Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Красноярский католический храм: на перекрестке эпох


Анна Павловна Доброновская
Ведущий специалист
комитета по делам архивов администрации края
ст. преподаватель КГПУ

Культовые здания г. Красноярска долгие века составляли систему сакральных мест на территории города. Они являлись точками, где фокусировались мировоззренческие и эстетические представления людей. Силуэты культовых зданий читались как признак этнической и конфессиональной разнородности населения, по ним вычленялись ареалы распространения в городе той или иной конфессии. Исторически в городе были представлены православные, старообрядческий, католический и лютеранский храмы, мусульманская мечеть, иудаистская синагога, баптистский молитвенный дом.

В разные эпохи памятники культового зодчества в местном сообществе имели не одинаковые смысловые нагрузки. Наряду с собственно богослужебной и архитектурной в дореволюционный период истории, в советский период с 1929 г. до середины 1960-х годов произошла утрата этих ценностных функций. Храмам был возвращен статус произведений искусства только во второй половине 1960-х годов, а реновация семиотического значения храмов и молитвенных домов произошла только с конца 1980-х годов. Все эти процессы были тесно связаны с государственной и местной политикой органов власти в различные промежутки времени.

В статье описана история строительства и бытования зданий красноярского католического храма. Подобно большинству христианских конфессий, католическая церковь всегда отводила важное место культу, который был призван помочь каждому верующему в его духовном совершенствовании. Католическая Церковь придавала и придает особое значение таинствам, признавая, что через культовые действия Церковь может передавать верующим невидимую благодать Божию.

Основным местом католического богослужения традиционно являлся храм: это мог быть и кафедральный собор, и приходская или монастырская церковь, и небольшая часовня. В России и Сибири, где католичество в прежние времена было распространено в основном среди поляков-переселенцев, для обозначения культового здания вошло в обиход польское слово «костёл».

Красноярский католический приход был учрежден по распоряжению администратора Могилевской архиепархии № 2016 от 1 августа 1836 г. В состав прихода вошла Енисейская губерния, территория которой составляла 4 480 167 верст. Однако в течение 21 года верующие не имели своей церкви. Только в 1857 г. благодаря добровольным пожертвованиям прихожан и стараниями курата прихода, монаха Бенардинекого ордена Викентия Вельского, в Красноярске был построен деревянный храм на каменном фундаменте семи саженей в глубину и четырех с половиной по фасаду, который мог вместить не более 300 верующих. Его освятили во имя Провидения Божия. Здание снаружи было крыто железом, оштукатурено и выбелено известью; изнутри выкрашено белой краской.

Церковь имела три престола: во имя Распятия Иисуса Христа. Пресвятой Девы Марии и Святого Антония Падуанского. На потолке можно было видеть изображения четырех евангелистов; на стенах - иконы в золотых рамах с образами апостолов. Имелись три алтаря, покрытых живописью, на хорах был установлен орган «Меллодикон». В ризнице находилось значительное количество церковных облачений и священных сосудов.

При следующем ксендзе Энгельгарде была выстроена колокольня и повешены колокола. Заведена традиция выставлять Св. Тайны в монстранции в высокоторжественные и местные праздники, проводить в эти дни крестные ходы. Здание содержалось на средства прихожан, но в основном, курата. В последующем при настоятелях Пукене и Скобейко начался отвод земли. Было получено около 77 десятин.1

К концу XIX века здание храма обветшало. В 1893 г. после осмотра его помещений гражданским инженером Худзинским, выявилась крайняя ветхость всех его частей - стен, балок, полов. Стены, например, были обнесены вокруг плетнем и обмазаны сверху смазкой из глины и шерсти. Комиссия обнаружила, что плетень и стены сгнили, и представляли из себя губчатую массу. Но из-за недостатка денежных средств вопрос о постройке нового костела остался открытым.

В 1897 г. специальная комиссия, в состав которой входили католический священник В. Каминский и Енисейский губернский архитектор К.И. Павлов, признала, что лучше строить новый каменный храм, чем ремонтировать старый деревянный. Губернский архитектор Павлов выполнил проект, после чего началась длительная бюрократическая процедура его утверждения и получения разрешения на строительство, которая велась несколько лет. За это время в приходе сменилось несколько священников. 11 июня 1903 г. куратом красноярского храма был назначен священник Леон Святополк-Мирский.2

Первоначально планировалось строить новый храм на месте старого, на Благовещенской улице. Предполагалось, что вся постройка обойдется в 60 тыс. рублей, Из них 10 тысяч Енисейский губернатор планировал получить от правительства ввиду бедности римско-католического населения, состоящего из переселенцев, мелких торговцев и служащих различных учреждений. Однако деньги пришлось собирать среди прихожан. Само старое место оказалось не очень удобным, а храм прежних размеров не мог бы вместить всех желающих. Например, в 1902 г., по сведениям приходского священника, на праздники в церковь собиралось более полутора тысяч человек, а в воскресные дни 200-300. В начале 1905 г. настоятель храма о. Святополк-Мирский обратился к министру внутренних дел с ходатайством о разрешении приобрести другой участок земли по Батальонному переулку (ныне переулок Декабристов) у потомственной Почетной гражданки Е.П. Кузнецовой. Разрешение было получено, и в марте 1905 г. прихожане купили этот участок земли площадью 711 кв. саженей за 4914 руб. Новый участок позволял строить более крупный и удобный храм, чем уже спроектированный. Поэтому было решено сделать новый проект здания храма. Для этого был приглашен красноярский архитектор польского происхождения Владимир Александрович Соколовский (1874-1959).3

К 1908 г. новый проект был готов и 4 июля того же года утвержден, началось строительство нового храма. К 1910 г. здание в целом было построено и освящено о. Святополк-Мирским. Полностью все строительные работы были завершены осенью 1911 г. Новый Красноярский храм был освящен во имя Преображения Господня, имел три алтаря. Покровителем церкви избрали святого Станислава, епископа и мученика.

Цоколь и крыльцо были сделаны из тесаного камня, стены, башни и потолок из кирпича, крыша железная, пол деревянный. В помещение храма вели две двери и четыре в ризные. Освещали здание четыре больших окна и девять средних. Отапливалось оно двумя железными печами.

Алтари, сделанные из дерева, были «простой» работы; стены и потолок внутри расписаны водными красками. В помещении имелись две фисгармонии, две люстры с электрическими свечами. Для удобства прихожан стояли одна скамейка, обитая красным сукном и восемь деревянных. Имелись три деревянных креста среднего размера с железным распятием, два из «белого» материала, четыре металлических.4

В результате здание католической церкви с «домом ксендза» было возведено в историческом центре города и служило ядром небольшой архитектурно-исторической зоны застройки в квартале между сегодняшними улицами Горького и Декабристов, Маркса и Бограда.5

Строительство храма регулировалось как национальными и конфессиональными традициями, так и законодательными актами. Многочисленные историко-документальные материалы о сооружении и бытовании красноярских католических храмов убедительно свидетельствуют о том, что идеи возведения новых храмов проявлялись как общественная потребность. Общественные средства в виде добровольных пожертвований, при отсутствии вклада государственных средств, превратили строительство храма в важное социальное мероприятие. Храм строился на добровольные пожертвования. Сбор средств на строительство церкви был начат в 1904 г. и проходил во многих западных районах страны и по всей Енисейской губернии. К 1 июля 1906 г. было собрано 8865 руб. 13 к. Сохранились фамилии наиболее крупных жертвователей: Войцеховский, Сангушко, Залеская, Хелмицкий, Стамировский, Мончинский, Валантинас, Бадер, Данилов, Корнаков. По двум духовным завещаниям Михалевича и Гришкевич было пожертвовано 160 рублей. Сбор денежных средств на постройку храма был продлен до 1908 г. и осуществлялся по всей Могилевской архиепископии. Однако и после этого нужной суммы собрано не было. Поэтому для строительства здания был заложен купленный у Е.П. Кузнецовой земельный участок. Ссуда составила 7 тысяч рублей, необходимых для достройки храма.6

Кроме сакрального, культовое здание до революции несло и историко-культурную нагрузку, что было явлено в формировании идейного и культурного пространства места. Храм удовлетворял духовные потребности людей, был центром образования. При нем действовали конфессиональная школа, библиотека. Велась благотворительность. Он формировал образ жизни прихожан: в его стенах проводились религиозные беседы, пропагандировался трезвый образ жизни, шла работа с людьми, находящимися в сложных жизненных ситуациях. Религиозные праздники определяли время, деля его на будничное и праздничное (праздничные службы, крестные ходы, съезжие праздники, торжественные богослужения во время светских торжеств). В церкви формировалась вокальная культура и эстетический вкус через приобщение к органной музыке. 7

В советский период одинаковая судьба была у культовых зданий всех конфессий - их перестраивали, разрушали или приспосабливали для различных функций, далеких от богослужебных. Время, когда храм фактически перестал использоваться по назначению, к сожалению, точно не установлено. В паспорте памятника истории и культуры СССР «Красноярского римско-католического костела», составленного в 1986 г., значится дата - конец 1920-х годов. Официально костел был закрыт 25 марта 1936 г.

В 1930-1940-е годы здесь размещался радиокомитет, с конца 1950 до 1980 года - кинокомплекс красноярской студии телевидения. Собственно само помещение использовалось под складские и подсобные помещения радио и телевидения. Что же касается архитектурного облика церкви, то за годы советской власти были утрачены башни, внутреннее убранство, при приспособлении были выполнены пристройки. Католики же в течение десятилетий вынуждены были участвовать в богослужениях тайно и нерегулярно.8

Восприятие жителями региона красноярского католического храма как произведения искусства появилось только в 1970-е годы. В 1970-е годы преподаватели и студенты строительного факультета Красноярского политехнического института обследовали здание, провели обмеры и расчеты. Они пришли к выводу, что при сравнительно небольших затратах (приблизительно в 60-70 тыс. рублей, без учета решения интерьеров и стоимости сантехники) внутренняя планировка здания и его оригинальный внешний вид могут быть восстановлены. Тем самым единственный в Красноярске зал высотою 9 метров, обладающий хорошей акустикой, стал бы пригодным для использования в качестве зала камерной музыки и музыкальных лекториев. В зале общей площадью около 325 м2, по их подсчетам, можно было разместить 250-300 кресел, а в абсиде главного нефа или в трансепте - орган. Архитектурно-строительную и сантехническую часть проекта предполагалось выполнить на общественных началах в студенческом КБ политехнического института под руководством преподавателей.9 В конце III квартала 1978 г. у заместителя председателя исполкома Красноярского горсовета Л.В. Ноткиной состоялось совещание по поводу реставрации римско-католического костела. Было подтверждено, что размещающийся в настоящее время в этом здании комплекс Красноярской студии телевидения должен в 1980 г. перейти в новое помещение. Все участники совещания, в том числе и представители филармонии пришли к заключению, что лучшим вариантом использования этого здания после его освобождения является размещение в нем концертного зала для органной и камерной музыки.

Активисты архитектурной секции краевого отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры под руководством Э. М. Панова, Ю. И. Гринберг провели все обмеры здания, составили на отдельные виды работ проектную документацию.

Реставрация была проведена в 1980-1982 гг. институтом «Красноярскгражданпроект» и РСУ-5 горремстройтреста. Автором реконструкции стал А.И. СОЛОВЬЁВ , его консультировали Э.М. Панов и Ю.И. Гринберг. С помощью ремонтно-реставрационных работ был частично восстановлен внешний и внутренний вид здания. На эти работы было потрачено более 700 тысяч рублей, выделенных управлением культуры крайисполкома. На фирме «Ригер-Клосс» (Чехословакия) был заказан орган. Стоимость инструмента в ценах 1980 г. около 490 тысяч инвалютных рублей. С 1983 г. здание использовалось как зал органной музыки, находилось на балансе управления культуры крайисполкома. Здесь проводились концерты инструментальной музыки, которые в год посещало более 28 тысяч слушателей".

В 1980-е годы здание храма было официально признано памятником архитектуры и истории (решения крайисполкома Совета народных депутатов №384-15 от 16.06. 1980 г. и № 345 от 24.12. 1986 г.) как «своеобразный» памятник культовой архитектуры начала XX в., исторический памятник, построенный в честь (пребывания на территории края) ссыльных польских повстанцев 1830 и 1861 гг.». Культовое здание характеризовалось как «заметный ориентир в пределах локальной зоны, хорошо адаптированный в качестве органного зала с хорошей акустикой и запоминающимся обликом».12

В настоящее время здание находится на балансе Научно-производственного Центра по охране и использованию памятников истории и культуры комитета по делам культуры и искусства Администрации Красноярского края. По договору аренды здание отдано краевой филармонии под органный зал.

Рядом со зданием церкви находится хорошо сохранившийся дом священника. В 1992 году был начат капитальный ремонт. Помещение было приспособлено для нужд музыкальной школы, где в настоящее время учатся около 300 детей.

Возрождение религиозных традиций в последнее десятилетие XX века привело к воссозданию и расширению как сакрального, так и историко-культурного значения культового здания. Восстановление церковной общины началось по инициативе группы католиков польского и немецкого происхождения, возглавляемых Т.З. Дергун, а также русской молодежи. 15 мая 1991 г. община была зарегистрирована в управлении юстиции Администрации Красноярского края. Первоначально встречи католиков проходили в частных квартирах, Доме Культуры, музыкальной школе. Только после многочисленных обращений и ходатайств католической общины, а также после прибытия в апреле 1992 г. в Красноярск для постоянной пастырской работы священника из Ирландии о. Роберта Бредшоу и создания католического монастыря, стало возможным совместное с Органным залом использование помещения.

Таким образом, в настоящее время католики находятся в здании для проведения богослужений три часа в день. В нем проводятся Мессы на русском, латинском, польском и немецком языках. Тут собираются члены Общество св. Викентия де Поля, «Легиона Марии», «Каритас», проходят встречи молодежи и молитвенной группы, групп поддержки для зависимых и созависимых «12 шагов», «Матери в молитве» и Катехумената. После Мессы функционируют приходская библиотека и магазин религиозной литературы, проводится Библейский курс. 13

В течение многих лет католики Красноярска ходатайствуют о возвращении здания храма. Этот вопрос для них принципиален. Католики не раз озвучивали свою позицию в теле- и радиопередачах, в газетных статьях. Осознавая, что костел ныне является концертным залом с единственным в городе органом, они предлагали подписать договор, согласно которому храм переходит к католической общине, а концерты будут проводиться в течение нескольких лет, пока власти не найдут деньги на перенос органа'".

Однако хрупкость инструмента, его сложная система эксплуатации, заключающаяся в поддержании необходимой температуры и влажности, стали главным препятствием в возвращении святого для католиков здания. При новом перепрофилировании здания, по мнению светской власти, старый орган будет безвозвратно утерян. 15

К сожалению, сакральные возможности использования культового здания в таком ракурсе весьма ограничены. В общине нет полноценной выставочной площади, серьезной видеотеки и фонотеки, библиотечного фонда, образовательных классов, что мешает полноценному развитию прихода, а самое главное ведению диалога между светским обществом и общиной.

Не добившись положительного решения о возвращении исторического здания, священники и прихожане обратились к городским властям с просьбой выделить участок земли под строительство нового храма. Участок был выделен в микрорайоне Солнечный. Проект разработан красноярскими архитекторам К.Ю. Шумовым и Е.О. Разваляевым.16

Что же касается исторического культового здания, то можно говорить о нарушении смысловой нагрузки его значения, принадлежащего в первую очередь к области духовной, а не светской культуры. Ведь институт Церкви играет определенную роль в духовно-нравственном воспитании личности. Он составляет основу культуры таких народов - граждан Российской Федерации, как немцы, поляки, литовцы и латыши.

Примечания:
1. РГИА. Ф.826. Оп.1. Д.698. Л.6-11, 332, 341-342об, 359. Д.883; Католический посланец, июнь 2001. С.5; Российская католическая газета, 18. 09. 2002. С.4
2. РГИА. Ф.826. Оп.1. Д.883.
3. ГАКК. Ф.595. Оп. 3. Д.74; Оп.59. Д. 323. Л.1, 5; Д.506. Л.1, 1об; Ф.161. Оп.1.Д.236.
Л.48; РГИА. Ф.826. Оп.1. Д.698. Л.332
4. ГАКК. Ф.595.Оп.59. Д.506; Ф.Р-1557. Оп.1. Д.8
5. Архив Красноярского римско-католического прихода. Копия паспорта...
6. РГИА. Ф.821. Оп.1. Д.698, Д.883; Оп.П.Д.83; Ф.1557. Оп.1. Д.8
7. ГАКК. Ф.595. Оп.З. Д.343
8. ГАКК. Ф.Р-1386. Оп. 1 Д. 536. Л. 106; Р-2384. Оп.1. Д.707; ЦХИДНИ КК. Ф.26. Оп.24. Д.7. Л.193; Оп.29. Д.6. Л.54-44; Оп.32. Д.6. Л.22,23, 26; Оп.ЗЗ. Д.7. Л.28, 33
9. Архив Красноярской католической общины. Докладная записка преподавателей
Красноярского политехнического института от 30. 03. 1974 в адрес первого секретаря
Красноярского крайкома КПСС
10. ЦХИДНИ КК. Ф.Р-1003. Оп.1. Д.56. Л.1,2
11. ГАКК. Ф.Р-2384.Оп.1.Д.707
12. Архив Красноярского римско-католического прихода. Копия паспорта памятника истории и культуры СССР «Красноярского римско-католического костела»
13. Бадура А., о. Католические приходы и общины Красноярского края, Республик
Хакасия и Тува. Краткий обзор за 1992-1994 гг.; Католический посланец, октябрь 2005 г.
14. Из интервью о. Антония Бадуры «Не теряйте радость жизни». /В. Савранская-
Калужская. Поляки ЗАТО г. Железногорска: Биографический сборник. Красноярск, 2003.
С.82
15. ГАКК. Ф.Р-2384. Оп.1.Д.707
16. Российская католическая газета, 18. 09. 2002. С.4, 5

ККИМК. Информационный вестник № 6. Методический семинар для исследователей, работающих по теме «Политические репрессии в СССР». 29 октября 2005. Красноярск 2006


  На оглавление сборника