Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, или лицом, входящим в состав органа такой некоммерческой организации

«Поляки на Енисее», книга вторая


Тамара Петрова (Дудоровская). Поляки в Енисейской губернии

Жизнь ссыльных поселенцев в Пинчугской волости Енисейского уезда, с 1934 года – Абанский район Красноярского края.

О. Пятницкий в своей книге «Записки большевика» за 1915-1917 г.г. описал жизнь политических ссыльных в деревне Федино: «Это была самая дальняя деревня в Енисейском уезде, но ближе всех расположена к железной дороге, она находилась на левом берегу реки Бирюсы (Оны).

В Федино отбывали ссылку 23 человека. Из них 14 политических ссыльных: Хаим Бер; Якоб Гарбец, Паист, Ида Зильберблад; Петриковский (Петренко); Павел Карпов; Кнышевский; Сохатский, А. Феофилактов; Давид Трегубов из Гомеля; Яков Блат; Иван Выхватнюк, Адам Станкевич; Томашъ (Фома) Иванович Говорек (поляк).

В деревне Почет жил Петр Корольчук, поляк, ссыльный, он завел свое хозяйство и привозил в деревню Федино продукты – сыр, масло.

Для охраны политических ссыльных в Федино находился стражник Роман Петрович Благодатский, который был женат на нашей родственнице Рукосуевой Евдокии Михайловне. Похоронен в поселке Почет Абанского района Красноярского края.

Летом многие ссыльные валили лес, который гнали плотами в Енисейск. За одно бревно получали 1 руб. или 1 руб.20 коп., но зато обратно ехали пароходом по Енисею, потом на лодках против течения по реке Ангаре и, наконец, на лошадях верхом до д. Федино. Весь путь обходился недешево. Находили работу и за 10 копеек (с 1 часа ночи до 9 часов утра) – молотьба.

Никто из поселенцев не имел права отлучаться из деревни. Фединская колония устраивала общую столовую – каждый ссыльный готовил обед. Был избран комитет из 2-х товарищей и кассира, рассматривали вопрос о приобретении одежды для нуждающихся товарищей. Ссыльные поселенцы от правительства не получали материальной помощи. Летом ловили налимов, щук, собирали кедровые орехи для продажи. Поселенцам не разрешалось иметь охотничье ружье. Устраивали доклады, торжественные собрания (1 мая, Новый год…). Получали столичные газеты и журналы, книги.

Крестьяне к политическим ссыльным относились хорошо.

Три сестры моего деда Якова Ивановича Рукосуева вышли замуж за ссыльных поляков:

Евдокия Ивановна Рукосуева вышла замуж за Юзвика Доминика Яковлевича, 1899 года рождения, поляка из местечка Островки Седлецкой губернии, Республики Польша. Первый срок получил 08.03.1938 года в г. Хабаровске. Повторно был осужден 14 мая 1940 года особым совещанием НКВД СССР, приговорен к 8 годам ИТЛ. Затем осужден 16.11.1940 года Постоянной сессией Хабаровского краевого суда по ст.82, ч.1 к 1 году ИТК. На основании наряда отдела «А» МГ Б СССР от 19.07.49 г. по отбывании срока наказания 27.09.1949 года из Озерного лагеря (Иркутская область) направлен в ссылку на поселение в Енисейский район Красноярского края. На спецпоселении находился с семьей: жена – Рукосуева Евдокия Ивановна, сын – Юзвик Борис Доминикович 1926 года рождения. 14.11.1955 года убыл на жительство в Республику Польша на основании приказа МВД СССР от 23.05.1955 года. Архивное дело № СО-86810. С тех пор о нем ничего не было известно, хотя жена, Евдокия Ивановна делала запрос через организацию «Красный крест».

Варвара Ивановна Рукосуева вышла замуж за Дзейдзюль Олимпия Ульяновича, 1888 года рождения, д. Покатеево. Его отец – Дзейдзюль Юльян Франкович был выслан из Польши, мать звали Матреной. Жили в деревне Покатеево Абанского района. От брака имели 5 детей. Несколько лет жили невенчаны, затем Юльян Франкович просил у царя разрешения обвенчаться.

У Дзейзюль Олимпия Ульяновича родилось две дочери, одна из которых – Фаина Олимпиевна умерла в 2003 году, а Евдокия Олимпиевна живет в Канске, пенсионерка.

Елена Ивановна Рукосуева вышла замуж Томаша (Фому) Ивановича Говорека, поляка. От брака родилась дочь Галина 1920 г.р. В годы ВОВ Галина была медсестрой. До 1920 года семья Говорек проживала в Абанском районе, ранее Пинчугская волость, затем жили в Москве, так как Томаш Иванович был активным большевиком.

В 1935 году приезжали в д. Федино проститься с родителями Елены Ивановны, так как родители уезжали жить на Камчатку. Ф.И. Говорек в 1946 году приезжал в Федино. Родственница - Евдокия Григорьевна Рукосуева рассказала о деде Ф.И. Говореке такой момент, что он подарил немецкие часы племяннику Константину Рукосуеву и сказал: «Ухожу безвозвратно». Вскоре после него приезжала его дочь Галина Фоминична, видимо с мужем Константином, тот был ранен в ногу, прихрамывал. Но в деревне было голодно, в доме тесно, а у них были проблемы с жильем, поэтому они быстро уехали. Видимо, уехали на родину мужа, до сих пор о них ничего не известно.

15 мая 2003 года я просмотрела документы в Красноярском Краевом архиве фонд 595, опись 63, т. 4-243 за 1908-1917, которые содержали информацию о «Томашъ Иванов Говорек». Узнала, что он был выслан на поселение 22 сентября 1911 года в Пинчугскую волость Енисейского уезда. (Копии документов прилагаются).

В гражданскую войну 1919 г. при содействии Ф.И. Говорека фединцы помогли зерном партизанской армии в период ее отступления вместе с 1-1,5 тыс. беженцами. Ему удалось уговорить партизанский отряд спуститься на плотах вниз по реке Она, с собой они сплавили до Усть – Койтыма 500 пудов круглой пшеницы. Фединцы спасли народ от голодной смерти (стр.77 книги В.Г. Яковенко «Записки партизана»).
Фома И. Говорек – активный участник партизанского движения, член агитотдела армейского совета, кандидат в члены армейского совнархоза (стр. 152 «Записки партизана» В. Яковенко)

ПЕРЕПИСКА ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ С ТЮРЕМНОЙ ИНСПЕКЦИЕЙ: Томаш Фома Иванович Говорек ссыльно-поселенец, р. 1872 г. д. Швейки Соколовского уезда. Был осужден Варшавской судебной палатой 27-28 мая 1911 года, поляк, вероисповедание римско-католическое, семья в ссылку не следует.

ПРОШЕНИЕ губернатору Енисейского уезда № 2770 от 11 авг. 1912 г. о разрешении приобрести и иметь в целях промысла охотничье ружье (дробовик).

СПРАВКА № 728 о зачислении его в крестьяне из ссыльных Абанской волости.

ПРОШЕНИЕ о занятии земледелием и о переводе его в д. Почетскую. 1912 г.

СПРАВКА вх 6303 ссыльно-поселенцу Томашу Говорек на осн. 17 ст. Высочайшего указа 21 фев. 1913 г. предоставлено право на перечисление в крестьяне из ссыльных без права выезда за пределы Европейской России, в чем выдано ему свидетельство № 727 от 16.01.1916 г.

Я сделала запросы о семье Говорек в ГУВД Красноярского края, в информационный центр, отдел по реабилитации, а также в МВД в Москву. В списках репрессированных их нет. Также написала на передачу «Жди меня» в мае 2004 года, ответа пока тоже нет.

От редакции сайта: по данным lists.mem.ru, Говорек был репрессирован:
Говорек Фома Иванович
Родился в 1872 г. пенсионер. Проживал: Машков пер., 15, кв. 172.
Источник: газета "Московская правда"

5 июля 1937 года Ф.И. Говорек вместе с семьёй был выселен из Москвы в Иртышевский район Восточно-Казахстанской области Казахской ССР.


На оглавление