Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

«Как хочется счастья Родине…»


Татьяна Васильевна Игнатьева, научный сотрудник,
краеведческий музей, г. Енисейск

Большую роль в развитии культуры г. Енисейска сыграла семья Кытмановых. Родоначальник ее Игнатий Петрович известен в Сибири как щедрый благотворитель, золотопромышленник и городской голова, вышедший из богатых крестьян Анциферовской волости. Один из его сыновей, выпускник С-Петербургского университета, стал основателем и первым заведующим Енисейского краеведческого музея. В течение 26 лет жизнеспособность музея, его развитие и формирование фондовой базы в полной мере зависели только от подвижнического труда и денежных вложений Александра Игнатьевича. После его смерти, в 1910 году, городская дума приняла решение о присвоении Енисейскому Общественному музею имени А. И. Кытманова.

Революция 1917 года разделила Россию на старых и новых хозяев. Кытмановы были единственной семьей крупных собственников, оставшейся в Енисейске после революции и гражданской войны. Во второй половине 20 века в стране поднимается первая волна репрессий. Кытмановым, выходцам из Анциферовской волости, досталось сполна, в числе репрессированных в 20 -30 – е годы значится 10 человек. Несмотря на большой вклад в развитие материальной и духовной культуры города семья основателя музея тоже подверглась репрессиям. Первым «потерпевшим» стал к тому времени уже покойный Александр Игнатьевич Кытманов.

Вот как это произошло. В 1921 году в музей пришел новый заведующий – это был Николай Александрович Кытманов, продолживший дело отца, а 12 декабря 1926 года в Енисейске состоялось расширенное совещание Правления музея во главе с председателем Енгорсовета т. Пронюшкиным. (кстати, тоже выходцем из Анциферовской волости). На заседании были приглашены заведующий музеем Н. А. Кытманов, представители Енисейского райкома и профсоюзов. В протоколе записано следующее:

«Слушали: предложение т. Пронюшкина отменить именное название музея им .А. И. Кытманова и назвать его лишь Государственный Естественно Исторический и Историко Культурный музей (орфография и стиль документа сохранены), мотивируя свое предложение тем, что настоящее именное название не соответствует духу времени, так как Кытманов принадлежал к крупным предпринимателям дореволюционного времени.

Постановили: представители данного собрания отмечают плодотворную работу Кытманова в создании Енисейского музея, но, принимая во внимание, что Кытманов действительно являлся крупным предпринимателем, решили присоединиться к мнению т. Пронюшкина считать именное название не соответствующим духу времени. Из истории музея видно, что инициатива открытия музея в Енисейске исходила не от Кытманова, а от других лиц, почему Кытманова нельзя считать основателем музея. Принимая во внимание все изложенное, постановили большинством, кроме зав. музея, оставшегося при особом мнении, именное название музея отменить…».

Свое особое мнение заведующий изложил в письме, отправленном в Москву в Главнауку, в чьем ведомстве тогда находился музей. «Кытманов, - писал он, - своими коллекциями положил основание Енисейского музея, далее, в течение 26 лет являясь распорядителем музея, лично собирает музейные материалы и обрабатывает их. Значение его для создания в Енисейске музея ярко выражено тем, что после смерти Кытманова музей был без деятельного распорядителя и без средств вплоть до прихода Советской власти». Ходатайство Николая Александровича осталось без ответа, и музей потерял почетное звание имени А. И. Кытманова.

Вскоре репрессиям подвергся один из сыновей основателя музея. Владимир Александрович Кытманов до революции был хозяином первой в городе электростанции (1914 – 1918 гг.), а также типографии. Электростанция в 1918 г., а типография в 1919г. были им переданы городу. В годы НЭПа Владимир Александрович занимался крупными подрядами по доставке грузов на прииски. В 1927 году он был арестован за «экономический шпионаж» и по решению Краевого суда выслан за пределы Красноярского края на три года. Жена его в 1930 году оказалась в списках лишенных избирательных прав. Дальнейшая судьба его сложилась благополучно, но после отбытия срока он вместе с семьей выехал из Енисейска в другой город.

К сожалению, новые хозяева Енисейска не смогли оценить деловые и духовные свойства этого человека, готового работать на благо родины, так же, как и его предки. В работе В. А. Кытманова «О финансах г. Енисейска в связи с экономическим хозяйством края» (март 1911г.) есть замечательные слова, не потерявшие актуальность и в наше время:

«Финансы города Енисейска могут быть поправлены прежде всего за счет муниципальных предприятий, таких, как например, электрическая станция, водопровод, широкое развитие операций городского общественного банка и т. п., поставленных на правильных коммерческих началах… Если город Енисейск будет иметь хорошие условия жизни для людей, живущих в нем, население его увеличится, а вместе с тем увеличится его рабочая сила, которая может пойти на добывание и обработку богатств, залегающих в небольшом радиусе вокруг Енисейска... Найдутся ли смельчаки в такой глуши, при отсутствии у самого города средств, затратить свои капиталы на создание и развитие муниципальных предприятий (удобств лучшей жизни), пожертвуют ли себя эти энергичные люди жить среди мелкой, костной мещанской среды, далекого от всех экономических и культурных центров провинциального городка….

Как хочется счастья родине и как трудно его достичь…»

ККИМК. Информационный вестник № 8. Методический семинар для исследователей, работающих по теме «Политические репрессии в СССР».  Октябрь 2006. Красноярск 2006