Его похороны были организованы освободившимися из заключения украинцами, участниками ОУН. На организацию похорон был произведен сбор денег, нанят духовой оркестр, приглашены ксендзы Кузич и Котив. На похоронах собралось 1500 чел. (всего на этом руднике в 1955 г. жило и работало 10 000 чел.- М.К.) Похоронная процессия двигалась по центральным улицам.

На похороны погибшего в результате несчастного случая украинца Готол И.С. 7 июня с. г. собралось свыше 500 чел.

Обряды венчания, проводимые ксендзами в нарушение существующих законов, также привлекают большое количество людей. К примеру, в июне с. г. в поселке "Медвежий Ручей" у украинца Мартынюк состоялась свадьба. На венчании, которое проводилось ксендзом Фиголь, присутствовало 200 чел.

Установлены следующие освободившиеся из заключения ксендзы, которые ведут отправление религиозных обрядов среди украинцев и поляков:

1. Фиголь Владимир Иванович, 1911 г.р., уроженец Станиславской области УССР. В 1946 г. за антисоветскую деятельность осужден к 10 г. ИТЛ. Имеет высшее духовное образование. Проживает в г. Норильске как ссыльнопоселенец. Работает слесарем в ЖКУ. Фиголь был священником в греко-католической церкви в г. Львове, исполнял должность заместителя капитулярного викария и одновременно являлся следователем ОУН в г. Черткове.

2. Кузич Иван Теодорович, 1901 г.р., уроженец Львовской области УССР, имеет высшее духовное образование, проживает в г. Норильске как ссыльнопоселенец. С 1926 по 1932 гг. жил в Италии, обучался в духовной академии Ватикана, в 1947 г. за антисоветскую деятельность арестован и осужден на 6 лет ИТЛ.

3. Котив Иван Ануфриевич, 1910 г.р., уроженец Дрогобычской области УССР. Имеет высшее духовное образование, бывший священник греко-католической церкви, являлся сотрудником главы Униатской церкви - Шепитского митрополита Слепого, лично встречался с руководителями ОУН Мельником, Бендерой, Шуховичем и др. В 1946 г. за антисоветскую деятельность осужден на 10 лет ИТЛ.

Кроме выше перечисленных в Норильске проживают освободившиеся из лагерей ксендзы Дробитько, Годунько, Тишек, Фришляр.

Слаженность и быстрота, с которой верующие украинцы реагируют на все события в их среде, позволяет сделать вывод, что среди украинцев существует руководящая группа, направляющая их деятельность.

У нас нет пока достоверных данных об этой группе, мы еще мало знаем об антисоветском украинском подполье, но будем знать в ближайшем будущем. Однако считаем необходимым проведение теперь же следующих мероприятий:

1. Ограничить вредную деятельность ксендзов по религиозной обработке украинцев и поляков.

2. Запретить похоронные процессии. Если это сделать почему-либо нельзя, то сократить количество участвующих и проводить их только с разрешения местных органов Советской власти или милиции во время и по маршрутам, указанными этими организациями.

...4. Запретить ксендзам отправление обрядов венчания. Если это сделать почему-либо нельзя, то разрешить лишь в том случае, если у вступающих в брак есть соответствующие документы из ЗАГСа. Разрешение всякий раз испрашивать в органах милиции.

5. Запретить ксендзам проведение крещений, молений, чтение проповедей на сборищах.

В качестве профилактических мероприятий мы считали бы целесообразным провести следующее:

- вызвать всех ксендзов по одному в горсовет или комитет КГБ и в беседе поставить вопросы, изложенные выше;

- разъяснить, что поскольку у ксендзов нет официального разрешения на отправление религиозных обрядов, сборища для молений и проповедей запрещаются;

- похоронные процессии с участием ксендзов недопустимы. Если все же это будет разрешено, то:

а) похороны с участием ксендзов могут быть лишь в том случае, если того хотят родственники умершего,

б) умершие, не имеющие родственников, будут хорониться без религиозных церемоний соответствующими органами,

в) в похоронных процессиях могут участвовать только свободные от работы родственники и знакомые умершего.

При проведении изложенных выше мероприятий мы имели бы возможность под этим прикрытием организовать встречи с ксендзами и обработку наименее фанатичных из них в нужном нам направлении с последующим использованием их по вскрытию антисоветского националистического подполья среди украинцев и поляков.

В перспективе мы имеем в виду оставить в г. Норильске только тех, которые будут обработаны нами и проявят себя положительно. Остальных целесообразно перевести в другие места ссылки.

Секретарь Норильского горкома КПСС Знаменский
23 июня 1955 г.


Информационное письмо в посольство Польши в Москве

В дополнение сведений от 11-12 мая, в связи с арестом Гронского добавляю: в день его ареста арестованы в Новосибирске женщина лет 70-ти Чаман, органист Станислав Бах и др. около 10 чел. Из двадцатки. В Томске в то время арестованы Артанович, Смульский, Нарутович, Юшкевич и сосланный ксендз из Бердичева Бренчак и др. Несколько литовцев с Андреевского поселка Н. Кусковского р-на и сейчас производятся аресты по поселкам, где останавливался Гронский, допрашивая их, внушают ответы, что Гронский агитировал при объездах против коллективизации. На днях взята каплица в польском поселке Малиновка Томского р-на, выстроенная в теперешнее время. Гронского хотят обвинить в шпионаже, агитации против колхозов и хранении золота. Более 2-х недель не принимают передачу, не дают свиданий, условия содержания ужасны. Костелы в Сибири под угрозой изъятия из-за больших налогов. Население терроризировано. Будто недавно отменена ссылка лишенцев поляков, литовцев, латышей, но им применяется обвинение срыву ударного приказа и как преступников ссылают на несколько лет, конфискуя все. Например, Викентий Квегис Спасского р-на, поселка Байсагольский. Все социальные программы проводятся под большим давлением и требуют при этом полной добросовестности. Помощь через Цяло дипломатическая. Ксендз Жуковский из Иркутска отбывает ссылку в Архангельске. Ксендз Казакевич из Бараковки на ссылке в Нарымском крае. Ксендз Михасенюк из Новосибирска в ссылке в Архангельске. Ксендз Людвиг Эрк из Славгорода в ссылке на 10 лет, в связи с уездом за границу немцев в 1929 г. Ксендз Бугенис из Омска 10 м-цев при Новосибирском ГПУ, который в 1924-25 г. также был арестован и требовали с него подписку в работе в организации ГПУ. В настоящее время Бугенису тоже не дают передачи и не знаем, где он находится. Обвинение похожее Гронскому. В Челябинске ксендз Сенваттес в 1931 г. арестован. В Свердловске в 1930 г. костел взорван. В Сибири изъяты костелы (сведения имею до Читы). Чита, Нижне-Удинск, Иннокентьевская, Иланская, Тайга, Таличевка. В Новосибирске в 1930 г. взяты колокола. Ксендз один в Красноярске, который на очереди участи других. Желательно было бы ему уехать за границу. В одном только Барабинском округе до 600 семейств католиков с 1930 г. лишены жизни или в ссылке преимущественно католики-повстанцы (прим.: речь идет о предках петрашевцев, высланных за освободительное движение в Польше) некоторых фамилий: Юделис, Вахневич, Черняский, Айновский, Варнуховский, Гутовский, Маликовские, Родзивилы, Ланковский, и много остальных. Способ коллективизации: дается в поселке 5-10 семействам твердое задание исполнить неисполнимое, суд, конфискация, ссылка - со вступлением в колхоз - отменяется. Население приведено в нищенское положение. Нужна твердая уверенность, заступничество и полное свободное возвращение на родину. Население отягчено всякими принудительными ударными работами. Единственному ксендзу не разрешают посещать другие общины. Послана Вам копия заявления во ВЦИК относительно такого разрешения. Случайно разрешили теперь в Канске с 13 июня по 1 июля католическое богослужение, где в 2 дня окрещено 200 детей. При случае упоминаю, что 1-го апреля 1931 г. епископ Слосн был отправлен из Красноярска в ... без теплой одежды на вольную ссылку, которого в конце мая опять посадили в одиночку. Простите, что при некоторой осторожности диктую настоящее письмо по-русски. Прошу взять нас всех в защиту, как и подателя сего, сообщил мне кратким письмом получение сего. Расстрелян в Томске в начале 1931 г. немецкий пастор Иоганес Локкенберг, Тоннак проживает в Омске, семья хорошая, живет по ул. Маркса. Просьба помочь 100 руб. для уплаты костельных налогов. Деньги подателю сего.

Верно: начальник 1 отдела Орлов

Настоящий документ передан польскому посольству...

(Сохранена авторская стилистика.)

Альманах ЕНИСЕЙ, 4 июль-август 1999


На главную страницу