












вх 1990-338
Уважаемые товарищи из Общества Мемориал.
Здравствуйте. Высылаю Вам фотографию с мужа Гаращенко Карпа Авраамовича, биографию которого я вам вручила, когда были на встрече в г. Дивногорске. Это первая в 1950 г карточка, когда он прибыл на Усть-Ману. Вторая когда он строил (бригадирил) дома в п. Брод Маганского с/с Советского Лих. и Усть-Ману.
О себе особенно писать нечего. Всё пережито.
Я Выжчужанина Антонина Иннокентьевна, р. 1923 г. Красноярского края д. Бирюса Советского р-на в семье крестьянина. Отец Вычужанин Иннокентий Николаевич 1927 г. умер. Мать переехала в Овсянку. Рядом с пос. Усть-Мана, где и прошло детсво и до 4х кл. учеба, затем 5-6-7 кл. в г. Красноярске жила в прислугах и училась. После 7 кл вступила в комсомол и лето работала избачом в овсянском клубе, осенью поступила на 11 месяч. курсы по подготовке учителей нач. кл. закончила и работала в Советском РОНО с. Березовка.
Таким образом за 12 лет, как активная общественная комсомолка более 3х лет на одном месте не работала, как тогда говорили «перебрасывали» 3 года в д. Киндяново, 2 года в Овсянской ср. шк. (в войну) с. Лопатино, 2 г. затем там же вступила в члены партии и райком партии назначает завучем детского Есаульского дома. Там я была до 1948 г., родился ребенок. Я перевелась в Скитскую нач. шк. где проработала да 1950 г. здесь я повстречалась со своим мужем Гаращенко Карпом Авраамовичем из-за которого исключили 1 окт. 1950 г. из партии и сняли с учительской работы. НКВД его переводят в Береть, куда поехала и я работала 6 лет счетовод-кассир по тайге из Маганска возила зарплату рабочим часть 2х участков (Урман и Брод).
В 1957 г. переводом мужа перевели в Усть-Ману где мы построили избушку в
которой живем до сих пор. Е не разу не ремонтировали она наполовину сгнила т.к.
муж вот уж 11 лет как парализован, прошел все муки ада и сейчас новые болезни
навязались. Я же еще после счетной работы еще работала в школе Усть-Мана 20 лет.
Итого в школах края 32 г. и счетоводом 6 лет. Сейчас на пенсии. Была 2 сына,
обоих похоронили. С нами никого нет. Живем Усть-Мана, --- адрес--
С уважением к Вам А.И. Вычужанина и К.А. Гаращенко
Сердечное спасибо за вашу работу а также работникам ред. газ. «Красноярский
комсомолец».
Я очень жалею что эту газ. не могу выписать – опоздала. Возможно будет что
напечатать с муже хотелось бы иметь.
И еще.
Возможно кто-либо приедет к нам
--- Красноярск --- адрес --- Гаращенко. Он был бы рад.
14/XII
7 дек. 90 г Усть-Мана
Воспоминания
Биография Карпа Авраамовича рождения 1908 г. 8 июня Украинская ССР Житомирская область село Почуйки (по старому Романовская волость, Скверский повит Родился в семье крестьянина.
Детство прошло до 7 лет в селе. С 7 лет был определен к помещику пасти скот (коров, нетелей), которых было огромное количество у помещика Терещенко. В 1916 г. начал работать на поле. За мной были закреплены 4 вола «Соловей», «Голубь, «Цапог» «Цветок» запрягал их, управлял ими. Они закреплены только за мной на всё лето и осень. Работал что заставляли пахал, возил навоз, обрабатывали на волах поле (кремеровали) рыхлили.
Всё это было до революции. В феврале 1917 г. скот разобрали, помещик не явили он жил то в городе, то за границей. Его звали «сахарным королем» Было у него 74 имения, закреплены 74 деревни. Когда совершилась революция мне было 9 лет. Помню как через наше село шли солдаты вглубь России на восток. Сначала шли немцы, за ними поляки, чехи модяры (*мадьяры), французы, зеленый ???, ??? Деникины и Махно. Помню бой в нашем селе, как раз на Масленку. В селе стояли петлюровцы, а их выбивали большевики, под руководством Котовского который у моего дядьки стоял на квартире. Солдаты были подстрижены под машинку, это заставила его жена, она была медик. Большевики шли за Петлюрой следом. Петлюра все армии подбирал, выпускал свои деньги. Петлюра в Казатине – узловая станция разгромил немцев, казаков распустил по домам. Были казаки с Украины донские, кубанские. Он их мобилизовал он их и распустил, т.к. они начали гулять людей грабить. Петлюра сказал что землю не надо брать, а раздать крестьянам, зачем постройки уничтожать. Когда колхоз организовывался то нема куда скота сгонять. Он так же сказал кто хочет идти со мною идите, а остальные по домам. Он забрал много золота и уехал поездом за границу во Францию.
Землю раздали крестьянам. Отец всю жизнь проработал у помещика, имея свою землю, которую пахали, сеяли и собирали урожай. Детей нас у отца с матерью было четверо. До 1923 г. лишнее зерно продавали, т.к. денег не было, то за хлеб все меняли на вещи. В 21925 году отец умирает сестра выходит взамуж и мне пришлось заниматься сельским хозяйством хлебопашеством помогать матери, брату, сестре. Одна сестра умирает. 1923 г. вышел твердый рубль, жить стало легче. А в 1928 г. прошла «метелка» выгрузили весь хлеб государству сказали. 1929 г. началась организация колхозов. У нас же в селе колхоз организовался 1930, я был крестьянином – в 1930 г. призывался в Красную Армию, служил в Киеве 2 года в связи. В 1932 г. Был демобилизован и обратно работал в колхозе простым крестьянином на мельнице.
В 1939 г. 1 сентября был призван в действующую Красную армию и участвовал с 17 по 28 сент в освободительном походе Красной Армии в дивизии им. Щорса в западную Украину, Белоруссию. Установили границу и повезли на Советско-финский фронт, где пробыл с 9 декабря 1939 г. по 15 января 1940 г., попал в плен 7 января. В плену был недолго. 17 апреля 1940 г. был обмен пленными и я был на своей территории. В 1940 10 июня судили в г. Иванове Московским военным трибуналом ст. 58-4, 58-10 ч.т. Указ РСФСР. В Иванове пробыли две недели, отвезли до Москвы, а потом повезли на север Котлас-Воркута. Всю дорогу пешком до Котласа. Из Архангельска пароходом привезли в Нарьян-Мар, чистили, готовили площадку для аэродрома, посадили в баржу и везли двое суток по реке Печора. В Печору впадает речка Уса по ней ходили пароходы, вода спала, пароход не идет, баржа тоже нас высадили на берег в лесу. Дали на троих ношу куль сухарей а под конец выгрузки на троих два куля (кули были бумажные. Шли пешком до самой Абези. 26 августа пошел снег и мы спали в снегу. Одежда была пилотки, летние брюки, и военные телогрейки. Переночевали, а утром катером переправили на другую сторону р. Уса. В это время на севере ночь. Начали работу: укладывали шпалы, ложили рельсы, закрепляли их, с баржи разгрузили паровоз. Провели рельсов с км и раскочегарили паровоз. И он пошел.
Здесь сбежались коми, они никогда не видели паровоза. Так мы ложили шпалы и
рельсы. И нас перебрасывали дальше строить железную дорогу. Построили конвою
жилье и себе начали строить. Поставили жерди, обложили мохом. Вот и жилье.
А пол делали из жердей, а спали на жердях жилье назывались бараки. Кругом дует,
холод. Была железная печка, привезли ее и топили. Был около нее дежурный –
дневальный. Так мы жили всю зиму, часто болели и умирали. Весной собрали вместе
две колонны в каждой числилось по 250 человек. Из 500 человек нас доходяг
осталось 70 чел. Остальные остались в снегу, где замерзали и умирали от
недоедания, холода и болезней от цынги. Хоронили так: снег разгребут укладывали
в гроб, там оставляли тело, а коробку обратно везли для следующего покойного.
Питание было очень плохое. Приехала комиссия из Москвы, писали на бересте –
дошло до Москвы. После этого стали давать питание крупу, консервы, сахар, а то
ничего не давали, кроме двух котелков ржаной муки на 250 человек. Если первый
пойдешь получать, то получишь воду с овсюками. Как позднее выяснилось
расхищались продукты. Позднее главарей этих расстреляли. Начальник колонны из
двух собранных колон был говорят из пленных комбат фамилию я не помню он
старался для заключенных, искал продукты, требовал, ездил в отделение каждый
день, чем кормить и добивался. Благодаря ему мы ожили. Для лечения хвоя была
наварена в бочке от цынги.
Были все истощенные. Позвоночники высыхали, кожа да кости. Отправили нас в
лазарет Центральный лазарет ГУЛАГА. В лазарете пробыли всё лето. Стали немного
поправляться. Питание стало лучше хлеб хороший иногда давали простоквашу. Это
лагерь был в 72 км от Саратова. Привезли сюда 7 ноября в лазарет, а выписали 9
мая 1944 г.
После лазарета работали в совхозе перебирали овощи. Затем переводят на другой
участок в Сталинград. Кругом все разбито. Нужно было восстанавливать. Работали
мы около тюрьмы называлось место Красный двор. Работали кто в столярке, слесарке
а я работал в столярке. Делали двери, окна, счеты, парты для школ. В Сталинград
приехали в 1946 г а увезли обратно на Инту осенью 1948 г. Здесь я сильно болел
малярией. Привезли в Коми ССР на Инту. Жили в бараках, гоняли на работу. Кто в
шахте, кто сверху работал. Я работал на осушке озера, надо было вручную ковать
кювет, выпускать воду, убрать мох, очистить площадку для угля. Выпустили воду,
она ушла, затем делали помещение под продукты, а потом поставили дневальным в
бараке. Заключенные работали в шахте, были там и вольнонаемные. Пока они придут
надо было натопить в помещении. В бараке 28 человек, наносить воду в бочки, чтоб
плита была горячая. Топили углем. Я был очень слаб, работа была тяжелая, надо
было справляться. Потом вместо меня поставили 25-игодичника (срок) с Украины он
был. А меня отправили делать кирпичи на кирпичный завод, где переделывали и
выпускали 1 миллион 20 тыс. шт. в месяц. Вот отсюда я освободился в 5-ОЛП.
Посадили в вагоны и везли 34 дня до Красноярска в тюрьму.
Распределили кто куда, одних на север, а меня с товарищами на Усть-Ману в ссылку. Прибыли на Ману 14 авг. 1950 г. сказали на 5 лет. Стали строить инвалидный дом, и строительством домов на Мане. Здесь я встретил свою жену с которой живу сейчас её из-за меня исключили из партии и сняли с учительской работы, пропал стаж 6 лет, отправили нас в Береть Маганского с/с. В Советский леспромхоз. Прожили там 6 лет, работал на строительстве плотником, бригадиром, строили лежневые дороги в лесу. Затем перевели на Усть-Ману, где работал плотником, бригадиром и последние годы мастером пилорамы. Под моим руководством бригады построен клуб У-Маны, сберкасса и много домов, и перед пенсией работал на пилораме заведовал этой пилорамой и в 1960 г. ушел на пенсию. Сколько я не просил начальника перевести меня плотником, чтоб получать побольше пенсию, так и не отпустил. Зарплата была 70 рублей так как образование 2 класса. Пенсия была все годы 82 рубля. Это благодаря еще премиальных и разных доплат.
Когда началась война то пайка хлеба была 600 г от выработки нормы. Если сделать 110% по толучишь 1 кг 200 г а вечеромсуп из ржаной муки на 500 чел 2 котелка. Приварку никакого и хлеба не хватало.
Записала со слов жена Гаращенко Карпа Авраамовича Вычужанина Антонина
Иннокентьевна.
Инд. Усть-Мана, --- адрес ---
Сейчас он очень тяжело болен, получил документ о реабилитации
1. удостоверение №14 17 апр. 1990 г., г. Дивногорский горисполком
2. удостоверение участника войны серия Г №779395 28 авг. 1990 г. Дивногорский
горвоенкомат Красноярского края.
3. инвалид I группы справка сер. ВТЭ-34 №018490 от 20/XI-90 г.
Только бы жить, но дни его сочтены.
Наш адрес Красноярск ---адрес--- Гаращенко Карп Авраамович жена Вычужанина
Антонина Иннокентьевна