Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Книга памяти жертв политических репрессий Республики Хакасия. Том 2


Система ГУЛАГа на территории Черногорска

Система исправительно-трудовых лагерей НКВД СССР города Черногорска начала формироваться с 1942 года, к 1953 году в городе было одиннадцать лагерей различного режима содержания заключенных.

Затерянный в бескрайних степях Хакасии, Черногорск стал огромной интернациональной зоной. Учитывая географическое положение города, климатические особенности региона и ресурсы полезных ископаемых, правительством СССР было решено создать на территории Черногорска военно-промышленный комплекс. Предполагалось, что он будет тесно связан со строящимся военно-промышленным комплексом юга Красноярского края. Для решения такой стратегической задачи нужно было много рабочих рук. Для этого в Хакасию день и ночь шли эшелоны с заключенными, с дармовой рабочей силой. Это они своими руками должны были воплотить в жизнь решения партии и правительства.

Первый ИТЛ НКВД в Черногорске был предназначен для заключенных, отбывающих срок за уголовные и бытовые преступления, а также для «указников» — людей, осужденных указом от 7.08.1932 г. правительством СССР за собранные в поле колоски злаковых культур. До 1944 года это был обычный исправительно-трудовой лагерь.

Восьмого июня 1944 года в город прибыл первый эшелон с политзаключенными. Эти люди были осуждены особым совещанием НКВД СССР по статьям 58-10 и 54-1 а. (Срок лишения свободы по политическим статьям составлял от 5 до 25 лет). В лагерь прибыли представители разных национальностей, проживавшие на территории СССР: белорусы, украинцы, немцы (чьи предки переселились в Россию еще при императрице Екатерине II), поляки, корейцы, финны, латыши, эстонцы, литовцы... Обычный ИТЛ стал спецлагерем № 288/5. Режим содержания заключенных ужесточился. Постепенно уголовники и бытовики были переведены в другие лагеря, расположенные в городе.

Спецлагерь располагался в котловине, возле шахты № 7. Его территория была обнесена двойным трехметровым забором, сверху, в три ряда, натянута колючая проволока. Восемь сторожевых вышек с охраной. Один контрольно-пропускной пункт. В ночное время лагерь освещался мощными прожекторами.

«Добро пожаловать!» — это приветствие, написанное на доске, красовалось над воротами, ведущими в спецлагерь. Этапы заключенных прибывали по железной дороге в вагонзаках на станцию Черногорские копи. И оттуда пешком этап гнали три километра к лагерю. Спецконтингент охраняли солдаты НКВД с овчарками, вооруженные винтовками, а после 1945 года — автоматами.

В разные годы на территории спецлагеря насчитывалось от 6 до 12 бараков. Территорию застраивали и благоустраивали заключенные. Бараки были большие, по 25 метров в длину, деревянные, одноэтажные. Внутри барака нары в два яруса, четыре тусклые лампочки, которые на ночь не выключали. Самый большой барак - № 6 - предназначался для стариков, больных и страдающих дистрофией. В нем помещалось до 300 человек. Остальные бараки были разделены на блоки, у каждого блока — свой вход. В блоках размещались бригадами по 30-40 человек. Заключенные должны были ходить в специальной одежде. А после 1947 года во внерабочее время им разрешили носить свою одежду, если таковая имелась.

Кроме того, на территории лагеря располагались: пекарня, двухэтажная баня (с прожарочной для белья), столовая (в этом же здании находились клуб и библиотека), медпункт, санитарная часть, больница, морг, карцер.

К 1947 году территория спецлагеря превращается в минигородок с рабочей зоной и зоной отдыха. Территория благоустраивается, разбиваются цветники, высаживаются деревья. В 1948 году начинают действовать: швейная, обувная, столярная мастерские, слесарный цех, цехи искусственных цветов, игрушек, теплица, парикмахерская, проектно-сметное бюро. В зоне отдыха появились фонтан, качели-лодочки, «чертово колесо», танцплощадка, комната для «стахановцев» — передовиков производства, профилакторий (находясь в нем, заключенные две недели могли не работать, там получше кормили). В начале 1950 года появился Дом младенца.

Заключенных использовали на самых тяжелых и грязных работах, они работали в шахтах № 13, № 15 по двенадцать часов в сутки, а то и по 14-16 часов, без выходных и праздников. Шахты, на которых трудились заключенные, огородили колючей проволокой, по углам находились сторожевые вышки. В те годы в шахте был в основном труд ручной, механизация началась гораздо позже. (Электровозы и насосы, откачивающие воду, появились сначала в шахтах, где работали вольнонаемные шахтеры.) Только лошадь помогала заключенному тащить вагончик с углем. Лавы были очень узкие и низкие, приходилось работать по колено в воде, да и сверху вода капала... Брезентовая одежда сгнивала за месяц. Часто объявлялась сверхурочная работа, требовали перевыполнения плана по добыче угля на 200 и 300 процентов. За это давали дополнительный паек. А также позволялось жить в комнате в более сносных условиях. Кроме кровати и тумбочки полагались матрац, подушка, настоящее постельное белье.

На работу и с работы водили колоннами по пять человек в ряд, с вооруженным конвоем и собаками. Во время движения развода разговаривать и переходить из пятерки в пятерку запрещалось. Конвой стрелял без предупреждения. Если что-то конвоирам не нравилось, людям приказывали лечь лицом вниз, на землю.

Каким было питание заключенных? Об этом чуть подробнее. В 1944 году заключенному выдавались: 1) ржавая селедка без хлеба (после такой еды люди постоянно хотели пить, а вода была привозная, плохого качества, в тот год много заключенных умерло от дизентерии); 2) перловый суп; 3) мороженый турнепс; 4) брюква; 5) каша овсяная или пшенная (давали по праздникам). 6) картошка мороженая, неочищенная; 7) гнилая соленая капуста: 8) камбала тухлая; 9) кишки крупного рогатого скота, не промытые, с фекалиями (из них варили суп); 10) пайка хлеба (один раз в день): в 1944 году — 450 г хлеба, в 1947 году — 250-300 г (это был самый голодный год для заключенных спецлагеря), в 1950 году — 1 кг хлеба (для тех, кто перевыполнял план по добыче угля), 1 кг 200 г — работающим в лаве, 600-800 г хлеба — работающим на поверхности; 11) черемша и сосновая хвоя (с их помощью спасали от цинги и чирьев).

Охрана лагеря и поддержание режима осуществляли солдатами срочной службы НКВД. Дивизион находился сразу за лагерем, на территории поселка шахты № 7. Рядовые жили в бараках, офицерский состав — в отдельных домиках. На территории дивизиона находились своя медсанчасть, столовая, конюшня, вольеры для овчарок. Численность дивизиона колебалась в зависимости от количества заключенных и тяжести статьи, по которой были осуждены заключенные.

В 1944 году вступил в действие «фильтровочный» лагерь для вновь прибывших заключенных. Оттуда их распределяли по разным лагерям. С 1947 года в городе идет подготовка новых зон для принятия большого числа заключенных, в связи с началом строительства нефтехимического завода по выпуску крекен-бензина. В городе был образован «Черногорскспецнефтестрой», ответственный за строительство секретного завода № 2. Этот завод был получен по репарации из Германии. Он должен был занять огромную территорию. В 1951 году заключенными были заселены лагеря № 1, № 3, № 4 б, разделенные на лагерные отделения:

— лагерное отделение № 1 с численностью заключенных от 3300 до 5000 человек;
— лагерное отделение № 2 для 3300-5000 заключенных;
— лагерное отделение № 3 для 1100-1500 человек;
— лагерное отделение № 4 для 500-1000 человек;
— лагерное отделение № 5 для 500-1000 человек.

Лагерный пункт при лагерном отделении № 1 с численностью заключенных от 200-500 человек. Появился отдельный лагерь при кирпичном заводе на 1500 человек.

Всего в этот город в течение 1951-1952 годов только по линии «Черногорскспецнефтестроя» для обеспечения строительства завода № 2 пригнали 14000 человек. Среди заключенных были как осужденные по политическим статьям, так и бытовики, уголовники, но их было гораздо меньше, чем политзаключенных. (В самом Черногорске тогда проживало не более 15000 человек).

«Черногорскспецнефтестрой» расформировали в 1953 году. Оборудование для завода № 2 вывезли в Ангарск, где химический завод занял площадь в 28 квадратных километров. Лагеря № 1, № 3, № 4 перешли в ведомство «Енисейстроя» МВД СССР.

Появился лагерь «ДС-8» для обеспечения строительства металлургического завода в Черногорске. В этом лагере были только политические заключенные — офицеры Советской Армии, воевавшие на фронтах Великой Отечественной войны. Они, осужденные по статьям 58-1 б, 58-10, получили по 25 лет ИТЛ и по пять лет поражения в правах.

В Черногорске находился «Сиблаг» для заключенных тувинцев, калмыков, башкир. В шахтерском городе отбывали наказание карачаевцы, чеченцы, ингуши, крымские та¬тары, но отдельных зон для их содержания не было.

Помимо сети лагерей для соотечественников, в Черногорске с 1945 года начал функционировать лагерь № 33 для японских военнопленных. Их охрана осуществлялась внутренними войсками НКВД.

В 1955 году черногорская система лагерей была расформирована.

Елена Лактионова
г.Черногорск

Книга памяти жертв политических репрессий Республики Хакасия. Том 2.
Республика Хакасия, 2000 г.