Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Книга памяти жертв политических репрессий Республики Хакасия. Том 3


Разгром Анжульского монастыря
(Выписки из архивно-следственного дела № 15541 (05842)

Весной 1931 года областной отдел ОГПУ «раскрыло» антисоветскую организацию, состоящую из послушников монастыря с. Анжуль Таштыпского района. По постановлению ПП ОГПУ от 27 апреля 1931 года были арестованы:

епископ Амфилохий (Скворцов Александр Яковлевич, 56 лет);
священник Серафим (Берестов Василий Захарович, 70 лет);
Смирнов Максим Ефимович, 67 лет.
Монашки:
Амзаракова Варвара Самсоновна, 31 год;
Амзаракова Вера Самсоновна, 37 лет;
Берестова Александра Васильевна, 30 лет;
Лысова Анастасия Петровна, 42 года;
Лысова Кулинария Емельяновна, 30 лет;
Степанова Матрена Артамоновна, 61 год;
Тюмерекова Евдокия Борисовна, 30 лет.

Богат ли был Анжульский монастырь? В следственном деле имеется опись его имущества, составленный представителем областного отдела ОГПУ и подписанный экономкой-монахиней Степановой. Всего конфисковано 113 наименований (в том числе ложки, мыло, нитки, иконы, церковные книги) на сумму 1461 рубль.

Все изъятое имущество монастыря было передано председателю Кызыльсукского с/с Шулбаеву И.С.: «Хранить до особого распоряжения органов ОГПУ…»

В чем же обвинили послушников монастыря? Выписки из обвинительного заключения (орфография и пунктуация сохранены): «В апреле 1931года в Хакасский областной отдел ОГПУ поступили сведения, что на территории Таштыпского района, в деревнях Анжуль и Матур, проживающие монашки, организовав неофициальный монастырь староцерковного течения, под руководством епископа Скворцова и под религиозным флагом ведут антисоветскую агитацию, направленную против мероприятий Советской власти, как-то: коллективизации крестьянского хозяйства, ликвидации кулачества, против всех видов заготовок, налоговой политики Советской власти и т.п. В процессе следствия установлено, что в д. Матур существовавший до революции и после 1917 г. женский монастырь,  в котором непродолжительное время был епископ АМФИЛОХИЙ (Скворцов). …В 1928 г. в июле месяце, после отбывания срока высылки в Соловецком концлагере, Скворцов прибыл к старым знакомым монашкам в д. Анжуль, пригласил монашек бывшего Матурского и Минусинского монастырей… Монахи распространяли слухи о падении Советской власти, возвращении царя-монарха на престол…о том, что 19.04.1931 будет затмение и состоится страшный суд. …30 марта собрали хакасов на молебен, где епископ в проповеди говорил: не вступайте в колхоз…

Монашки агитировали население против обучения детей в школе...»

При допросах большинство обвиняемых виновными себя не признали, в том числе епископ Амфилохий. Особая «тройка» ПП ОГПУ 16 ноября 1931 г. вынесла приговор послушникам Анжульского монастыря. Сведения на осужденных имеются в 1-ом томе Книги Памяти (1999 г.).

Постановлением прокурора Красноярского края от 21 июля 1989 г. постановление Особой «тройки» ПП ОГПУ от 16.11.31 было отменено. Через 58 лет жители Анжульского монастыря были реабилитированы за отсутствием состава преступления в их богоугодной деятельности.

Пиком сталинских репрессий стали годы «Большого террора» (1937–1938 гг.).  В эти годы было репрессировано много священнослужителей не только православной церкви, но и руководители различных религиозных организаций и концепций. По приговору «тройки» УНКВД 8 декабря 1937 г. в 22 ч. в Минусинском бору были расстреляны: Скорбилин Алексей Дмитриевич – священник (протоиерей) Абаканской церкви, Олейников Василий Федорович – священник Абаканской церкви, Тарабарин Николай Александрович – староста Абаканской церкви, Свистунов Степан Павлович – из семьи священника, г. Абакан. Приговорами «тройки» расстреляны:

Осуждены к различным срокам лишения свободы (от 3 до 25 лет):

В начале 1930-х гг. решениями «райпятерки» лишались избирательных прав сотни крестьянских хозяйств, которые после этих репрессивных мер выселялись за пределы Хакасии. Среди этой категории было много шаманов.

Только с 01.01.1930 по 01.01.1934 в Таштыпском районе «райпятерки» лишили избирательных прав 487 чел. Среди них 16 шаманов и один монах:

Подобные постановления принимали и другие «райпятерки» районов Хакасии.

С установлением тоталитарного режима в стране установился беспредел.

Правящая партия большевиков проводила политику репрессий и установила геноцид против собственного народа. Все другие партии были физически ликвидированы. Не было оппозиции как в цивилизованных странах.

27 сентября 2005 года Президент РФ В.В. Путин при ответе на вопросы граждан России об этом трагическом периоде страны сказал, что была только одна оппозиция в лице церкви.

13 октября 1918 года Патриарх Московский и всея Руси Тихон обратился с письмом в Совет народных комиссаров: «…Но вам мало, что вы обагрили руки русского народа его братской кровью: прикрываясь различными названиями – контрибуцией, реквизицией и национализацией, – вы толкнули его на самый открытый и беззастенчивый грабеж. По вашему наущению разграблены или отняты земли, усадьбы, заводы, фабрики, дома, скот, грабят деньги, вещи, мебель, одежду. Сначала под именем «буржуев» грабили людей состоятельных, потом под именем «кулаков» стали грабить более зажиточных и трудолюбивых крестьян, умножая таким образом нищих, хотя вы не можете не сознавать, что с разорением великого множества отдель ных граждан уничтожается народное богатство и разоряется сама страна… Не проходит и дня, чтобы в органах вашей печати не помещались самые чудовищные клеветы на Церковь Христову и ее служителей, злобные богохульства и кощунства. Вы глумитесь над служителями алтаря, заставляете епископов рыть окопы (епископ Тобольский Гермоген) и посылаете священников на грязные работы. Вы наложили свою руку на церковное достояние, собранное поколениями верующих людей, и не задумались нарушить их посмертную волю. Вы закрыли ряд монастырей и домовых церквей без всякого к тому повода и причины. Вы заградили доступ в Московский Кремль – это священное достояние всего верующего народа… Выбрасывая из школ священные изображения и запрещая в школах учить детей вере, вы лишаете их необходимой для православного воспитания духовной пищи… к вам, употребляющим власть на преследование ближних, истребление невинных, простираем мы наше слово увещание: отпразднуйте годовщину своего пребывания у власти освобождением заключенных, прекращением кровопролития, насилия, разорения стеснения веры; обратитесь не к разрушению, а к устранению порядка и законности, дайте народу желанный и заслуженный им отдых от междоусобной брани. А иначе «взыщется от вас всякая кровь, праведная, вами проливаемая» (Лк.11, 50) и «от меча погибнете» сами, «взявшие меч» (Мф. 26, 52) («ГУЛАГ: его строители, обитатели и герои». Гонения на Православную Церковь, с. 332–334). Пророческим оказались слова Патриарха Тихона.

«Работа, проделанная отделом реабилитации жертв политических репрессий, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, высветила важную закономерность. Люди, развязавшие репрессии, от них и погибли. Те, кто в первые годы Советской власти организовал террор, погибли в сталинских застенках. Тех, кто их репрессировал, кара закона настигла в пятидесятые годы» («ГУЛАГ: его строители, обитатели и герои». Статистика о реабилитации. Г.Ф. Весновская, пом. Генерального прокурора РФ, с.416).

Через 78 лет государство принесло покаяние за совершаемое беззаконие по отношению к верующим гражданам страны.

Осужденные служители религий реабилитированы, их имена занесены в 2-томник Книги Памяти жертв политических репрессий Республики Хакасия (1999, 2000 гг.) и Книгу «Безвинно расстрелянные» (2004 г.). Мы считаем, что не все честные имена, незаконно пострадавшие от тоталитарного режима, увековечены.

Процесс реабилитации еще продолжается. В Законе Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» началом политических репрессий, произвола тоталитарного государства определен день 25 октября (7 ноября) 1917 года. День, считавшийся началом Октябрьской революции, теперь узаконен как День Примирения и Согласия. Мы должны предать гласности имена всех наших сограждан, пострадавших от собственного государства.