Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Липатова К. Ю. Люди и судьбы в документах личного происхождения КГКУ «ГАКК»


На хранении в КГКУ «ГАКК» находится более 80 личных фондов. И каждый держатель личного фонда – это человек со своей судьбой, особым отношением к своей профессии и призванию, а также к тому предназначению, которое, по его мнению, должны исполнить документы его фонда, сданные им на государственное хранение.

Среди архивных фондов личного происхождения наиболее выделяются те, которые содержат в своем составе документы, дополняющие различные аспекты истории Красноярского края теми данными, которых не найдешь в официальных документах, а также «живыми» свидетельствами очевидцев исторических событий. Очень ценны для историков и архивистов и изобразительные материалы в составе этих фондов.

В данной статье будут освещены документы личных фондов Леонида Георгиевича Сизова (второй секретарь Красноярского краевого комитета КПСС в 1973–1986 гг.), Коминта Флегонтовича Попова (заслуженный работник культуры, член Союза журналистов РСФСР, много лет проработавший в газете «Красноярский рабочий»), Владимира Ильича Мешкова (народный художник России), Николая Захаровича Прозорова (народный артист РСФСР, почетный гражданин г. Красноярска).

Фонд Л. Г. Сизова по своему составу уникален. При подготовке практически каждой выставки архивных документов, написании статей и обзоров по истории Красноярского края второй половины ХХ в. архивисты обращаются к фотодокументам, которые широко представлены в э ом фонде. Тематика их очень разнообразна: видные государственные общественные деятели Красноярского края, в том числе в неформальной обстановке; стройки как союзного значения, так и городских масштабов; виды городов края, в том числе северных и «закрытых»; спортивные и общественные мероприятия, а также многое другое.

Кроме фотодокументов, в фонде Л. Г. Сизова широко представлены документы о его трудовой деятельности, в том числе комсомольской – тексты выступлений на мероприятиях, статьи и т. д. Интересны также машинописные варианты с его авторской правкой трилогии «Все остается людям» и материалы, собранные для ее публикации.


П. С. Федирко


В. И. Долгих

Следующим личным фондом, заслуживающим особого внимания, является фонд К. Ф. Попова. Помимо документов, относящихся к журналистской деятельности К. Ф. Попова, в его фонде представлены материалы по политическим репрессиям конца 1930–1950-х гг. Целая галерея судеб, ярких и одновременно трагических портретов наших земляков и тех, кто по роковому случаю оказался в Красноярском крае, представлена К. Ф. Поповым. Очень ценным является и то, что К. Ф. Поповым на хранение сданы фотографии этих людей.


К. Ф. Попов (1970-е гг.)

Многим известны имена людей, которые попали под «каток репрессий» в первые годы советской власти. Первый секретарь Красноярского крайкома ВКП(б) П. Д. Акулинушкин, председатель Красноярского крайисполкома И. И. Рещиков, второй секретарь Красноярского крайкома ВКП(б) С. Т. Голюдов, заместитель председателя Красноярского крайисполкома А. В. Лютин – все они в 1937 г. были объявлены врагами народа, исключены из партии и приговорены к высшей мере наказания. В 1956 г. они были реабилитированы посмертно [13].

В 2001 г. вышла книга К. Ф. Попова «Виновным себя не признал», в которой рассказывается  о трагических судьбах писателей Н. С. Устиновича, А. Т. Черкасова, Роберта Штильмарка, профессора В. П. Косованова, директора завода «Красмаш» А. П. Субботина, младшего сына Троцкого Сергея Седова, жены Рихарда Зорге Екатерины Максимовой, жены Колчака А. В. Книпер-Тимиревой и других [14]. В личном фонде К. Ф. Попова собраны рабочие материалы для этой книги. Заслуживает большого уважения у архивистов и историков та источниковедческая база, к которой обращался при создании своей книги К. Ф. Попов. Он работал непосредственно со следственными делами осужденных в архиве УКГБ СССР по Красноярскому краю, делал из них выписки, отправлял запросы в Центральный архив КГБ СССР, сверялся с официальными документами, вел переписку с родственниками своих героев (он действительно считал их героями, без кавычек и пафоса, ведь выстоять в те страшные годы, остаться человеком стоило неимоверных духовных сил).

К. Ф. Попов в письме, в котором просит помочь с публикацией своей книги, пишет: «Разосланная по библиотекам края, она поможет людям, особенно молодому поколению, иметь правильное представление о нашем прошлом, трагических годах, пережитых страной» [15].

Каждый герой книги К. Ф. Попова заслуживает написания о нем отдельной статьи. В первую очередь хочется сказать об Александре Петровиче Субботине. В 1932 г. он окончил Ленинградский институт гражданских инженеров и был назначен начальником строительства и директором завода «Красмаш» [16]. В ноябре 1936 г. партколлегией КПК по Красноярскому краю ему был объявлен строгий выговор с занесением в учетную карточку «за притупление классовой бдительности, выразившееся в засорении строительства антисоветскими элементами». В январе 1937 г.

Кировский райком ВКП(б) принял решение вывести Субботина из состава бюро и исключить его из членов партии. По иронии судьбы одним из обвинителей А. П. Субботина был П. Д. Акулинушкин, немного позже также ставший жертвой массовых политических репрессий. При изучении выписок из материалов следственного дела А. П. Субботина видна сила духа, несгибаемость характера обвиняемого. Когда его в очередной раз заставляли отвечать на один и тот же вопрос о том, знал ли он заранее, что «пригрел» у себя на заводе «врага» народа, он отвечал, что для него в первую очередь было важно, хорошим ли специалистом являлся человек. Субботина обвиняли в «покровительстве» троцкистам, на что он с искренним недоумением отвечал: «У нас вот было три секретаря парткома – троцкисты.

Так я тоже могу сказать, что горком покровительствует троцкистам, ведь этих секретарей парткома нам прислал горком». В июле 1938 г. Военной коллегией Верховного суда СССР А. П. Субботин был осужден к высшей мере наказания за то, что “создал на заводе «Красмашвагонстрой» контрреволюционную организацию и занимался вредительством”. В 1956 г. он был реабилитирован [17].

Тем «врагом», о котором шла речь выше, и тем, кто сыграл страшную, роковую роль в судьбе замечательного хозяйственника, опытного руководителя А. П. Субботина, был младший сын Л. Д. Троцкого – Сергей Седов. Однажды к А. П. Субботину пришел молодой человек, специалист по газогенерации, доцент Московского научного автотранспортного института, представившись Сергеем Седовым. Когда А. П. Субботин спросил с удивлением, откуда такой человек взялся в Красноярске, тот ответил, что он административно-ссыльный как сын Троцкого [24]. А. П. Субботин взял его на завод инженером эксплуатационного отдела для руководства работами по газогенераторным установкам (стоит отметить, что перед этим он советовался с П. Д. Акулинушкиным, который сделал соответствующий запрос в НКВД и получил оттуда разрешение на прием на работу Седова Субботиным). А. П. Субботин выделил Седову комнату, что потом также ставили ему в вину, называя комнату «отдельной квартирой», да еще и с бесплатными коммунальными услугами. После начавшейся травли А. П. Субботину пришлось освободить Седова от занимаемой должности. О его большом личном мужестве, порядочности и человечности свидетельствует тот факт, как пишет К. Ф. Попов, что в протоколе заседания партколлегии по делу А. П. Субботина есть такая фраза: «…и даже после ареста Седова тов. Субботин продолжал заботиться о Седове» [25].

Что касается самого Сергея Львовича Седова, то судьба его, к сожалению, типична для человека его происхождения. Он родился в 1908 г. в Вене, окончил Московский механический институт им. М. В. Ломоносова. Был выслан в Красноярск как административно-ссыльный. Он всегда был далек от политики, занимался наукой. После принятия на работу на завод «Красмаш» в июне 1936 г. он был арестован по обвинению в организации террористической группы и ведении вредительско-диверсионной деятельности на заводе, приговорен в октябре 1937 г. к высшей мере наказания – расстрелу. В 1988 г. С. Л. Седов был реабилитирован [27].


А. П. Субботин – директор Батумского нефтяного завода (1922 г.)


А. П. Субботин с женой. г. Красноярск (1934 г.)

В фонде К. Ф. Попова также есть документы, рассказывающие о непростых судьбах таких деятелей культуры, как выдающийся музыкант-пианист Ананий Ефимович Шварцбург [28] и писатель, автор знаменитой трилогии «Хмель», «Черный тополь», «Конь рыжий» Алексей Тимофеевич Черкасов [29]. Эти два человека с похожими на первый взгляд судьбами являются совершенно разными. И именно изучение материалов, касающихся их биографий, помогает понять это. На примере этих двух деятелей культуры можно сказать, что репрессии, жестокие расправы коснулись не только людей с импульсивным и взрывчатым характером, каким обладал А. Т. Черкасов, но и спокойных, мягких, интеллигентных, таких, каким был А. Е. Шварцбург. По-разному они прошли те страшные испытания, что приготовила для них судьба, но оба остались живы и нашли в себе силы, чтобы после всего, что с ними произошло, реализоваться в жизни, да еще как! Имя писателя А. Т. Черкасова стало известно далеко за пределами СССР, а А. Е. Шварцбург работал на протяжении многих лет художественным руководителем Красноярской краевой филармонии.

,

Интересны также материалы, касающиеся репрессий в отношении Льва Николаевича Гумилева, сына поэтов Н. С. Гумилева и А. А. Ахматовой, отбывавшего за антисоветскую агитацию ссылку в Норильлаге; Ариадны Сергеевны Эфрон, дочери С. Я. Эфрона и М. И. Цветаевой, отбывавшей ссылку в Туруханске за шпионаж; Ольги Стефановны Буденной (в ссылке Михайловой) – жены легендарного маршала С. М. Буденного [35], Виктора Савельевича Крамарова – отца известного актера С. В. Крамарова [36] и многих других, чьи трудные судьбы оказались связаны с Красноярским краем.

Очень интересны по своему содержанию личные фонды Н. З. Прозорова и В. И. Мешкова. Документы этих фондов наглядно повествуют об этапах формирования замечательных творцов культуры Красноярского края. Н. З. Прозоров прошел долгий путь от расклейщика афиш в Бийском городском театре до маститого актера Красноярского краевого театра им. А. С. Пушкина. Кроме того, он был видным общественным деятелем, секретарем партийной организации театра, избирался депутатом краевого и городского Советов народных депутатов, удостоен звания почетного гражданина Красноярска и награжден орденом Ленина за заслуги в области искусства [39].

В воспоминаниях В. И. Мешкова о своем детстве есть замечательные слова, которые очень точно отражают его творчество и характер: «Я так и запомнил северные рассветы, и хлопанье больших крыльев, и тревожный сон оленей, все это было юностью, все это было утро. Я тогда не знал, что стану художником, но хотелось поделиться с друзьями по далекому северному поселку о счастье слышать и видеть. Я рисовал то, что видел. Люди радовались – и это было мое счастье. Я понял, что мои рисунки, мои чувства нужны людям. И теперь я убедился, что только при этих обстоятельствах человек может стать художником» [41].

При изучении документов и фотографий, составляющих личный фонд художника, вырисовывается так же красочно и плавно, как написаны его картины, образ очень доброго, отзывчивого и мягкого человека. А его картины, необъятная сила природы
и людей, изображенных на них, притягивают своей красотой и необычным сочетанием цветов. В 1948–1961 гг. В. И. Мешков работал в Красноярской организации Союза художников, был ее председателем. Он автор альбомов «Эвенкия», «Северные зори», «Таймыр» (1974 г.), «Енисейский Север». О своем увлечении Севером сам художник писал так: «Если мои работы в какой-то мере возбудят интерес к Таймыру и Эвенкии, помогут понять душу моего народа, я буду самым счастливым человеком» [42].


В. И. Мешков в мастерской «Челюскинская»  под Москвой (1970-е гг.)


В. И. Мешков. Рассвет на Енисее

Сотрудниками КГКУ «ГАКК» ведется постоянная работа по пополнению фондов личного происхождения, становится все ярче и богаче их документальный состав, разнообразнее тематика представленных материалов, способных помочь в изучении истории Красноярского края по самым различным ее аспектам.

Источники и литература

1. КГКУ «ГАКК». Ф. Р-2601. Оп. 2. Д. 184. Л. 1.
2. ГАКК. Ф. Р-2601. Оп. 2. Д. 83. Л. 4.
3. ГАКК. Ф. Р-2601. Оп. 2. Д. 172. Л. 1.
4. ГАКК. Ф. Р-2601. Оп. 1. Д. 205. Л. 2.
5. ГАКК. Ф. Р-2601. Оп. 2. Д. 191. Л. 1.
6. ГАКК. Ф. Р-2601. Оп. 2. Д. 190. Л. 6.
7. ГАКК. Ф. Р-2601. Оп. 2. Д. 249. Л. 12.
8. ГАКК. Ф. Р-2601. Оп. 2. Д. 258. Л. 1.
9. ГАКК. Ф. Р-2601. Оп. 3. Д. 36. Л. 1.
10. ГАКК. Ф. Р-2604. Оп. 2. Д. 2. Л. 1.
11. ГАКК. Ф. Р-2604. Оп. 2. Д. 3. Л. 2.
12. ГАКК. Ф. Р-2604. Оп. 2. Д. 18. Л. 11.
13. ГАКК. Ф. Р-2604. Оп. 1. Д. 79.
14. ГАКК. Ф. Р-2604. Оп. 1. Д. 28. Л. 47.
15. ГАКК. Ф. Р-2604. Оп. 1. Д. 38. Л. 2.
16. ГАКК. Ф. П-26. Оп. 10. Д. 4282.
17. ГАКК. Ф. Р-2604. Оп. 1. Д. 85. Л. 44.
18. ГАКК. Ф. Р-2604. Оп. 2. Д. 59. Л. 2.
19. ГАКК. Ф. Р-2604. Оп. 2. Д. 59. Л. 1.
20. ГАКК. Ф. Р-2604. Оп. 2. Д. 59. Л. 3.
21. ГАКК. Ф. П-26. Оп. 10. Д. 4282. Л. 1.
22. ГАКК. Ф. Р-2604. Оп. 2. Д. 60. Л. 3.
23. ГАКК. Ф. Р-2604. Оп. 1. Д. 31. Л. 33.
24. ГАКК. Ф. Р-2604. Оп. 1. Д. 29. Л. 83–84 об.
25. ГАКК. Ф. Р-2604. Оп. 1. Д. 31. Л. 4а.
26. ГАКК. Ф. Р-2604. Оп. 1. Д. 87. Л. 13.
27. ГАКК. Ф. Р-2604. Оп. 1. Д. 87. Л. 10, 11.
28. ГАКК. Ф. Р-2604. Оп. 1. Д. 36.
29. ГАКК. Ф. Р-2604. Оп. 1. Д. 25.
30. ГАКК. Ф. Р-2604. Оп. 1. Д. 91. Л. 4.
31. ГАКК. Ф. Р-2604. Оп. 1. Д. 25. Л. 2.
32. ГАКК. Ф. Р-2604. Оп. 1. Д. 92. Л. 11.
33. ГАКК. Ф. Р-2604. Оп. 2. Д. 7.
34. ГАКК. Ф. Р-2604. Оп. 2. Д. 68.
35. ГАКК. Ф. Р-2604. Оп. 1. Д. 93. Л. 3.
36. ГАКК. Ф. Р-2604. Оп. 1. Д. 93. Л. 1.
37. ГАКК. Ф. Р-2604. Оп. 1. Д. 96. Л. 1, 1 об.
38. ГАКК. Ф. Р-2604. Оп. 1. Д. 88. Л. 1, 1 об.
39. ГАКК. Ф. Р-2600. Историческая справка к фонду.
40. ГАКК. Ф. Р-2600. Оп. 1. Д. 6. Л. 3; Д. 9. Л. 1; Д.
14. Л. 1; Оп. 2. Д. 2. Л. 1; Д. 57. Л. 2; Д. 64. Л. 1; Д. 71.
Л. 1; Д. 78. Л. 4; Д. 82. Л. 1; Д. 84. Л. 1; Д. 110. Л. 1; Д.
116. Л. 2; Д. 126. Л. 1; Д. 153. Л. 1.
41. ГАКК. Ф. П-1006. Оп. 1. Д. 113. Л. 1.
42. ГАКК. Ф. П-1006. Оп. 1. Д. 113. Л. 2.
43. ГАКК. Ф. П-1006. Оп. 2. Д. 25. Л. 1.
44. ГАКК. Ф. П-1006. Оп. 1. Д. 320. Л. 9.
45. ГАКК. Ф. Р-2622. Оп. 1. Д. 1281. Л. 1.
46. ГАКК. Ф. П-1006. Оп. 2. Д. 8. Л. 1.
47. ГАКК. Ф. П-1006. Оп. 1. Д. 334. Л. 1.
48. ГАКК. Ф. П-1006. Оп. 2. Д. 27. Л. 1.
49. ГАКК. Ф. П-7835. Оп. 14. Д. 103. Л. 1.
50. ГАКК. Ф. П-1006. Оп. 2. Д. 21. Л. 1.
51. ГАКК. Ф. П-1006. Оп. 2. Д. 24. Л. 1.

Социокультурное освоение Сибири. Материалы Сибирского исторического форума.
Красноярск, 2–5 декабря 2014 г. – Красноярск: Резонанс, 2014. – 304 с.