Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Два дня из жизни Лаврова


Борис Васильевич Лавров —- один из первостроителей Игарки, который многое сделал для развития нашего заполярного города, для изучения и освоения Арктики. Газета уже рассказывала об этом замечательном человеке. Сегодняшняя публикация — продолжение рассказа о его жизни и деятельности.

Как ни спешил Лавров на Диксон, к месту встречи участников Ленской экспедиции, необходимо было остановиться в Игарке. Была получена телеграмма, что не всё благополучно на лесозаводах, особенно с кадрами и дисциплиной. Да и надо было решить окончательно вопрос о строительстве морских причалов и затона. Игарка встретила солнечной, но холодной погодой. Стоял конец июля, а северный ветер доносил холодное дыхание Ледовитого океана. Но до морозов было ещё далеко. Первым на причале встретил Усков, капитан порта, старый моряк.

— Здравствуйте, Борис Васильевич. С приездом. Я рад видеть вас.

— Здравствуйте. Рады видеть, а встречаете с прохладцей, — улыбнулся Лавров, намекая на погоду.

— Надолго к нам?

— К сожалению, всего на два дня. Надо спешить, нас ждёт Лена и Якутия.

— Да-да. Мы слышали, что вас назначили начальником экспедиции. Сегодня сообщили: «Партизан Щетинкин» уже возле Туруханска.
— Ну, что ж. Спасибо. Завтра встретимся на совещании, а сегодня посмотрим город — чем живут игарцы — и надо побывать в совхозе.
Лавров часто бывал в Игарке. Иногда жил и работал здесь подолгу, но в каждый приезд поражался и с радостью отмечал: как быстро растёт город и с каждым днём становится всё красивее. Давно ли на берегу стояла избушка, а теперь на этом месте возвышалось двухэтажное здание речпорта с высокой башней. Сквозь деревья просматривались двухэтажные дома. Весьма эффектно выглядел со своими балконами дом Городского Совета. Через дорогу, напротив, заканчивали строительство дома, тоже с балкончиками и с крышей, которая напоминала застывшие гребни волн. И кругом, куда бы ни пошёл, смолистый запах, который, как волшебный эликсир, снимал усталость и будоражил какой-то неизвестностью.

Вечером отправились на остров. Добирались на деревянной лодке с моторчиком, отчаянно дымившим, но уверенно и громко трещавшим, несмотря на неказистый вид.

Тропинка, вьющаяся мимо ивняка с кое-где возвышающейся лиственницей, вывела в поле, где работали несколько человек, Лавров и его спутники подошли к оживленно беседовавшим М. М. Хренниковой, заведующей опытным сельскохозяйственным пунктом, и И. М. Касьянову, директору совхоза «Полярный». Приветливо спросив у людей об их здоровье, Лавров поинтересовался, как у них идут дела.

— К сожалению, гораздо хуже, чем хотелось бы, — пожаловалась Мария Митрофановна. — Видите, какая скверная погода?

— Ну, ничего. Не отчаивайтесь, Мария Митрофановна. Как я вижу, турнепс у вас выглядит неплохо.

— Да. Хотя и посадили первый год, но думаем снять урожай хороший. И картофель сорта «ранняя роза» лучше выглядит, чем «эпикур».

— А вот по отчётам товарища Касьянова у них результаты гораздо ниже, чем у вас.

— Основная причина — отсутствие удобрений. По нашим землям необходимо не меньше 70–100 тонн навоза на гектар. А мы вносим горстями под клубни. Очень необходимы органические и минеральные удобрения и, конечно, надо разрабатывать торфяники, которых полно вокруг, но для этого нужны сушилки. Совхоз раскорчевал 90 гектаров, а под посевы использует только четверть земель из–за отсутствия удобрений.

— Ну, что ж. Будем заниматься этими вопросами. А вас, товарищ Касьянов, могу порадовать. Вам отгружены сорок коров-ярославок. Надо улучшать породность стада и повысить удойность коров. Мы обязаны горожан обеспечить молоком.

Возвращаясь назад, в город, Лавров много думал о развитии совхоза. Создавая индустриальный город за Полярным кругом, с быстро увеличивающимся населением, необходимо было думать о хлебе насущном. Надеяться на завоз продуктов только извне было бы неправильно. Он был уверен, что такие продукты, как мясо, молоко, яйца, и овощи, вполне можно производить здесь, на месте. В то же время вполне сознавал, какое это непростое дело. В сущности, ещё не было опыта земледелия в Заполярье. Конечно, читал, что в 1826 году купец из г. Березова посеял несколько десятин различных хлебов и получил неплохой урожай. Также было известно, что скопцы, проживающие в станке Ангутиха на Енисее, ещё в середине прошлого века успешно выращивали различные виды овощей.

Но всё это были мелкие опыты. А надо было создать совершенно иное — мощное, рентабельное и устойчивое сельское хозяйство, способное прокормить многих людей. Город-то вон как рос...

Утром в управлении Игарского морского порта состоялось совещание, на котором обсуждалось строительство затона и постоянных морских причалов. Если о строительстве причалов решение было принято довольно легко, то по второму вопросу разгорелись жаркие споры. Докладчик, инженер Н. П. Соколов, отметил, что для устройства затона (защищённая акватория для судов — А. Д.) существует два варианта: либо сделать искусственное устройство в береге протоки в районе Медвежьего лога, либо перегородить протоку дамбой.

Было принято решение: взять за основу вариант строительства затона в Медвежьем логу и с 1934 года начать также строительство морских причалов.

После совещания Борис Васильевич пошёл прогуляться на своё излюбленное место на крутой берег, где протока была как на ладони и далеко-далеко просматривался Енисей. Широкие дали, открывавшиеся взору, как бы открывали простор для мыслей. Здесь Лавров встретил художника Рыбникова, спутника по экспедиции. Он сидел на огромном валуне с альбомом на коленях. Художник стал восторженно рассказывать о красотах природы. В ответ Борис Васильевич сказал:

— Вы, художники, увлекаетесь сочными цветами, расписывая север. Эти края, как и суровая погода, чаще имеют бледные тона. И только как контраст — белые снега зимой и мгновенная буйная зелень летом. Самое прекрасное, я считаю, — люди. Пройдёт немало времени, и ты увидишь, как тут вырастут каменные дома, пролягут широкие улицы, построятся великолепные дворцы и театры и ещё многое-многое, необходимое людям.

...Самолет, разогнавшись на воде, легко взмыл в небо и, сделав круг над городом, взял курс на север. Впереди были ещё долгие и трудные, и вместе с тем радостные годы труда.

Публикацию подготовил А. Даутов.

Коммунист Заполярья, № 144, 3.12.1987.


/Документы/Публикации/1980-е