Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Проблемы реабилитации жертв политических репрессий в Красноярске


Моисеева Т.Л. (Красноярское общество «Мемориал»)

В этом году исполнилось 15 лет со дня принятия Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» № 1761-1 от 18.10.1991 г.

Целью настоящего Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.

Красноярское общество «Мемориал» работает 18 лет. За это время мы оказали бесплатную юридическую помощь многим репрессированным по реабилитации и по выплате денежных компенсаций в соответствии с Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий».

Особенность Красноярского края по сравнению с другими регионами – большое количество высланных в административном порядке и направленных на спецпоселение, а также отбывавших здесь срок в лагерях и послелагерную ссылку. Их количество превышает 500 000 человек. Это массовое раскулачивание и выселение так называемых «кулацких» семей в 1929-1935 годах, депортации немцев из АССР НП и других регионов СССР в 1941 году, депортации финнов из Ленинградской области в1941-42 гг., литовцев, латышей, эстонцев в 1941 г и после войны. В 1944 году выселялись в Красноярский край крымские татары, греки, калмыки и другие национальности. Кроме того, в конце сороковых и начале пятидесятых годов проводилось выселение семей ОУНовцев и власовцев из Украины.

В течение последних лет к нам обращается ежегодно свыше 300 граждан. С большинством из них приходится работать более года. Пишем заявления по установлению факта применения репрессии в различные ведомственные и государственные архивы разных регионов РФ и бывших союзных республик, ЗАГСЫ, РУ ФСБ, прокуратуры, МВД и другие организации, чтобы получить сведения, подтверждающие факт применения политической репрессии.

В связи с тем, что с момента применения политической репрессии прошло много лет и документальные сведения не всегда удаётся найти, мы пишем исковые заявления в суды первой инстанции, чтобы в судебном заседании свидетельскими показаниями установить факт применения политической репрессии к членам семьи или лицу, а также по установлению факта незаконной конфискации имущества и получения денежной компенсации за конфискованное имущество. Только за этот год в суды направлено 78 исковых заявлений. А в случаях вынесения судом первой инстанции отрицательного рения направляем частные жалобы в краевой суд для отмены решения как необоснованного и направления на новое рассмотрение.

В соответствии с Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитация граждан предусмотрена по месту применения репрессии. Т.е., если граждане высланы в административном порядке из другого региона, например, из Омской области в Красноярский край, решение об их реабилитации принимается ГУВД Омской области, а решение о реабилитации детей, рожденных в период нахождения их родителей на спецпоселении в Красноярском крае, принимается ГУВД Красноярского края. Это увеличивает объем работы.

Отдельная проблема – реабилитация так называемых «указников», в частности, репрессированных по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 02.06.1948 года «О выселении в отдаленные районы злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный паразитический образ жизни». В Законе РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» не предусматривается прямо реабилитация этой категории граждан, хотя по сути Закона это очевидная политическая репрессия. Отстаивая права одной из «указниц», мы дошли до Верховного суда, однако так и не смогли решить этот вопрос.

Еще одна проблема – сроки обращения по компенсации стоимости изъятого имущества. Согласно постановления правительства РФ от 12.08.1994 №926 «Об утверждении Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации» установлен трехлетний срок обращения с момента получения документа о реабилитации и в течение трех лет после введения в действие ст. 16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий». В случае пропуска трехгодичного срока комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрациях районов отказывают в выплате денежной компенсации, а суды не принимают исковые заявления или отказывают в их рассмотрении, т.к незнание закона не является уважительной причиной. За последние пять лет лишь в двух случаях, в судебном порядке, удалось доказать, что трехлетний срок обращения был пропущен по уважительной причине: в одном случае репрессированный был инвалидом по зрению, а во втором – онкологическим больным.

В среднем, в течение года, с нашей помощью получают справки о реабилитации 80-90 человек, и 10-15 человек получают денежную компенсацию. Однако, с 2004 года даже наличие полного комплекта необходимых документов не избавляет реабилитированного от мытарств, связанных с получением компенсации. Если до этого деньги выплачивались районной администрацией, а затем компенсировались из федерального бюджета, то постановлением правительства РФ №635 от 15.11.2004 года были утверждены правила финансирования расходных обязательств по выплате денежных компенсаций льготникам, в том числе и репрессированным. Теперь комиссии по восстановлению прав жертв политических репрессий направляют решения о выплате компенсации за конфискованное имущество в агентство социальной защиты при администрации края, оттуда списки идут в Москву, и предусмотренные законом 10000 рублей реабилитированные граждане ожидают по 8-10 месяцев.

Острая проблема – несоответствие Законов о реабилитации бывших союзных республик и, как следствие, справки о реабилитации, выданные другими республиками (особенно Украиной), не признаются действительными в России. Органы социальной защиты требуют подтверждения Генеральной прокуратурой РФ соответствия этих документов Закону РФ «О реабилитации жертв политических репрессий».

Приведу характерный пример. Длительное время нам пришлось заниматься вопросами реабилитации Цаунитис Дависа Петровича, 1887 г.р.. Семья проживала в Латвии, где и была применена политическая репрессия. 21.05.1941 года Цаунитис Д.П. был арестован в гор.Цесис и 14.06.1941 года осужден уездным отделом НКВД Латвийской ССР как крупный промышленник и социально опасный элемент, а его семью в день его осуждения, т.е. 14.06.1941 года в составе: жену - Цауните Кристина Яновна, 1890 г.р. и 2-х дочерей Вилму, 1913 г.р. и Ирену, 1916 г.р. в административном порядке необоснованно выслали на спецпоселение в Туруханский р-н Красноярского края. По нашим обращениям в ГИЦ Латвии и прокуратуру республики семью Цаунитис Д.П. реабилитировали. В период нахождения на спецпоселении у Цауните Вилмы Д. родились 2 дочери. Мы обратились с собранными документами в ИЦ ГУВД края по реабилитации детей, родившихся в нашем крае - они также получили справки о реабилитации.

В живых осталась Цауните Ирена Д., 1916 г.р., как наследник первой очереди, имеющая право на получение денежной компенсации за незаконно конфискованное имущество, принадлежащее их семье. Здесь путь нашего поиска документов был очень тернист. Ни в одном из документов полученных из прокуратуры и ГИЦ МВД Латвии сведения об изъятом имуществе не подтверждались. Мы обратились в латвийский государственный архив, откуда получили подробную архивную справку, где имелись сведения на 1930 год на имя главы семьи, т.е. Цаунитис Д.П. было зарегистрировано в департаменте управления г.Цесиса имущество - дом, кирпичный з-д и др. имущество. Впоследствии удалось собрать документы, подтверждающие что это имущество в 1941 году было незаконно конфисковано. Выплата денежной компенсации лицам, проживающим за пределами Латвии решается Министерством финансов Латвии, куда нами и были направлены документы. Впоследствии эти документы для решения вопроса по выплате денежной компенсации были переданы в департамент гор.Цесиса, который в выплате денежной компенсации отказал, мотивируя тем, что необходимо было обратиться до 1996 года, т.к. в Латвии прошла приватизация земель и строений.

Мы повторно обратились в Министерство финансов Латвии с жалобой, так как эта пожилая женщина безграмотная и не знала, что может получить не только реабилитацию, но и компенсацию за незаконно конфискованное имущество и что семья их получила реабилитацию в 2002 году. Наконец, в октябре было принято положительное решение о выплате Цауните И.Д. 500 лат. Большинство ответов шло на латышском языке, приходилось переводить. Кроме того, Цауните И.Д. преклонного возраста, ей уже 86 лет и проживает в Енисейском р-не, куда надо затратить 6 часов времени на поездки.
Окончательно проблему получения компенсации удалось решить только благодаря тому, что у меня выдалась возможность попасть в Латвию во время отпуска и решать проблемы на месте.

Возникают проблемы с получением ответов, особенно по запросам на Украину, прибалтийские республики. Пишем напоминания два-три раза, да еще получаем ответы на языке Украины, Латвии и других республик, Приходится делать официальные переводы на русский язык.

Также мы столкнулись с проблемой реабилитации граждан, выселенных в административном порядке из Крыма в 1944 году (татарам, немцам, евреям и др.). Украинский Закон о реабилитации не распространяется на эти категории граждан. В России их также отказываются реабилитировать, мотивируя это тем, что Крым находится на территории Украины. Однако Крым до 1954 г., т.е. во время применения репрессии, входил в состав РСФСР, а многие высланные люди после отбытия ссылки остались проживать в Красноярском крае и являются гражданами РФ.

В связи с принятием Закона РФ №122, т.е закона о монетизации, положение многих граждан, имеющих право на льготы, ухудшилось, поскольку финансирование льготников передано с федерального на региональный уровень. В результаты льготники, в том числе и реабилитированные, оказались в неравном положении. В Красноярском крае практически все льготы для реабилитированных сохранены, во многих других регионах предоставляются мизерные компенсации, а льготы в основном отменены. Неоднократные обращения в Думу по поводу передачи финансирования льгот для реабилитированных на федеральный уровень проигнорированы.

И, наконец, о неисполнении Закона о реабилитации в той его части, которая касается юридической помощи репрессированным. В соответствии с Законом Красноярского края №12-2582 «Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам РФ на территории Красноярского края» гражданам РФ, пострадавшим от политических репрессий, должна оказываться бесплатная юридическая помощь по вопросам, связанным с реабилитацией. Однако на деле с репрессированных требуют деньги, при этом не обеспечивая качественной юридической помощи. Так, в пос.Назимово Енисейского района Хлебникова Н.А., пенсионерка, малоимущая, обратилась в юридическую консультацию за помощью в написании искового заявления по установлению факта применения политической репрессии, уплатила за эту услугу 900 рублей, а суд не принял заявление к рассмотрению. Только с помощью Красноярского общества «Мемориал» ей удалось получить справку о реабилитации.

Бедственное положение пенсионеров в нашей стране заставляет людей, пострадавших от политических репрессий, добиваться тех ничтожных льгот и выплат, на которые они имеют право в соответствии с Законом о реабилитации жертв политических репрессий. Однако на пути к этому приходится преодолевать множество препятствий, да и потом отвоевывать законные льготы, которые нередко существуют только на бумаге. Красноярское общество «Мемориал», насколько это возможно, пытается помочь этим людям. И нередко это удается.

Материалы конференции "Права человека в Красноярском крае", 2006 г.