Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Алексей Бабий. Восемь уровней ответственности


От автора. Все, что изложено ниже,  у меня раньше и в мыслях не было озвучивать - я считал, что это всем и так ясно. Однако оказалось, что существует и другой взгляд на общественную деятельность и он довольно распространен. Сдается мне, что именно тут проходит водораздел между "советским" пониманием общественной работы и деятельностью НКО в современном понимании.

Советское понимание общественной работы базировалось на нескольких китах:

Главное же - что общественная работа в советском понимании не могла быть целью, а была либо ненавистной обязаловкой, либо средством для достижения неких собственных целей. 

Собственно, именно тут проходит водораздел между "советским" и "несоветским" пониманием. Применительно к "Мемориалу"  это звучит так: есть люди, для которых мемориальская работа - это цель (и я знаю множество замечательных тому примеров),  и есть люди, для которых это - всего лишь средство утоления личных амбиций или улучшения материального состояния(увы, и таких примеров я узнаю все больше и больше).

Речь, впрочем, сегодня пойдет о не столько о цели и средствах, сколько об ответственности. Почему-то считается, что, раз работа НКО строится в основном на энтузиазме, то и ответственности никакой их члены не несут. Работаем бесплатно, так, значит, пускай скажут спасибо, что вообще хоть что-то делаем. А если дали какой-нибудь грант, так это не на конкретную работу, а в качестве вознаграждения за предыдущий бесплатный труд.  Между тем работа по грантам предполагает вполне конкретные обязательства, да и бесплатность работы не предполагает безответственности. Просто ответственность  распределяется по уровням, которые зависят в том числе и от оплачиваемости, но всего лишь "в том числе": есть критерии гораздо более важные.

НКО нередко противопоставляются коммерческим организациям - именно в силу своего названия. Однако, слово "бизнес" переводится вовсе не как "деньги", а как "деятельность", и потому у НКО и бизнес-структур гораздо больше общего, чем это может показаться на первый взгляд. Объем материальных ресурсов, которыми располагает НКО, бывает не таким уж маленьким, а проекты бывают весьма сложными и объемными. Чтобы управляться со всем этим хозяйством, приходится применять управленческие технологии, используемые в бизнесе -  с известными, конечно, поправками. Кстати, я видел немало примеров, когда человек из НКО успешно переходил в бизнес, и наоборот.

Все, что я говорю ниже, относится не к аморфным НКО, вся деятельность которых заключается в словоговорении на  регулярных (а чаще даже и нерегулярных) совместных посиделках. Речь идет о динамичных НКО, ведущих проекты (нередко совместно с другими организациями), в том числе и по грантам. Вот в них ответственность распределяется по восьми уровням.

Речь в данном случае не идет об ответственности гражданина перед обществом в общем смысле (хотя в случае НКО это более чем применимо), а об ответственности члена НКО перед другими членами НКО и сторонними организациями, т.е. вопрос рассматривается не в возвышенном смысле, а, наоборот, в весьма практической плоскости.

Первый уровень ответственности - ответственность председателя. Нередко считается, что это почетная должность, и она дается за некоторые заслуги. Думаю, однако, что здесь важнее именно уровень ответственности.  Именно председатель отвечает за то, как будет развиваться "Мемориал", какая у него будет репутация, и за многое другое. Председатель отвечает за все, что происходит в "Мемориале" -  как перед членами Общества, так и перед сторонними организациями. Даже если договор будет выполнять не он, именно он будет отвечать по обязательствам перед грантодателем. Даже если деньги растратит нецелевым образом другой член общества, отвечать за это - председателю: зачем доверился, зачем не проконтролировал. Я уже не говорю о том, что именно председателю надо принимать решение в сложных условиях, требующих немедленного действия, когда невозможно не то что собрать общее собрание, но и обзвонить правление. Замечу, кстати, что эта ответственность уравновешивается и немалыми правами (а иначе управлять будет невозможно).

Второй уровень ответственности - у заместителей председателя. Собственно, к ним относится все, сказанное в отношении председателя, разве что в несколько меньшей степени. Хотя, в отсутствие  председателя, заместитель принимает на себя груз ответственности в полной мере. Замечу, что и зам.председателя - должность не столько почетная, сколько ответственная, и потому спрос с зама куда больше, чем с любого другого мемориальца. Промахи, позволенные быку, Юпитер себе позволить уже не может.

Третий уровень ответственности - у руководителей проектов, ведущихся по грантам, независимо от того, руководят они на платной или волонтерской основе. Хотя это, опять-таки, трюизм, напомню, что между двумя организациями (грантодателем и грантополучателем)  подписан договор, что НКО взяла на себя вполне конкретные обязательства. В этой ситуации работа по принципу "пускай спасибо скажут, что я вообще что-то делаю" как минимум неуместна. Руководитель проекта персонально отвечает за успех проекта, за использование ресурсов. Причем отвечает как перед грантодателем, так и перед правлением (которое имеет право контролировать его работу), так и перед НКО в целом (напомню, что существует такая вещь, как грантовая история, и, завалив один грант, можно запросто лишиться последующих - так что от руководителя проекта зависит не только судьба этого проекта, но и осуществимость будущих).

Четвертый уровень ответственности - у людей, работающих по грантам на платной основе. С них  руководитель проекта, и правление имеют право спрашивать по полной программе: извини, тебе платят деньги за конкретную работу, изволь ее выполнить в срок и как следует. 

Пятый уровень ответственности схож с четвертым именно платностью. Но, возможно, оплачивается не работа по конкретному гранту, а вообще текущая работа (в "Мемориале" обычно работа юриста). Неважно, является ли этот человек членом НКО или привлеченным специалистом - главное, что он получает деньги за конкретную работу. Если он её не делает, или делает плохо, не в срок - он эти деньги просто не получает и от работы отстраняется. Эта ситуация (как и предыдущая) ничем не отличается от ответственности работника в коммерческой фирме.

Шестой уровень ответственности - у руководителей проектов, выполняемых на волонтерских началах. Здесь, как правило, нет ответственности перед другими организациями (например, грантодателями). Но есть ответственность как минимум перед НКО в целом: раз уж ты взялся за руководство проектом, то будь добр, выполняй обещанное. К тебе неприменимы финансовые санкции, и ты не управляешь существенными ресурсами, но есть ответственность перед твоими товарищами - как теми, которые работают с тобой в проекте, так и теми, кому ты пообещал этот проект сделать. Ты пообещал организовать - так организовывай!

Седьмой уровень ответственности - у волонтеров, участвующих в проекте. Они, в отличие от руководителей проектов, отвечают только за свой участок работы (хотя, по определению, должны болеть за дело в целом). Но, если волонтер выполняет свою работу спустя рукава, вряд ли он поднимется выше седьмого уровня - скорее опустится на восьмой.

И, наконец, восьмой уровень ответственности - у людей, занимающихся этой работой эпизодически, по собственному желанию и по собственной программе. Это могут быть как члены НКО, так и сторонние люди.  Вдруг появляется некто, оцифровывает пятьдесят фотографий, хотя мог бы это и не делать. Ну, спасибо ему, даже если он это сделал не так качественно, как хотелось бы. Но дареному коню в зубы не смотрят.

Эта иерархия ответственности не имеет ничего общего со служебной лестницей. При движении вверх благ особенно не прибавляется или же прибавляется совершенно непропорционально вкладываемым усилиям - так что материальная заинтересованность, как правило, роли не играет. Нередко играют роль личные амбиции (ну, нравится кому-то приставка "член правления"). Но, к счастью, достаточно часто главным мотором служит возможность самореализации, возможность сделать действительно важное и нужное дело. 

Важно понимать, что только на восьмом уровне ответственности применим подход "пускай спасибо скажут, что я вообще что-то делаю". Стоит тебе чуть подняться по иерархии ответственности, и подход надо менять сразу и кардинально. Неважно, на каком уровне ты находишься - ты взял на себя обязательства и изволь их выполнять, и не сопротивляйся, коли имеющие право тебя контролировать будут это право осуществлять. А право это имеют, кстати, не только люди, стоящие выше именно по "служебной" иерархии, но и любой член НКО. Ведь (и в этом еще одно отличие НКО от бизнес-структур) мы все  делаем общее дело, а не работаем на некоего хозяина. Но, кажется, я опять начал говорить трюизмы - аж самому неудобно...