Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Моменты истории. Сборник материалов по теме «Политические репрессии в СССР» (1989–2009)


Курсина Т.Г.

Просветительские проекты Музея-центра истории политических репрессий «Пермь-36»

За 15 лет существования Мемориального центра истории политических репрессий «Пермь-36» сложилась система гражданского образования, весьма эффективно работающая как в регионе, так и за его пределами. Просветительская деятельность центра направлена на самые разные слои населения, в первую очередь, на учащуюся молодежь. Такая деятельность реализуется через систему проектов.

Одним из главных проектов Мемориального центра является «Международный гражданский форум Пилорама», впервые состоявшийся в 2005 г. на территории Мемориального музея «Пермь-36». Форум практически сразу преодолел рамки заявленного формата и обрел реальный статус Международного гражданского Форума. Смысл и содержание этого мультимедийного гражданского проекта раскрываются в нескольких аспектах:

В 2010 г. организаторы надеются представить такое разнообразие жанров, что гуманитарные коды, как и открытые месседжи, достигнут каждого, кто очутится в информационном поле «Пилорамы». Темы Пилорамы-2010 уже определены: «Культура и Несвобода» и «Трагедия русского крестьянства: 80-летие коллективизации».

С 2002 г. музей проводит Гражданские чтения памяти В.П. Астафьева, которые с 2005 г. стали межрегиональными: раз в три года в очередь с Красноярском и Вологдой в течение недели проходит Всероссийский Астафьевский фестиваль. Его содержание:

Традиционно 29 ноября проходит День памяти В.П. Астафьева в органном зале краевой филармонии с участием артистов Московского театра «Новая Опера», Пермского театра оперы и балета, филармонии и творческих вузов Перми.

Музей «Пермь-36» в течение пяти лет проводит в Пермском крае региональный конкурс профессионального мастерства учителей гуманитарного цикла на лучший урок по теме «Власть и общество». В рамках конкурса на базе музея организованы методические семинары. Победители регионального этапа принимают участие во всероссийском конкурсе Общественного музея-центра «Центр им. А.Д. Сахарова» (Москва).

С 2003 г. в музее совместно с Педагогическим университетом, Министерством юстиции края, Департаментом внутренней политики Администрации губернатора, Министерством образования края, Институтом повышения квалификации преподавательских кадров, муниципальными управлениями образования реализуется проект «Дискуссионный клуб старшеклассников «Имею право». В течение уже 6 лет проводится от 4 до 8 заседаний клуба, каждый год в новом муниципальном районе. Клуб собирает участников на целый день в музее «Пермь-36». В работе участвуют ученики старших классов, учителя и классные руководители средних школ, или студенты пермских ВУЗов. Программа дня предполагает развернутую экскурсию по музейному комплексу, обмен мнениями за круглым столом совместно или раздельно для учеников и учителей, обед и непосредственно заседание клуба. Тематика разнообразная: «Сладкое слово «Свобода». Что это такое?»; воспитание гражданина «Чья это задача?», «Чья ответственность?»; «Чужой» – это «Иной» или «Другой»?; «Я б на выборы пошел!»; «В какой России будет жить поколение Next» и др.

Мемориальный центр проводит системную комплексную работу в школах, вузах и библиотеках России, используя проект «Передвижные выставки». Центром разработано 8 передвижных выставок. В настоящее время одна из них работает в колледжах Среднего Запада США. Вторая – в учебных заведениях Италии. Остальные – на территории края и за его пределами. Службе передвижных выставок музея уже 10 лет.

Летом и осенью 2009 г. Пермским мемориальным музеем истории политических репрессий «Пермь-36» был реализован проект «Летняя школа музеологии Международной коалиции музеев совести». Главными организаторами проекта стали Международная коалиция музеев совести и Мемориальный музей истории политических репрессий «Пермь-36». Участниками школы стали не только работники российских музеев совести, то есть музеев, посвященных темам террора, репрессий и сопротивления режиму в СССР, но и работники музеев общего профиля, которые имеют в своей структуре разделы по истории террора или разрабатывают связанные с этой темой проекты. В перспективе Летняя школа может стать международной.

Для преподавателей, учащихся старших классов школ и студентов ВУЗов региона проводятся «Уроки памяти» и «Уроки истории в музее ГУЛАГа», а также региональные и методические семинары.

По инициативе музея преподаватели кафедры культурологии Пермского технического университета, кафедры новейшей истории Пермского классического университета, сотрудники Института повышения квалификации преподавательских кадров и пермские учителя разработали два элективных курса для учащихся 9–11 кл.:

  1.  «Сопротивление несвободе в СССР (1945–1991 гг.)»;
  2.  «Сталинская «модернизация» в Прикамье (1929–1940 гг.)».
    Совместно с Институтом повышения квалификации преподавательских кадров в рамках конкурса профессионального мастерства преподавателей проводятся Семинары для учителей истории, направленные на повышение профессионального уровня учителей и их заинтересованности в актуальных процессах преподавания истории XX в. сегодня в России.

В летний период на базе музейного комплекса «Пермь-36» (д. Кучино, Чусовской район) реализуется просветительский проект для волонтерских смен.

 

На оглавление