Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Моменты истории. Сборник материалов по теме «Политические репрессии в СССР» (1989–2009)


Жданова Н.И.,
Лысенко И.С.,
Сиротинин В.Г.

Развитие темы «Политические репрессии» в Красноярском культурно-историческом музейном комплексе (конец 1980-х – 2000-е гг.)

Более 20 лет Красноярский культурно-исторический музейный комплекс является центром, объединяющего исследователей темы «Политические репрессии» Красноярского региона. Научные сотрудники краевых музеев, ученые, студенты, краеведы, бывшие узники и родственники репрессированных, представители общественных организаций ежегодно принимают активное участие в мероприятиях ко Дню памяти жертв политических репрессий. К конференциям и круглым столам привлекаются ведущие специалисты: историки, архивисты, культурологи и правозащитники.

Красноярский музей Ленина, являясь филиалом Центрального музея Ленина в 1990-е гг. стал одной из центральных площадок, где собиралось на конференции и выставки общество «Мемориал».

Созданное в 1988 г. Красноярское историко-просветительское, правозащитное и благотворительное общество «Мемориал» стало активно работать по теме «Политические репрессии сталинского режима», организовывая конференции, митинги, демонстрации, собирая подписи под Обращением в Президиум Верховного Совета СССР об увековечении памяти жертв политических репрессий. В 1989–1990-е гг. на речных судах были организованы туристические «Рейсы Памяти» по Енисею для посещения мест, связанных с репрессиями. Во время рейсов, читались лекции, на планшетах сооружались небольшие выставки. Красноярское общество «Мемориал» уже к 1990 г. собрало большую базу данных на ЭВМ о более пяти тысячах репрессированных, местах заключений, расстрелов, захоронений в Красноярском крае. На десяти тысячах печатных страниц зафиксированы воспоминания и свидетельства пострадавших людей, собраны сотни документов и фотографий.

В сложный «перестроечный» период ККИМК один из первых в стране обратился к теме «Политические репрессии в СССР», ставшей актуальной для большинства людей. Эта тема органично включила в себя несколько направлений деятельности музея: научно-исследовательское, проектно-экспозиционное, культурно-просветительское.

Можно выделить несколько этапов развития этой темы в музее. Первый этап начался в 1989-м и продолжился до конца 1990-х гг. В 1989 г. тема репрессий в музее была представлена впервые. Сначала лекцию на тему «Репрессированные комсомольцы – жертвы сталинизма» представил старший научный сотрудник В.Г. Фетисов. Затем появилась экспозиция «Зажги свечу».

В 1990-х гг. история репрессий не являлась предметом широкого экспонирования в музеях, поэтому экспозиции имели скромную художественную концепцию. Первые выставки формировались без дизайнерских новаций и были небольшими по информационному объему. Они состояли из фотографий и копий документов, размещенных на планшетах свободно определенных на стенах экспозиционных пространств. Автором, исполнителем и экскурсоводом первых выставок в нашем музее был В.Г. Сиротинин – старший научный сотрудник, один из основателей Красноярского историко-просветительского и правозащитного общества «Мемориал» и впоследствии его председатель. Благодаря этому обстоятельству у Красноярского культурно-исторического музейного комплекса установились партнёрские отношения с этой общественной организацией. В разные годы с обществом «Мемориал» музей принимал участие в экспедициях по местам репрессий (г. Игарка, г. Норильск, п. Ревучий и др.). Продолжала пополняться база данных по персоналиям репрессированных. Их вещи и фотографии становились важными объектами в предметном ряду музейных экспозиций. Результатом активного сотрудничества музея и «Мемориала» стало появление нескольких передвижных выставок. Они размещались в библиотеках, в актовом зале краевого Дома учителя, на рейсовых теплоходах, в других общественных местах города и края.

Однако все выставки отличались скромным художественным решением, поскольку главным в них было не создание художественного образа, а актуализация темы в общественном сознании.

Второй этап развития темы относится к началу 2000-х гг. Его основным содержанием стала разработка проекта «Память сердца». Проект включал в себя открытие выставок, проведение концертов и акции «Зажги свечу» (спуск траурных венков с зажженными свечами в воды Енисея) в память о соотечественниках, пострадавших в период массовых репрессий в СССР.

В акции «Зажги свечу» много лет принимает участие Красноярское управление речного пароходства, предоставляя для этих целей речное судно. Обязательная часть проекта – возложение цветов к закладному камню будущего памятника жертвам политрепрессий. Камень установлен в 2002 г. на территории возле музея.

К настоящему времени проект «Память сердца» прошёл период становления, получил широкую известность в Красноярском крае и за его пределами, привлекая все большее количество участников.

Третий этап развития темы начинается с 2004 г. ККИМК продолжает работу над проектно-экспозиционным решением темы «политрепрессии», проводит ежегодно акцию «Зажги свечу». Однако теперь главным является формирование научного подхода к теме и создание методологической базы. В музее ежегодно проводятся краевые чтения, семинары, «круглые столы» и конференции.

При организации семинаров, «круглых столов», конференций важно участие не только самих пострадавших от репрессий, но и специалистов в данной научной области, что позволяет выйти обсуждению за рамки воспоминаний о боли и страданиях и беспристрастно проанализировать события. В качестве эксперта к участию в «круглых столах» был приглашен специалист международного уровня Винош Софка (Швеция).

Материалы конференций публикуются в ежегодном музейном Информационном вестнике на русском и иностранных языках. На данный момент издано 9 выпусков Вестника.

В последние годы в представление темы добавляются новые музейные формы, к которым, например, относится музейный урок. В 2007 г. музейный урок был подготовлен по выставке «503-я стройка» и проводился два года подряд, поскольку разработанная модель урока позволяет его проводить без самой выставки.

Примером того, что тема репрессий в своём изучении выходит на новый уровень и связывается с более поздними политическими процессами, является выставка «Братислава. 1968 год» (2008 г.), посвященная 40-летию Пражских событий, и «круглый стол», на котором в том числе присутствовало двое очевидцев-участников Пражской весны.

Методическое направление в разработке темы проявилось в подготовке и проведении краевого семинара-тренинга «Проблемы музейного проектирования на примере темы «Политические репрессии», который проходил в п. Новобирилюссы Бирилюсского района Красноярского края в апреле 2009 г. Семинар выявил отсутствие методологического подхода к теме «политрепрессии» в работе музеев края и актуализировал необходимость научного обобщения существующего музейного фонда и музеефикации темы.

На всех этапах становления темы «политрепрессии» как предмета экспонирования, исследования и методических разработок музей развивал партнёрские отношения с государственными и негосударственными институтами, касающимися в своей деятельности проблематики исследования.

Сначала главным партнёром проектов выступало только общество «Мемориал». В дальнейшем круг партнёров стал значительно расширяться. Появилась межрегиональная музейная сеть. В качестве партнёров музея в настоящее время выступают музеи А.Д. Сахарова и «Пермь-36». Расширяются контакты между музеями Красноярского края, в том числе с музеем Красноярского государственного аграрного университета, народным музеем истории милиции Красноярского края. Налаживается сотрудничество с международными организациями. В 2006 г. ККИМК вступил в Международную организацию «Коалиция мемориальных музеев совести», которая к настоящему времени является одним из главных партнёров музея. В соответствии с тем, как развивался научный подход к теме, у музея сложились многолетние отношения с историческим факультетом Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.

Сотрудники музея считают, что в настоящее время тема «политрепрессии» актуальна не только из-за стремления сохранить в памяти исторические события. Она актуальна в связи с движением России по пути формирования гражданского общества.

Темы «политрепрессии» и «гражданское общество» объединяет важнейшая проблема – соблюдение прав человека. В этом, на наш взгляд, и состоит трансформация идейного подхода к изучению темы «политрепрессии». Например, об этом говорил на семинаре в 2005 г. В.С. Веденков – руководитель правозащитного Информационного центра, член «Хельсинской группы», выступая с докладом «Современные проблемы прав человека».

Несмотря на выраженный социально-политический контекст, тема политрепрессий стала предметом ежегодного музейного внимания, которое имеет различные формы (экспозиция, семинар, конференция, «круглый стол», издательские проекты).

Сегодня для Красноярского культурно-исторического музейного комплекса тема репрессий – своего рода проявление преемственности между разными периодами развития музея, которые он переживал на фоне меняющихся политических систем. Перестав быть музеем политической истории СССР, «новый музей» продолжает транслировать и изучать феномены политической жизни, но уже в современной России.

Многолетний опыт позволил музею выработать основные формы, которые свидетельствуют о сложившейся системе работы и создании музейной методологии в представлении темы «политрепрессии». Система включает в себя три основных формы работы: создание экспозиции, проведение конференций, чтений, круглых столов и издание материалов.

Материалы выставок и конференций содержат очень много биографических фактов из жизни наших соотечественников, которые с честью выдержали нелепые обвинения, гонения, испытания лагерями и тюрьмами и не потеряли человеческое достоинство. Священнослужители, прошедшие лагеря ГУЛАГа, в своих воспоминаниях описывают, как находили в себе силы выдержать эти испытания и помогали окружающим их людям, духовно и душевно поддерживая их.

История сталинских репрессий на протяжении более двадцати лет привлекает внимание миллионов людей. Для многих это личная история, память о которой бережно хранит музей.

Проекты Красноярского культурно-исторического музейного комплекса (1989–2009 гг.)

«Зажги свечу» (1989 г.)

Первая публичная выставка в филиале Центрального музея В.И. Ленина организована Красноярским обществом «Мемориал» и Государственным партийным архивом Красноярского края. К открытию выставки были приурочены конференция и митинг, проходившие про содействии Красноярского Горкома коммунистической партии. По личному указанию секретаря Горкома КПСС В.Г. Юрчика, Красноярским партархивом были представлены подлинные документы и фотографии, связанные с темой «Политические репрессии в СССР».

Куратор – В.Г. Сиротинин.

«Рейсы Памяти» (1989 и 1990 гг.)

Передвижная выставка на планшетах была организована Красноярским обществом «Мемориал» и молодежным туристическим бюро «Спутник» на теплоходе «Литва» в рамках двух туристических рейсов по маршруту Красноярск – Игарка – местам, связанным с политическими репрессиями на берегах Енисея. Во время рейса выставка сопровождалась чтением лекций В.Г. Сиротинина.

Куратор – В.Г. Сиротинин.

«Норильлаг, Краслаг, Стройка 503. Политические репрессии в Красноярском крае в советский период» (1993 г.)

Экспозиция о, так называемой, «Мертвой дороге», составляла часть выставки «Новые поступления в фонды Красноярского исторического музея».

Множество экспонатов были собраны В.Г. Сиротининым в составе общемузейных экспедиций по сбору экспонатов на места бывших спецлагерей ГУЛАГа. Из лагерного детского барака был представлен полуистлевший детский башмачок.

Автор и дизайнер – В.Г. Сиротинин.

«Поруганные храмы» (1993 г.)

Представлен исследовательский материал. Множество фотографий разрушенных храмов. На каждый разрушенный храм представлен научный паспорт, составленный Е.Ю. Строгановой.

Авторы и дизайнеры – Е.Ю. Строганова, В.Г. Сиротинин.

«Жизнь на Енисее» (1994 г.)

В 1993 г. Енисейское пароходство предоставило суда в распоряжение музея для организации.большой шестимесячной экспедиции «Енисей-93» по сбору экспонатов. Из-за неблагоприятных стечений обстоятельств члены экспедиции убыли из поселка Диксон на сухогрузе 1 сентября, когда уже шел снег.

В 1994 г. научными сотрудниками музея во главе с директором М.П. Шубским активно обсуждалась тема «Дальнейшее развитие Красноярского филиала Центрального музея Ленина». Документы, подтверждающие эти обсуждения, имеются в архивах и фондах музея. В.Г. Сиротинин подал идею, что деятельность музея должна быть связана с жизнью людей на Енисее.

Содержание выставки – материалы по Норильлагу и Енисейскому ГУЛАГу, собранные во время экспедиции по местам репрессий.

Авторы – В.Г. Сиротинин, Е.Ю. Строганова.
Дизайнер – В.В. Сачивко.

«Права человека» (1994 г.)

Выставка представлена четырьмя разделами: Российское Законодательство по правам человека, Международное Законодательство по правам человека, Правозащитное движение в СССР и Правозащитные организации Красноярска.

Автор и куратор – В.Г. Сиротинин.

«ГУЛАГ – фронту» (1995 г.)

Выставка приурочена к 50-й годовщине Победы над фашистской Германией. На выставке представлены материалы о трудовом «вкладе» политрепрессированных в Великую Победу.

Экспонаты: станок, снаряд, сохранившиеся на механическом заводе в Николаевке. Во время войны завод выпускал снаряды. На выставке помимо экспонатов также были представлены исторические документы.

Дизайнер – Марьясов В.Г.

«Депортация» (1995 г.)

Выставка о жизни депортированных и репрессированных народов в Красноярском крае, в частности, о случаях отправки с лесоповалов бревен, на торцах которых, были написаны фамилии заключенных с надеждой, что кто-нибудь передаст информацию о них родственникам. Экспозицию составляли торцы бревен с фамилиями репрессированных на спилах, растянутая простыня с расшифровкой фамилий, топор, воткнутый в чурбак, с ручкой красного цвета. В качестве документального сопровождения были использованы цифры (сводки, статистика), фотографии.

Дизайнер – С.Л. Ковалевский.

«501-я стройка» (1995 г.)

Выставка – призер I Красноярской музейной биеннале. Проект выполнен Окружным Ямало-Ненецким историко-краеведческим музеем г. Салехарда. Рассказывает о жизни и работе заключенных на строительстве железнодорожного пути: Чум – Лабытнанги – Салехард – Надым – Игарка (1949–1953 г.г.). По всей трассе, протяженностью 1263 км., с интервалом 6 км. располагались мужские и женские лагеря. Выставка содержала разнообразные предметы быта и труда заключенных.

К 75-летию академика А.Д. Сахарова (1996 г.)

Основу выставки составили публикации «самиздата», авторские работы академика Сахарова А.Д., книги о его научной и общественной деятельности, а также материалы архива Сиротинина В.Г.

Автор и куратор – В.Г. Сиротинин.

«Репрессированные деятели искусств Красноярского края» (1997 г.)

Выставка известного театрального художника Петра Белова. На выставке также были представлены материалы о судьбах Яворского, Оболенского, Петрова, Черкасова и др.

Автор и куратор – В.Г. Сиротинин.

«Роковые дороги» (1998 г.)

Посвящена немецким трудармейцам.

Автор и куратор – В.Г. Сиротинин.

«Имярек» (1998 г.)

Выставка посвящена жертвам ГУЛАГа на Дальнем Востоке. В экспозиции использована картина французского художника Анри Матисса «Столовая» и длинный деревянный стол с алюминиевой посудой и лавками по бокам. Выставка «Имярек» как персональная выставка Кати Кандыбы состоялась в рамках музейных мастерских.

Автор и дизайнер – Катя Кандыба, Владивосток.

«Висла – Енисей: 400 лет» (1999 г.)

Участница и призер III Красноярской музейной биеннале. В материалах выставки представлена тема репрессированных поляков. После окончания биеннале была передана в Центр передвижных выставок ККИМК. Экспонировалась в г. Кракове (Польша).

Автор – О.Л. Подборская.

«Норильлаг-65» (2000 г.)

При создании проекта использовались материалы научно-исследовательской экспедиции по местам бывших лагерей, располагавшихся по берегам Енисея от Красноярска до Дудинки и Норильска. Основной экспозиционной концепцией этой выставки, расположенной в центре Красных залов, были составленные лабиринтами деревянные колеса большого размера красного цвета, внутри и снаружи которых располагались документы, фотографии и экспонаты, привезенные из северной экспедиции.

Посетители могли свободно в них перемещаться и переходить из одного колеса в другое, рассматривать экспонаты и знакомиться с документами.

Авторы и кураторы – Г.А. Приходова, В.Г. Сиротинин.
Дизайнер – О. Иванов.

«Расстрелянная вера» (2001 г.)

Выставка посвящена репрессиям в СССР, направленным против священнослужителей и верующих Русской Православной Церкви (РПЦ). Рядом с экспозицией были представлены документы архивного агентства Красноярского края, подтверждающие гонения, организованные государственным аппаратом на РПЦ и отдельных верующих граждан.

Красноярская епархия РПЦ предоставила богослужебную литературу, некогда реквизированную у священников, и в последствии возвращенную епархии Управлением ФСБ по Красноярскому краю. Архитектурные мастерские Красноярска сделали макеты разрушенных и новых храмов Красноярского края. Красноярский краевой краеведческий музей и музей В.И. Сурикова предоставили старинные иконы, кресты, облачения священнослужителей и богослужебные предметы. На выставке также демонстрировался художественно-документальный фильм режиссера Ирины Зайцевой с комментариями протоиерея Геннадия Фаста о подробностях гибели священника Димитрия Неровецкого из п. Абан в 1919 г.

Авторы и кураторы – Г.А. Приходова, В.Г. Сиротинин.
Дизайнер – В.Г. Марьясов.

«Колымский тракт» (2002 г.)

Выставка включает в себя предметы и фотоснимки привезены Сиротининым В.Г. и Бабием А.А. из экспедиции по Магаданской области. Она стала участницей и дипломантом V Красноярской музейной биеннале.

Авторы – В.Г. Сиротинин, А.А. Бабий.
Кураторы – Г.А. Приходова, В.Г. Сиротинин.

«Репрессированная муза» (2002 г.)

Представлены лагерные рисунки художника Бориса Свешникова.

Кураторы – Г.А. Приходова, В.Г. Сиротинин.

«Летучий голландец» (2002 г.)

Экспозиция рассказывает о работниках Енисейского речного пароходства, подвергшихся неправомерным репрессиям в 1930-х гг. В основе выставки экспонаты и фотоматериалы, собранные Сиротининым и членами Красноярского «Мемориала». Макеты судов из музея Енисейского речного пароходства.

Автор – В.Г. Сиротинин.
Куратор – Г.А. Приходова.

«Чёрный ворон…октябрь 30» (2003 г.)

Посвящена казачеству на берегах Енисея. Одна из экспозиций выставки была оформлена в этническом стиле с использованием хозяйственной утвари и старинной одежды казаков в т.ч. настоящих бурок и папах. Предметы быта, одежду, книги, картины предоставил Енисейский краеведческий музей. Красноярское казачество любезно предоставило современную форменную одежду, книги, оружие, бронзовый бюст генерала-атамана, героя Великой отечественной войны 1812 г. А. Платова, гнавшего французов до Парижа. Казачья гимназия предоставила деревянные макеты Красноярского острога, старинного казачьего двора с хозяйственными постройками.

Авторы, кураторы – Г.А. Приходова, В.Г. Сиротинин, Н.И. Жданова.

«Вознесённые верой» (2004 г.)

Это передвижная выставка о репрессированных священнослужителях и миссионерской деятельности Красноярской епархии РПЦ в настоящее время. Передвижная выставка «Вознесённые верой» была представлена на международных Глинских чтениях в Московской Духовной академии и на Рождественских чтениях в Храме Христа Спасителя (Москва, 2005 г.).

Кураторы – Г.А. Приходова, Н.И. Жданова.
Дизайнеры – В.Г. Марьясов, Е.Н. Марьясова

«Нелидовка» (2004 г.)

Выставка о красноярских репрессированных столбистах, по материалам Красноярского историко-просветительского и правозащитного общества «Мемориал».

Куратор – В.Н. Бондарева, А.А. Бабий.
Дизайнер – В.Г. Марьясов.

«Арифметика вымысла» (2004 г.)

Выставка о знаменитом сфальсифицированном «Деле геологов». В организации проекта приняло участие Управление геологии Красноярского края.

Авторы – Е.В. Совлук, В.И. Совлук.
Куратор – В.Н. Бондарева.

«Живопись Вагнера» (2004 г.)

Картины репрессированного художника Георгия Карловича Вагнера, отбывавшего ссылку в Мотыгинском районе Красноярского края. Картины предоставлены Мотыгинским краеведческим музеем.

Куратор – В.Н. Потылицына.

«Отретушированная история» (2005 г.)

Выставка подготовлена на материалах одноимённого фотоальбома Дэвида Кинга. Она показывает механизм, с помощью которого искусство фотографии использовалось для того, чтобы прокладывать дорогу к неограниченной власти. С групповых снимков «удалялись» те, кто пострадал в ходе политических чисток, а фотографии, запечатлевшие массовые сцены, подправлялись новыми лицами так, чтобы создать иллюзию восторженного приветствия Сталина.

Авторы – А.А. Бабий, В.Н. Бондарева.
Куратор – В.Н. Бондарева.
Дизайнер – В.Г. Марьясов

«Потерянное наследие» (2006 г.)

Выставка содержит материалы по теме «Репрессированная красноярская интеллигенция» и посвящена репрессированным ученым, врачам, учителям, писателям, музыкантам, скульпторам и т.д. Выставка создана на материалах Красноярского общества «Мемориал».

Куратор – В.Н. Бондарева.
Дизайнер – В.Г. Марьясов.

«Политическое правосудие» и политзаключенные современной России» (2006 г.)

Выставка предоставлена Центром Сахарова в Москве. Одним из её персонажей стал физик Данилов. В подготовке выставки принимали участие: Музей имени Андрея Сахарова, Фонд Андрея Сахарова, Московская Хельсинская Группа, Комитет «Гражданское содействие», Институт прав человека, Общероссийское общественное движение «За права человека», Общественный комитет защиты ученых, Правозащитный центр «Мемориал». Создана при финансовой поддержке Фонда Андрея Сахарова (США), Комитета «Гражданское содействие» и Московской Хельсинской Группы.

«Под знаком OST» (2006 г.)

Выставка рассказывает о малолетних узниках фашистских концлагерей времен Второй мировой войны. Материалы выставки использовались для проведения музейных уроков с участием бывших малолетних узников фашистских лагерей (профессор Красноярской медицинской академии Полина Карповна Осипова, председатель общественной организации малолетних узников фашистских лагерей, доктор медицинских наук, профессор Владимир Федорович Мажаров, профессор Института физики Владислав Викторович Спиров). Выставка предоставлена германским фондом «Память. Ответственность и будущее», Центром А.Д. Сахарова и Международной организацией «Мемориал».

«Тонкая грань» (2007 г.)

Основу выставки составили материалы краевых и центральных газет 1937 г. После окончания своей работы, она передана в центр передвижных выставок Красноярского музейного центра. На выставке были представлены подлинные газеты 1937 г., предоставленные председателем красноярского общества «Мемориал» Бабием А.А. и позднее переданными в фонды ККИМК.

Куратор – В.Н. Бондарева, Н.И. Жданова
Дизайнер – В.Г. Марьясов

«503-я стройка» (2007 г.)

Фото и видео-выставка рассказывает о строительстве сталинской железной дороги Салехард – Игарка («Мертвая дорога») и современном состоянии «Великой» стройки. Проект «503 стройка» создан усилиями ККИМК, телекомпании «Афонтово», Игарского «Музея вечной мерзлоты» и общества «Мемориал».

Выставка включает в себя фильм «Мертвая дорога», снятый красноярским кинодокументалистом А.Гришаковым. Основу предметного ряда проекта составили экспонаты Игарского музея вечной мерзлоты.

Куратор – И.С. Лысенко.
Дизайнер – В.Г. Марьясов.

«Россия – Харбин – СССР» (2007 г.)

Это первая в истории Красноярска небольшая выставка документов, фотографий, книг о судьбах наших соотечественников, возвратившихся из китайского Харбина на свою историческую родину. Материалы были предоставлены бывшими харбинцами и их потомками. Уникальность этой темы в ее малоизученности и закрытости для широкой публики. Редкие материалы из частного архива и книги предоставлены для выставки Сергеем Васильевичем Пятуниным, прекрасным, умным, интеллигентным человеком, он был объединяющим ядром красноярских харбинцев.

Автор, куратор – Н.И. Жданова.

«Август 1968. Братислава» (2008 г.)

Автор фоторабот – Ладислав Биелик. Являясь очевидцем событий в Братиславе, он запечатлел на снимках боевую технику, лица военных и мирных жителей города. Выставка «Август 1968. Братислава» представляет собой мнение очевидца событий. Являясь передвижной, фотовыставка побывала во многих городах России.

Куратор – И.С. Лысенко.
Дизайнер – В.Г. Марьясов.

«В мире двух диктатур» (НИЦ «Мемориал», Санкт-Петербург (2009 г.)

Передвижная фотовыставка, предлагающаяя зеркальное сравнение трагедий сталинского террора и гитлеровского нацизма. Фотографии оформлены на планшетах.

Куратор – В.Н. Бондарева.

«Экспедиция «Нордвик» (2009 г.)

Передвижная фотовыставка об одной из многочисленных экспедиций по местам бывших спецлагерей ГУЛАГа, организованной членами общества «Мемориал». Фотоснимки предоставлены председателем «Мемориала» А.А. Бабием.

Куратор – В.Н. Бондарева.
Дизайнер – В.Г. Марьясов.

 

На оглавление