Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Тема политических репрессий служителей культа и верующих в сборнике "Религия и власть в советский период отечественной истории. 1917-1991 гг. (На материалах Красноярского края)"


А.П. Доброновская, вед. специалист
комитета по делам архивов
адм. Красноярского края,
ст. преподаватель
КГПУ

Для современной исторической науки характерен интерес к исследованию опыта государственно-конфессиональных отношений в советский период отечественной истории. Решение обозначенных задач осложняется сегодня тем обстоятельством, что предметный анализ невозможен без введения в научный оборот дополнительных источников, главным из которых является комплекс архивных документов. В 2001-2003гг. группой составителей была подготовлена рукопись сборника "Религия и власть в советский период отечественной истории. 1917-1991 гг. (На материалах Красноярского края)", восполняющая этот пробел.

В ходе работы над сборником (Т.1 1917-1941 гг.) авторы не могли обойти стороной и тему политических репрессий. Известно, что строительство нового советского государства затронуло все сферы общественной жизни, в т.ч и идеологическую, которую официальное руководство стремилось взять под свой тотальный контроль и подчинить целям построения "нового общества" и формирования "нового человека". Развитие общественной жизни шло в определенных государством границах, терялась ее спонтанность, независимость. Из сферы интересов населения исключались целые пласты, и в первую очередь религия, т.к. основой представлений об устройстве и развитии общества в дореволюционной России являлось именно религиозное мировоззрение. Взамен навязывалась единая идеология, базирующаяся на марксистской теории.

Когда государство именно в религиозных организациях и верующих увидело в 1920-1930-е годы прямую угрозу установлению своей идеологической диктатуры, перед ним встала задача любыми средствами сохранить контроль над сознанием и поведением населения, и свести на нет влияние конфессий. История показывает, что на практике это осуществимо не только посредством воздействия на "внутренний" мир человека с помощью идеологического манипулирования его сознанием и поведением, но и благодаря внешнему физическому принуждению.
В ходе работы над сборником был выявлен комплекс документов, связанных с репрессиями. Регесты из документов карательных органов 1920-х годов будут опубликованы в сборнике.

Документы тех лет свидетельствую, что аресты духовенства в это время не были массовым явлением. Но говорить о соизмеримости мер принуждения вине обвиняемого также нельзя. Обвинения были стандартными - антисоветская деятельность, подготовка и проведение вооруженных контрреволюционных выступлений, созыв нелегальных съездов, нарушение декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви.

К сожалению, документы карательных органов 1920-х годов не дают цельного представления о масштабах репрессий, не отражают в полной мере карательной практики административных органов власти губернии и не позволяют судить о степени вины подозреваемых, о достоверности собранных доказательств.

Можно говорить однозначно, что среди священников в 1920-е годы были действительные враги Советской власти. Но значительная часть дел была сфабрикована, т.к. оценка показаний свидетелей в подавляющем большинстве случаев не соответствовала действительности: она была либо сугубо произвольной, не вытекавшей из существа дела, либо оказывалась заранее предрешенной.

Анализ судебных дел свидетельствует, что в них фигурировали два вида доказательств: собственные "признания" обвиняемых и показания свидетелей. Так как духовные лица не признавали своей вины, большинство этих дел начиналось и заканчивалось анонимками, доносами соседей и знакомых, которые чаще всего просто сводили личные счеты. Часто органы власти, осознавая некорректность данных действий, пытались выдать постановления о лишении духовных лиц свободы за волю народа - за решения сельского общества. Имелись случаи, когда духовные лица поступали в лагерь во внесудебном порядке, минуя обычные процессуальные нормы.

Написание свода статей для сборника о репрессированных служителях культа и верующих Енисейского региона 1930-х годов, а также тех, кто отбывал на ее территории ссылку или находился в лагерях, показывает, что в 1930-е годы аппарат политической юстиции работал отнюдь не только против совершивших действительные преступления. В соответствии с учением о диктатуре пролетариата, представители эксплуататорских классов, в т.ч. служители культа, стали в конце 1920 - начале 1930-х годов именоваться, даже в официальных документах, "бывшими людьми". Поэтому именно они стали воображаемыми "врагами", хотя эти люди уже и не представляли реальной опасности для государства.

Массовые репрессии против духовенства продолжались в течение всех 1930-х годов и закончились только с началом Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Юридические основания для репрессий в большинстве случаев вообще отсутствовали, а центр тяжести был смещен к показаниям (признаниям) самих обвиняемых. Необходимо отметить, что обвинения были стандартны: их обвиняли не только в ведении контрреволюционной агитации, но и создании повстанческих групп и сокрытии своего социального происхождения: здесь была важна их принадлежность к той или иной социально-политической организации. Поэтому и поиски "истины" были специфическими: в отношении служителей культа, приговоры никем не ставились под сомнение, в том числе и самими обвиняемыми.

Написание свода стало возможно благодаря кропотливой работе сотрудников Красноярского отделения общества "Мемориал". Особенно хочется выразить благодарность В.Г. Сиротинину за предоставленные материалы. Также нельзя забывать о помощи, оказанной автору и сотрудникам "Мемориала" в подготовке этих материалов студентов исторического факультета КГПУ.

Небольшие по объемы справочные статьи включают в себя биографии, а также ход уголовного процесса и обвинения. Статьи основаны на документах карательных и судебных органов. Многие из них написаны со слов очевидцев тех событий и показывают факты героизма, борьбы за сохранение веры, помогавшей переносить то, что в нормальных условиях кажется невозможным.

Наша общая работа не претендует на полноту освещения судеб священников. Она скорее пробуждает народную память. Ведь народ, который забудет своих предков - погибнет, а Церковь, которая забудет о мучениках за веру - не будет иметь основания.

При составлении биографий применяется язык справочников. В некоторых случаях приводятся выдержки из документов и воспоминаний. Внизу обязательны ссылки на источники получения данной информации. Хотя в следственных и личных делах почти всегда указана национальность данного человека, в нашем своде мы информации не даем.

Составители данных статей понимают, что начатое дело далеко не завершено и требует своего продолжения. Поэтому надеемся на реальную помощь в поиске информации о репрессированных служителях культа и проведение совместных с культурно-историческим и музейным комплексом, Красноярским государственным педагогическим институтом полевых экспедиций по сбору воспоминаний и сведений.

Польский вопрос в материалах Центра хранения и изучения документов новейшей истории Красноярского края.

Центр хранения и изучения документов новейшей истории Красноярского края является структурным подразделением (на правах отдела) Комитета по делам архивов администрации Красноярского края. В нем на хранении находятся документы негосударственной части Архивного фонда Красноярского края: документы краевого, окружных, городских и районных комитетов партий и комсомола, первичных партийных и комсомольских организаций за 1920-1991 гг., коллекционные документы Сибистпарта и партархива, документы общественно-политических организаций за 1991-2004 гг., документы личных архивов, коллекции воспоминаний.

В коллекционных документах Сибистпарта и партархива, Енисейского губернского уездных и окружных комитетах партии за 1920-е годы содержатся сведения о поляках, принимавших участие в революционном движении и сражавшихся в партизанских рядах в годы Гражданской войны.

В документах Енисейского губернского, уездных и окружных комитетах партии и комсомола - протоколах заседаний пленумов и бюро, материалах подотделов нацменьшинств агитационно-массовых отделов имеются списки, обзоры, сведения о численности поляков в той или иной местности, их процентном и количественном соотношении с другими национальностями, населяющими данную территорию, о местах компактного поселения поляков, о культурно-массовой работе в их среде, польских национальных школах, о состоянии сельского хозяйства, о национальных сельсоветах. В информсводках партийных органов власти можно выделить отдельные сообщения об отношении поляков к советской власти и мероприятиях, проводившихся под эгидой партии и комсомола, о польской религиозности и римско-католических приходах на территории региона.

В документах крайкома и райкомов партии за 1930-1950-е годы хранятся данные о поляках, перемещенных в край во время коллективизации, находившихся в крае на ссыльнопоселении, об их размещении, бытовом и хозяйственном устройстве, о снятии с них обвинений; о польской религиозности.

Кроме этого, документы райкомов партии сообщают о хозяйственной, бытовой, культурной жизни поляков, проживавших в компактных поселения на территории края, вплоть до их ликвидации в 1950-1970-е годы.

Документы крайкома партии и ВООПИК, имеющиеся в личном фонде А.Ф. Ворошко, позволяют воссоздать историю переоборудования бывшего здания костела в органный зал.

В коллекции воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны имеются воспоминания ветеранов Войска Польского.

В ф.1057 "Национально-культурная автономия "Дом Польский" описано 49 дел по культурно-просветительской деятельности национального общества в Красноярском крае.

Каждый интересующийся историей поляков на территории Красноярского края может работать в читальном зале Центра. Пользователи в читальный зал допускаются на основании личных заявлений. Пользователи, ведущие научную работу в соответствии с планом научных учреждений или выполняющие служебные задания, предоставляют письма направивших их организаций. В личных заявлениях или письмах указывается фамилия, имя, отчество пользователей, должность, ученое звание и степень, тема и хронологические рамки исследований. Лица, не достигшие 18 лет, к самостоятельной работе в читальном зале не допускаются. Они могут присутствовать в читальном зале вместе с гражданами, достигшими совершеннолетия, в качестве помощников. Для этой категории пользователей в течение нескольких лет в Центре ведутся занятия по историческому краеведению. В ходе этих занятий учащиеся под руководством учители или сотрудника Центра работают с архивными документами для подготовки экспозиции школьного музея или написания реферата.

Читальный зал Центра работает все дни недели, кроме субботы и воскресенья, с 9. 00 до 17.00.

Развитие творческих, научных и иных контактов по польскому вопросу может идти по нескольким направлениям:

1.Использование документов в учебных целях;
2. Использование документов в целях их публикации;
3. Использование документов всеми заинтересованными лицами в научных и культурно-просветительских целях.
4. Участие представителей национальной автономии и культурно-исторического и музейного комплекса в проведении совместных с Центром мероприятий.
5. Продолжение комплектования фонда "Национально-культурная автономия "Дом Польский".

В 2005 г. Центр предполагает создать картотеку "Поляки в Енисейском регионе в документах ЦХИДНИ КК. 1917-2004 гг.", по результатам этой деятельности информировать национально-культурную автономию о проделанной работе.

 

ККИМК. Информационный вестник № 10. Методический семинар для исследователей, работающих по теме «Политические репрессии в СССР».  Октябрь 2004. Красноярск 2005


  На оглавление сборника