Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Письма в Красноярское общество "Мемориал"

вх 1997-074

Здравствуйте, уважаемый Владимир Соломонович!

С колымским приветом к Вам Иван Паникаров, председатель общества «Поиск незаконно репрессированных» из посёлка Ягодное, Магаданской области.

Ваше объёмное письмо я получил 4 апреля, но с ответом задержался, прошу извинить. Дело в том, что с 1 апреля я нахожусь в больнице, но ничего страшного нет, просто весна и обостряется болезнь желудка (я желудочник). Сейчас пишу письмо из больницы. Супруга принесла печатную машинку и я отвечаю на письма.

Огромное Вам спасибо Владимир Соломонович за присланные материалы, за ответы на анкету, карту Красноярского края. Буду надеяться, что наша переписка не прервется. В следующем письме я пришлю Вам данные о некоторых Ваших земляках, отбывавших наказание (незаконное) в наших краях. (В этом письме не могу, так как нахожусь, как писал выше, в больнице на стационаре).

Кроме фамилий Ваших земляков пришлю некоторые издания=книжки о Колыме (на досуге почитаете), а также, если смогу переснять подробную карту лагерей Магаданской области.

К сожалению с Магаданским «Мемориалом», в том числе и Этлисом, я абсолютно никакой связи не поддерживаю. Не «дружим» мы потому, что еще в начале 90=го года я несколько раз писал Этлису и Сандлеру (царство ему Небесное, он умер в прошлом году зимой), но увы, ответов от них не получил. Ну и не стал им надоедать. С Этлисом мы, конечно, знакомы, но не сотрудничаем. Мне практически ничего не известно о деятельности магаданских мемориальцев, разве что о работе на тематику репрессий, которую ведут несколько девчонок в магаданской библиотеке да магаданский писатель Александр Бирюков.

Владимир Соломонович, Вы спрашиваете, почему я печатаю на машинке, а не на компьютере, коль нет у нас проблем с финансами. Да, действительно. Но дело в том, что финансами мы располагаем не «живыми», но есть на нашем счету, всего несколько десятков тысяч рублей. Но имеем договорённость с некоторыми старательскими артелями, которые согласны оплачивать издаваемые нашим обществом книги=воспоминания о Колыме. При предоставлении им договора с типографией, в котором оговаривается стоимость здания, они оплачивают будущую книгу. Поэтому я и пишу, что нужды в финансах не испытываем. А компьютер и ксерокс собираемся приобресте в этом году, на часть вырученных денег от реализации выпускаемых нами книг. К сожалению с никакими грантами мы не общаемся и не имеем представления что собой представляют и где находятся эти организации, хотя кое=что слышали о них.

Владимир Соломонович, в прошлом письме, я Вам, кажется, писал, что собираем мы сведения о тех незаконно пострадавших людях, которые отбывали наказание на территории бывшего треста «Дальстрой» (Магаданская обл., Чукотка, частично Якутия). Сведения об этих людях нам нужны для будущей Книги Памяти, которую, даже и не знаем, когда сможем выпустить. Дело в том, что хочется как больше разыскать бывших колымчан, и, практически, еженедельно в наших списках появляются новые фамилии. Адреса бывших колымчан и их родственников мы просили и у Вас. Но не для того, чтобы съездить к ним, а просто написать и попросить рассказать о их жизни. Это облегчит нашу с Вами переписку в том смысле, что Вам не нужно будет тратить время на расспросы бывших узников Колымы, чтобы потом прислать нам.

Владимир Соломонович, судя по Вашему письму Вы многое знаете о Колыме. Это видно из того, что называете такие поселки-лагеря как Партизан, Речка Утиная, о существовании которых, к сожалению не знают сегодня многие колымчане. Откуда Вам они известны? Напишите, бывали ли Вы в наших краях и в качестве кого -- вольного или заключенного (если были на Колыме).

Да и хотелось бы узнать подробнее о Вас, о Вашем «шефе» как Вы пишете В.Г. Сиротинине, о других активистах общества.

В прошлом письме я писал Вам, что мы планируем в будущем издать книгу о мемориальском движении в России и странах СНГ. Конечно, можно и возразить нам, не согласится с нашими планами, посчитать эту затею невыполнимой, потому что общество наше периферийное, то есть, как бы не имеющее права такую деятельность. Не знаю, может быть в Московском «Мемориале» и ведется такая работа, но мы не располагаем этими сведениями и самостоятельно ведем переписку более чем с тридцатью российскими и СНГовскими «Мемориалами», и многие нашу деятельность поддерживают.

Ведь пройдут годы я о тех, кто занимался восстановлением горькой правды о прошлом нашего народа, забудут, хотя потомки, считаю, должны знать и помнить не только о жертвах беззакония, но и о тех, кто занимался исследованими трагедии России.

Для этого у нас практически есть все основания. Во-первых, как я уже писал выше, нас финансируют, во=вторых, я занимаюсь этой темой восемь лет, кое=что знаю, о чем, и о ком, и как писать; в-третьих сам я журналист районной газеты «Северная Правда»; и, наконец, последнее - располагаю временем, то есть впереди у меня (дай Бог здоровья) по крайней мере не меньше 20 лет жизни. Сейчас мне 42 года.

Вот поэтому я и интересуюсь деятельностью «Мемориалов», тем что ими уже сделано. При наличии достаточных сведений я готовлю материал для книги. Причем ни одна строка не будет напечатана без согласия правления каждого «Мемориала», предоставившего свои материалы нашему обществу. Кроме того, будут включены в издание авторские материалы о том или ином регионе, об открытии памятников, о проведении различных акций и т.д., которые члены того или иного «Мемориала» посчитают нужными для публикации.

Теперь о вопросах, которые Вы задаете в своем письме по поводу некоторых поселков Магаданской области. Существовал на территории нынешнего Ягодинского района прииск «Речка Утиная». Это не одно и тоже, что Стан=Утиный, который существует до сих пор. В карте, которую я Вам все же постараюсь выслать Вы найдете и тот и другой поселки и еще поселок Усть=Утиная. Найдете и прииск «Партизан».

Вы спрашиваете, почему никто от нас не бывает на конференциях в Москве. Дело в том, что Ягодное от Магадана находится более чем в 500 километрах. Чтобы добраться до Магадана на автобусе необходимо заплатить за билет 300 тысяч, с Магадана до Москвы билет на самолет -- более двух миллионов. Сами понимаете, накладно. К тому же не всегда вовремя нам сообщают о предстоящих мероприятиях.

В Сусумане, к сожалению, мемориальская работа ведется не так активно как в Ягодном. В Сусумане я бываю редко, но знаком хорошо с журналистом областной газеты Мухамеджаном Сахиповым (он по Сусуманскому району) по возможности я обязательно ему позвоню и скажу о Вашем предложении. Он немного занимается этой темой.

Вот, пожалуй, пока и все. Да, Владимир Соломонович, с Вашего разрешения и под Вашей фамилией я собираюсь опубликовать в нашей районной газете материалы о некоторых бывших узниках Колымы, о которых Вы прислали сведения. Как, Вы не против?

С Уважением к Вам и активистом Красноярского «Мемориала»

Иван Паникаров

16. 04. 1997г