Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Моменты истории. Сборник материалов по теме «Политические репрессии в СССР» (1989–2009)


Дворецкая А.П.

Норильский комбинат в документах Государственного архива Красноярского края: 1941–1945 гг.

Норильский промышленный район по своим природным богатствам представлял исключительный интерес для советского государства. Никель, медь, кобальт и другие металлы, содержащиеся в никеле и необходимые для производства военной продукции, а также каменный уголь являлись значительным стимулом для освоения и развития этого района.

В предвоенные годы, как известно, была введена в строй первая очередь Норильского полиметаллического комбината. Работы по строительству второй очереди этого комбината были продолжены в годы Великой Отечественной войны. 29 апреля 1942 г. норильчане выдали первый большой никель. В итоге напряженной работы в самый короткий срок ими был освоен открытый способ добычи руды, который до этого считался невозможным в условиях Заполярья. К 1945 г. производство меди и никеля выросло в 12 раз (ГАКК. Ф.П-26. Оп.15. Д.12. Л.20-22).

К сожалению, история строительства и функционирования Норильского комбината в годы Великой Отечественной войны освещена недостаточно. Традиционно источниковая база исследований по истории Норильского комбината и лагеря состоит большей частью из воспоминаний бывших заключенных, а также других личных свидетельств жертв системы, акцент в которых делается на трагических особенностях содержания их в лагере. Далеко не всем и в настоящее время доступны источники ведомственного характера, содержащие сведения о работе и функционировании комбината и лагеря как одной из структур ГУЛАГа. В связи с этим по-прежнему остается малоизученной тема экономического развития Норильского промышленного района.

В Государственном архиве Красноярского края находится на хранении фонд «Политический отдел Норильского исправительно-трудового лагеря МВД СССР» (Ф.П-4620). В документах отражены основные этапы развития Норильского комбината в военные годы, обсуждаются вопросы функционирования комбината и лагеря в системе ГУЛАГа. Архивные источники дают сведения по строительству и работе отдельных хозяйственных объектов. Кроме этого, достаточно подробно представлены общие сведения о контингентах заключенных, работавших в Норильске. Документы позволяют восстановить статистические данные по численности, смертности, побегам и профилю трудового использования заключенных. Они фиксируют особенности содержания заключенных в лагере. Отдельно представлены документы, в которых освещается обстановка в поселке Норильск. Показано развитие инфраструктуры населенного пункта: работа средней школы, открытие механического техникума, деятельность драматического театра. Анализируются особенности формирования режимного поселения, где большая часть населения состояла из тех, кто отсидел, и тех, кто их охраняет.

Наибольший интерес для исследователей представляют протоколы партийных конференций, совещаний Норильского лагеря, докладные записки и отчеты политотдела Норильлага в политотдел ГУЛАГА НКВД СССР. Так, в докладной записки политотдела от 29 сентября 1941 г. представлены сведения обо всех основных объектах капитального строительства, о планах грузоперевозок, о корректировке объемов работ в связи с военным временем. Отдельно перечисляются проделанные мероприятия по укреплению лагерного режима: о пересмотре списков бесконвойников, о разукрупнении лагерей, об ужесточении лагерного режима в отношении заключенных т.н. «особого контингента» (бывших офицеров прибалтийских стран), о переводе частей ВОХра на военное положение (Ф.П-4620. Оп.1. Д.45. Л.170-174).

В докладной записке политотдела от 18 февраля 1943 г. представлены сведения о выпуске первого никеля, об итогах работы 1942 г. по производственной деятельности, о выполнении производственного плана и трудовой дисциплине работников завода, о числе аварий и простоев. (Ф.П-4620. Оп.1. Д.45. Л.192-205).

В докладной записке политотдела от 29 января 1945 г. фиксируются просчеты и неудачи по выполнению программы капитального строительства, анализируются себестоимость выпускаемой продукции и производительность труда за 1943–1944 гг., травматизм на производстве, описывается снабжение рабочих и заключенных продуктами питания (Ф.П-4620. Оп.1. Д.46. Л.179-238).

В этих и других докладных записках подробно характеризуется работа лагеря, состояние зон, показывается увеличение численности заключенных и расширение сфер деятельности трудового контингента, а также описываются крайне суровые условия содержания заключенных, фиксируются массовые побеги осужденных (Ф.П-4620. Оп.1. Д.45. Л.226-229, 276-279. Д.46. Л.7-10, 33-36об, 106-110об, 136-140, 234-238, 243-243).

Представляют интерес для исследователей также протоколы совещаний при начальнике политотдела Норильлага НКВД СССР за 1943–1944 гг., протоколы собраний партийных организаций Управлений комбината и лагеря, строительства, оперативного отдела Норильлага НКВД о борьбе с побегами заключенных, об улучшении физического состояния осужденных, о состоянии лагеря, о строительстве общежитий и бараков для рабочих, о снижении себестоимости продукции на предприятии (Ф.П-4620. Оп.1. Д.55, 264, 272-274, 281, 282, 298.).

Итоги деятельности Норильского комбината и лагеря за 1941–1945 гг. были подведены на собраниях партийного актива за 1942–1945 гг., первой партийной конференции Норильского лагеря, состоявшейся 18–19 декабря 1943 г. Впечатляют темпы строительства, объемы выпускаемой продукции. Приводимые в документах цифры и факты не дают усомниться в истинности содержащейся в них информации. Ведь в них подробно рассматривались вопросы выполнения производственных планов, финансового положения комбината, указывались приоритеты развития, просчеты и недостатки по выполнению программы капитального строительства. Анализировалось состояние лагеря, численность, трудовое использование и производительность труда, факты нетрудоспособности и смертность, питание, бытовые условия заключенных (Ф.П-4620. Оп.1. Д.1, 8).

Документы фиксируют основные тенденции развития Норильлага, связанные с форсированием экономического развития региона и переводом на частичное самостоятельное снабжение его контингентов. Резкое увеличение количества узников способствовали ухудшению условий содержания заключенных. Ужесточение режима содержания, резкое снижение норм обеспечения питанием и одеждой, увеличение уровня заболеваемости и смертности вели к массовым побегам узников.

При анализе подобного рода документов необходимо согласиться с С. Эртцем, который в статье «Строительство Норильского комбината с 1935 по 1938 гг.: становление крупного объекта экономической системы ГУЛАГа», размещенной на сайте Красноярского отделения общества «Мемориал», доказывает, что Норильстрой с самого начала функционировал как чисто экономический объект. Использование труда заключенных было всего лишь одним из элементов производственной системы, необходимым для решения экономических задач. При таком подходе использование труда осужденных в качестве рабочей силы объяснялось в первую очередь экономической целесообразностью. В этом свете становятся понятными как факты ужесточения режима в целях повышения производительности труда, ликвидации побегов осужденных, так и беспокойство руководства лагеря об относительном улучшении бытовых условий и питания заключенных, строительстве для них новых бараков. Например, создание подсобных хозяйств и совхозов, как, например, совхоза «Курейка», было призвано не только обеспечить пропитанием работающих на комбинате, но и принять нетрудоспособных заключенных, женщин, стариков и детей, которые только мешали, как это не жестоко звучит, на основных объектах комбината и снижали производительность труда (Ф.П-4620. Оп.1. Д.239).

Необходимо продолжить исследование комплекса документов политотдела Норильлага для того, чтобы полностью оценить значение военных лет для развития экономики Норильского промышленного района в дальнейшем.

 

На оглавление