












вх 1990-387
Мой отец, Бревнов Яков Егорович, был демобилизован из действующей армии после ранения в 1944 году. По совету знакомых устроился работать в лагерную охрану – это в Мариинском районе Кемеровской области. Сначала работал на лагерном пункте № 1 (это примерно в 50 км от Мариинска), а затем на 2-м и 3-м отделениях – это всё рядом.
Сначала, примерно до 1953 г, лагеря были раздельными, и отец работал в охране политического лагеря. Сочуственно относился к заключенным, многие называли его «дядя Яша» Случалось, что за это его наказывали как по партийной, так и по служебной линии.
В посёлке врачей не было, поэтому меня приводили в санчасть лагеря (это в
зоне). Я помню, что в лагере было удивительно красиво, были разбиты большие
клумбы, росли цветы.
В начале 50 х г.г. лагерь уголовный и политический обединили. Отец рассказывал,
что после этого в лагере начались беспорядки, жестокое отношение к
«политическим» со стороны уголовников, были даже жертвы.
Из рассказов отца помню, что «политические» устроили побег на 4-м отделении. Бежали группой через подкоп, который готовили в течение длительного времени. Эту группу бежавших так и не и поймали, а следующую группу, которая пыталась уйти через этот подкоп, взяли. Отца в числе многих тогда разжаловали то ли до сержанта, то ли до рядового. В какой должности и звании он работал – не знаю, но кажется, что-то вроде командира взвода.
На пункте «Орлово-Розово» (это в нескольких км от 1го л/п) служил в охране политического лагеря Рязванов или Резванов (с его сыном я училась в школе), отличался большой жестокостью, издевался над заключёнными. Отец говорил, что для него это плохо кончится. Так и случилось, пошиб он ужасно, ему прямо в зоне отрубили голову. Убийц не нашли.
Мама рассказывала, что она лежала в больнице вместе с женой Бухарина, приговорена она была к 10 годам.
Родители мои умерли: отец в 1973 году, а мама – в 1989 году.
Зыкова Светлана Яковлевна