Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Моменты истории. Сборник материалов по теме «Политические репрессии в СССР» (1989–2009)


Соколова Л.В.

«Два Бородина». Историко-исследовательская концепция

В музее истории города Бородино хранятся рукописные летописи историка, краеведа Ефима Ильича Владимирова. Сведения об этом удивительном человеке можно обнаружить в справочном издании «Сто знаменитых красноярцев». Родился в 1905 г. в селе Большая Тесь Новоселовской волости Енисейской губернии. Учился на рабфаке. С юных лет занимался краеведением, историей пребывания В.И. Ленина в сибирской ссылке, долгое время работал в Красноярском краевом архиве. В 1941 г. был незаконно репрессирован. Осужден краевым судом по 58-й статье: восемь лет исправительно-трудовых лагерей плюс три года поражения в правах. Репрессированы его многочисленные издания – изъяты из продажи, из библиотек. Свой срок он отбывал в Норильлаге, работал на строительстве железнодорожных путей.

В начале 1950-х Владимиров поселился в Бородино. Трудно сказать, почему он остановил свой выбор на небольшом шахтерском поселке. Скорее всего, здесь он начал работу, давшую более-менее приличный заработок: сначала в Бородинской автоколонне, затем в отделе нормирования ремонтно-прокатной базы (РПБ). Владимирову были хорошо знакомы архивы не только Красноярска, но и Заозерного, Минусинска, Канска, других городов края. В недавно вышедшем топонимическом словаре Ю.Р. Кисловского «Почему так названы?», посвященным географическим названиям Красноярского края, на публикации Владимирова сделано 32 ссылки.

Первая запись рукописной летописи этого известнейшего в крае краеведа, звучит так: «Первый Енисейский губернатор Александр Степанов, лесовод по образованию и литератор по призванию, для более удобного размещения ссыльных и привлечения их к земледельческому труду, составил проект устройства 22 казенных поселений. Одно из них было намечено на главном Сибирском почтово-перевальном тракте на перегоне между этапными поселениями Рыбинское и Большие Ключи. Строительство этого казенного поселения было поручено солдатам Семеновского полка – бывшим участникам бородинского сражения, которые по приказу царя Александра I были сосланы в Сибирь навечно. (Известный мятеж в привилегированном Семеновском полку 1820 г.) Они назвали построенное ими селение в Сибири под Канском – БОРОДИНО, в честь Бородино подмосковного. Ссыльные солдаты того же Семеновского полка – участники тарутинского маневра под Москвой, вновь построенное ими казенное поселение под г. Ачинском назвали Тарутино».

В ходе начатого музеем исследования стало ясно, какую роль сыграл в основании Бородино первый енисейский губернатор.

В 1822 г. статский советник Степанов указом императора Александра I назначается первым гражданским губернатором только что созданной Енисейской губернии. Степанов полюбил суровый сибирский край, сильных духом, мужественных людей, живущих на огромных просторах приенисейской земли. Губернатором он был девять лет. За этот период им были осуществлены многие проекты, направленные на хозяйственно-экономическое, военное, правовое, культурное развитие губернии, на просвещение её населения. Он много путешествовал по губернии, побывал в минусинских землях на юге и на севере – в туруханских. Лично следил за исполнением разного рода решений, изучал быт коренных народностей, их веру, численность, нужды. С глубоким интересом настоящего исследователя изучал природно-климатические условия подведомственной ему территории: почву, реки, озёра, рельеф, растительность, животный мир… Его поездки по губернии, его наблюдения, как правило, находили практическое применение – полным ходом осуществлялось строительство новых дорог. На Великом сибирском (Московском) тракте, проходящем по территории губернии, были построены 22 новые почтовые станции, ставшие в будущем крупными сёлами, деревнями. Так, например, в Рыбинском районе, на территории которого находится наш город Бородино, такой почтовой станцией, поставленной на пустом месте, стал населённый пункт, позднее в 1827 г. получивший название – село Бородино. Кстати, здесь необходимо более подробно остановиться на истории создания села Бородино и его связи с городом угольщиков – Бородино.

На сегодняшний день нет исторических документов, которые позволяли бы с уверенностью говорить о том, кто предложил назвать только что появившийся в Енисейской губернии населённый пункт на Московском тракте между старинными сёлами – Рыбное и Ключинское – таким звучным и широко известным в России именем – Бородино. Есть две версии на этот счёт. Первая говорит, что имя почтовой станции дали строившие её солдаты Семёновского лейб-гвардейского полка, сосланные в Сибирь за бунт устроенный ими 16–18 октября 1820 г. против жестокого обращения с ними лично командира полка полковника Шварца и других офицеров. После этих событий знаменитый полк полностью расформировали. Солдат, а также офицеров, не принявших необходимых мер для скорого и жестокого подавления судили, в том числе и полковника Шварца, «за неумение своим поведением удержать полк в должном повиновении», часть из них была сослана на службу в Сибирь. По приказу губернатора эти солдаты, дошедшие до енисейской губернии, были остановлены для строительства одной из 22-х почтовых станций. Они, в память о героическом сражении под Бородино в 1812 г., в котором участвовал и Семёновский полк, и (об этом можно с большой долей уверенности предположить) предложили назвать этим именем новый населённый пункт.

Есть и вторая, так же как и первая, документально не подтверждённая на сегодняшний день, версия. Она заключается в следующем: имя это было предложено самим Степановым. Губернатор активно участвовал в боях во время Отечественной войны, проявил храбрость, был награждён. И вполне естественно его желание увековечить Бородинский героический бой в названии села в далёкой сибирской глуши, на территории, находящейся под управлением. Сегодня можно с уверенностью сказать, что имя Бородино было выбрано в память знаменательного события в истории нашего отечества и сделано это было из благородного патриотического желания: оно напоминает нам о героическом прошлом наших предков, воспитывает в нас любовь к родной земле, гордость за своё отечество.

Спустя 122 года потомки назвали этим именем другой новый населённый пункт. Он так же построен солдатами, которые (горькая гримаса судьбы!), выжив в фашистском плену, были возвращены на родину, лишены гражданских прав и так же, как семёновские солдаты, помимо своей воли были сосланы в Сибирь, в этот раз на разработку угольного разреза. Этим населённым пунктом стал рабочий посёлок строителей и эксплуатационников угольного предприятия. Так на географической карте России ХХ века в шести километрах от села Бородино появилось ещё одно Бородино, названное в честь исторического Бородинского сражения. Летом 1981 г. посёлок Бородино получил статус города краевого подчинения. В 2009 г. город угольщиков отметил свой 60-летний юбилей.

Как удивительно переплетены и связаны события и судьбы людей многострадальной России. Сотрудниками бородинского музея разработан и реализуется проект «Два Бородина», сутью которого являются эти две истории. Одна – история великого сражения 1812 г. под Бородино на Можайском поле, в котором решалась судьба не только России, но и народов Европы. Вторая – история становления разреза Бородинский и города Бородино в Красноярском крае. Это история о двух ссылках – село Бородино строили ссыльные солдаты Семеновского полка, строительство угольного разреза и города Бородино было начато в 1945 г. бывшими военнопленными, освобожденными из германских лагерей и осужденными по сталинскому Указу «Ни шагу назад!». Это история о двух полях битвы – одно за честь Отечества, и другое, за уголь – черное золото России. Это история о двух Франциях – та, куда двигались преследуемые Кутузовым ослабленные остатки наполеоновского войска, и та, откуда баржами из Марселя до Одессы, а дальше эшелонами до ст. Заозерная, что в 16 км от Бородино, прибыли на строительство угольного разреза репатриированные…

В рамках такого взгляда на историю России расширяются темы музейных занятий для конкретного музейного учреждения, становится возможным расширение исследовательской концепции деятельности музея. Это отчетливо понимают сотрудники музея Бородино и с энтузиазмом работают над новой музейной темой.

 

На оглавление