Филипп Сивацкий. Эмиграция верующих из СССР в 60-80-е годы (на примере пятидесятнических организаций Красноярского края)


В Советском государстве религия рассматривалась как остаточное явление досоциалистических формаций, а проявление религиозности со стороны протестантов – как результат воздействия западной пропаганды. Это привело к изменению политики по отношению к сектам, естественно в сторону ее ужесточения.

Одним из следствий притеснений со стороны властей можно считать эмиграционные настроения среди верующих-пятидесятников. Особенно остро эта проблема стояла в г.Черногорске, где эмиграционными настроениями была охвачена значительная часть верующих. Среди причин эмиграции приводились следующие: «у нас нет свободы верующим молиться, нас все преследуют, штрафуют и обещают судить... наша Родина на небесах». Пятидесятники говорили, что невозможно использовать религию на полном основании Евангелия в атеистическом государстве, которое запрещает организованное обучение детей в наставлении Господнем, и т.д.

Пять писем в органы власти о выезде за границу поступили от черногорских пятидесятников уже в 1964 г. Подобная ситуация повторилась и в 1967 г. После отклонения властями просьб о выезде из страны и применения к некоторым верующим административных мер воздействия в секте произошел отказ от паспортов. Верующая К.А.Петрова писала: «Не хотим быть вашими гражданами, живя в стране безбожной, мы много переносим ущемлений, клеветы, злословий, унижений и т.д. На работе нас ущемляют в зарплате, лишают льгот, которыми мы имеем право пользоваться».

В мае 1968 г. П.Ващенко с четырьмя детьми выезжает в Москву и пытается пройти в американское посольство, но эта попытка оканчивается неудачей. Более удачной стала вторая попытка, предпринятая им же в июне 1978 г. П.Ващенко пробыл в посольстве три часа, но после выхода оттуда был помещен в психиатрическую больницу, а затем осужден по статье 198 УК РСФСР за нарушение паспортного режима.

Лидер другой группы Г.Ващенко открыто в 1970 г. заявил, что «советские законы направлены на уничтожение всех верующих... Нас садят только за веру, в стране нет свободы, все делается на износ и истребление верующих – отпустите нас в другую страну». Г.Ващенко неоднократно заявлял, что если их и дальше будут штрафовать, то они все принесут паспорта, откажутся от советского гражданства и напишут жалобу в ООН.

Подобные заявления поступали от верующих-пятидесятников и из других групп.

В июле 1977 г. верующие выезжают в Москву с целью посещения американского посольства, но их возвращают назад, что еще больше усиливает эмигрантские настроения в группе Рода.

Например, 26 февраля 1978 г. на молитвенном собрании, где присутствовал председатель горисполкома, верующие требовали, чтобы их всех выпустили из страны. В июне 1978 г. П.Ващенко с тремя детьми и женой, М.Чмыхалова с сыном выезжают в Москву и «прорываются», по словам властей, в американское посольство. Несколько иначе трактует события их непосредственная участница Л.Ващенко: «Мы пришли к посольству и показали милиционерам те бумаги, о которых хотели проконсультироваться. Нас не пропустили. Мы решили пробежать до выхода. Милиция задержала только брата... Потом стали бояться: раз мы так долго на территории американцев, – значит, мы предатели Родины... Мы просидели три с половиной года... И объявили голодовку... Пятьдесят дней мы провели на воде и чае. Мой вес упал на 20 кг, а сестру Лиду забрали в Боткинскую больницу. Но чего-то мы добились: братьям и сестрам разрешили увидеться с нами в посольстве; на нас обратили внимание американские газеты, и мы стали чуть ли не достопримечательностью для приезжающих в Москву американцев. А тут умер Брежнев, и нас посетил приехавший на похороны Джордж Буш». В апреле 1982 г. 12 человек верующих из семьи Ващенко вышли к зданию исполкома горсовета с американскими флагами и лозунгами, требующими решить вопрос об эмиграции их семьи. В тот же день они выставили эти флаги на воротах и крыше своего дома... На следующий день никто из них не вышел на работу, они обходили верующих и призывали их к демонстрации. Вокруг этой семьи создается вакуум, властям было дано указание не вмешиваться в события, которые решаются на высшем уровне. Ващенко и Чмыхалова просидели в посольстве, после чего им было предложено выехать назад в Черногорск для оформления документов, потом в Израиль и только после этого в США. В 1982-1984 гг. группе верующих удалось добиться выезда из СССР, но в 1987-1988 гг. поднялась новая волна эмиграционных настроений.

Всего за период с 16 сентября 1975 г. по начало 1987 г. край покинуло 200 человек, доля молодежи до 30 лет среди них составила приблизительно 40 процентов. Общее же количество желающих выехать – 330 человек (170 взрослых и 160 детей), большинство из которых были русские. Доля пенсионеров составляла около 20 процентов. В 1987 г. эмиграционными настроениями было охвачено 97 семей (вместе с детьми 426 человек).

В марте 1986 г. заявление в международные организации о выезде семьей из СССР «в связи с тяжестью нашего духовного и материального положения» подал лидер Ново-Заветной Церкви В.Ф.Мазуров. Он заявил: «Не верю в мирное сосуществование марксизма и христианской идеологии. Они несовместимы». В выезде Мазурову было отказано.

Таким образом, эмиграция верующих из пятидесятнических общин свидетельствует о государственной репрессивной политике по отношению к ним. Но и верующие, со своей стороны, часто сознательно шли на обострение отношений с органами государственной власти. Большую роль здесь играл субъективный фактор – лидеры некоторых организаций решали собственные проблемы за счет единоверцев.

Вопрос (Вильям Смирнов): Есть ли какая-то связь между особенностями деятельности христианской церкви и появлением новых протестантских организаций в Сибири?

Ответ: В прошлом году в Омске была проведена конференция «Протестантизм в Сибири», где речь шла о том, что протестантизм в Сибири имеет свою специфику. Во-первых, протестантские организации появились в Сибири вследствие репрессивной политики государства, а именно: верующие в Сибирь ссылались из западных регионов. Во-вторых, православная церковь запятнала себя сотрудничеством с органами: фактически секулярное государство имело государственную церковь в то же самое время. Многие могут со мной не согласиться, но я придерживаюсь именно такой точки зрения. Поэтому секты в 60-80-е годы пользовались особой популярностью.

Распространение сектантства всегда трактовалось как акция гражданского неповиновения и было показателем социальной напряженности в регионе. В 80-е годы принятие Закона о свободе совести привело к ренессансу протестантских организаций, большой популярностью пользовались протестантские организации, не запятнавшие себя сотрудничеством с советской властью, а, наоборот, терпевших притеснения. Из 150 зарегистрированных общин 2/3 составляли протестантские организации различного толка, из них 12-14 – пятидесятнические.

Права человека в России: прошлое и настоящее.
Сборник докладов и материалов научно-практической конференции.
Пермь, 21-23 июня 1999 г.
Издательско-полиграфический комплекс «Звезда»


На главную страницу

Красноярское общество «Мемориал» НЕ включено в реестр общественных организаций «иностранных агентов». Однако, поскольку наша организация входит в структуру Международного общества «Мемориал», которое включено в данный реестр, то мы в соответствии с новыми требованиями российского законодательства вынуждены маркировать нашу продукцию текстом следующего содержания:
«Материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, или лицом, входящим в состав органа такой некоммерческой организации».
Отметим также, что Международный Мемориал не согласен с этим решением Минюста РФ, и оспаривает его в суде.