Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Голгофа


"Буди верен даже до смерти, и дам
ти венец живота" (Откр. 2, 10)

Со времени крещения Руси Русская Православная Церковь не знала массовых гонений, которые давали бы основание к масштабным канонизациям святых. За девять веков к лику святых было причислено около 380 подвижников. Время русских мучеников наступило в XX веке, когда на иерархию, священнослужителей и верующий народ обрушился «кровавый смерч гонений», при этом многие тысячи из них прославили Господа мученической кончиной, безропотным перенесением страданий и лишений в лагерях, тюрьмах, ссылках.

Как известно, борьба с Церковью в СССР началась в 1917 году, приняв массовый характер уже в 1918-м, после выхода декрета «Об отделении Церкви от государства», и продолжалась в различных формах на протяжении всего периода существования советской власти.

В районной газете уже рассказывалась история трагической гибели в октябре 1918 года во время крестьянского восстания каратузского священника Михаила Тимофеевича Щербакова и его жены Анны Константиновны. Сегодня хотелось бы поведать читателю ещё об одном человеке, который был связан судьбой с нашим селом целых 13 лет – это протоиерей Команский Василий Максимович.

Из его биографии известно, что родился он в 1868 году в селе Кузьковичи Быховского уезда Могилевской губернии в семье псаломщика, белорус. Получил среднее образование. Рукоположен в сан священника в 1893 г. До перехода на службу в Енисейскую епархию был священником Ильинской церкви в деревне Самулки Чаусского уезда Могилевской губернии. В мае 1899 года о. Василий определен священником Спасской церкви в село Караульно-Острожное Минусинского уезда. Уже в октябре 1899 года его назначают на должность Ачинского уездного наблюдателя за церковно-приходскими школами с отчислением от занимаемого места священника. 19 мая 1906 года Василий Максимович по личному прошению заступает на второе священническое место к Канскому Спасскому собору. 5 июня 1913 года он переводится к Минусинскому Спасскому собору и становится законоучителем Минусинской учительской семинарии, где преподает до августа 1919 г. За заслуги по ведомству Министерства Народного Просвещения 6 мая 1914 года, ко дню рождения Его Императорского Величества, законоучитель Минусинской учительской семинарии Василий Команский был награжден наперсным крестом.

В октябре 1920 года протоиерей Василий заступил в Каратузский Петропавловский приход. Состав его семьи: жена – Елена Устиновна и четверо детей (двое мальчиков и две девочки).

«Выполнение обязанностей: по выбору. Добровольное вознаграждение за религиозные обряды: натурой и деньгами до 1000 рублей в год. Осужден не был (был суд за корову по гражданскому делу). Район деятельности: с. Каратуз, с. Черемушка, с. Ст.-Копь. Домашний адрес: с. Каратуз» (из анкеты).

К моменту перехода Василия Максимовича на службу в с. Каратузское практически все основное имущество православной церкви было уже национализировано. Уверенно начинала набирать обороты антирелигиозная агитация – борьба с «религиозным дурманом». Так, в 1924 году в Каратузе начинает издаваться рукописная газета «Сельская жизнь» Каратузского волкома РКП(б) и волисполкома, где уже в первых номерах появляются призывы о передаче здания храма под культурные нужды села, а также дискредитирующие заметки относительно церковного причта:

«Поп Команский, пользуясь распущенными слухами о каком-то вулкане, решил на этом подзаработать и начал проповедовать с амвона, что скоро Каратуз провалится. Православные, конечно, решили покаяться, дабы, умерев, сразу угадать в Царство Небесное. Этот случай, конечно, дал о. Команскому лишний рубль. Но что будет потом, когда доберутся до него власти и за распускание ложных слухов приведут в суд?!».

Но в суд священника повели не за проповедь о вулкане. После волны обновленческого течения в Минусинском уезде в 1933 году почти все «староцерковники-тихоновцы» во главе с епископом Минусинской епархии Димитрием (Вологодским) были арестованы. Среди них был и каратузский протоиерей Команский Василий Максимович.

Осужден Особой тройкой при ПП ОГПУ по Западно-Сибирскому краю 10.06.1933 года. Обвинение: «систематическая антисоветская агитация, направленная к срыву мероприятий Советской власти». Ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР. Групповое дело: «Дело епископа Димитрия (Вологодского) и др. Минусинск, 1933 г.». Приговор: 5 лет исправительно-трудовых лагерей. Место заключения: во время следствия содержался в г. Минусинске, тюрьме ОГПУ с марта 1933 по 10.06.1933 г. С 10.06.1933 по 1938 г. в ссылке в Томской области, Каргасокском районе, с. Тымск. Проживал вместе с проходившим по тому же делу П.И. Белевским. Перед освобождением в 1938 г. снова осужден по групповому делу (дело священника Николая Михайловича Никольского и др. (125 чел.)), приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Расстрелян 30.03.1938 г. в Томской обл., г. Колпашево (Нарымский край). Проходил по делу П-1239 архива УФСБ по Томской области. Реабилитирован прокуратурой Красноярского края 15.11.1989 г.

Жена о. Василия, Команская Елена Устиновна, скончалась в 1943 году в г. Хабаровск, живя у младшей дочери.
День памяти протоиерея Василия (Команского Василия Максимовича) за Христа пострадавшего отмечается 30 марта.

На фото:
1) Семья Команских: Василий Максимович, Елена Устиновна, первая дочь. Могилевская губерния, 1897 г.
2) Команский Василий Максимович с женой Еленой Устиновной и племянницей. 1916 г.

Источники:

1. Послание Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви // Русская Церковь на рубеже веков. Юбилейный Архиерейский Собор Московской Патриархии. СПб, 2001. С.124.
2. Енисейские епархиальные ведомости, – № 11, 01.06.1899. С.71, № 21, 01.11.1899. С.214, № 12, 16.06.1906. С.431, № 12, 15.06.1913. С.5, № 11, 01.06.1914. С.5.
3. Архивный отдел администрации Каратузского района Ф.Р.511. Оп.1. Д.5. Лл.1, 5, 11; Ф.511. Оп.1. Д.102.
4. База данных Красноярского общества "Мемориал"; Фаст М.В. Нарымская голгофа / М.Ф. Фаст, Н.П. Фаст. Томск, Москва. 2004. С.207.

Р.А. Кравченко
г. Красноярск, 2009