Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Живая легенда



Первый паровоз из ворот эвакуированного в Сибирь завода из Брянска вышел в 1943 году и его решено было отогнать в Москву. Начальник депо предложил это сделать машинисту Василию Амосовичу Герцику.

В. А. Герцик, не побоюсь этого слова, – живая легенда локомотивного депо. Каждому, кто приходит либо устраиваться на работу, либо в музей, рассказывают о той памятной поездке в Москву, о машинисте, который своим ударным трудом завоевал это право.

Не было никакого груза, только специальный вагон, в котором ехал нарком тяжёлого машиностроения Сабуров, да теплушка, где отдыхали машинисты. Путь до Москвы не был прямым: заезжали на интересовавшие наркома заводы. Наконец прибыли в Коломну, где жили неделю.

Василий Амосович родился в Нижнеудинске в 1911 году. В 1928 году закончил ФЗУ при главных железнодорожных мастерских Красноярска, начал работать слесарем. В сентябре 1930 пришёл в депо, где три года был помощником машиниста. В довоенное время за кривоносовскую работу на транспорте был награждён значком «Ударник сталинского призыва», позднее удостаивался званий «Отличный паровозник» и дважды «Почётный железнодорожник».
Итак, он попал в комсомольско-молодёжную колонну, которой руководил Иван Сысоев, а в 1933 году впервые поехал машинистом. Когда Сысоева отправили на учёбу, остался за него.

Из Коломны прибыли в Москву, где жили неделю. Никаких развлечений позволить себе сибиряки не могли – война. Побывали на трофейной выставке в Сокольниках: немецкие танки, самолёты, штандарты. Удостоились приёма в министерстве. Разговаривали с наркомом путей сообщения Л. М. Кагановичем.

… Василий Амосович поехал машинистом, но до этого он должен был наработать помощником 50 тысяч километров, а уж потом на повышение… Таковы правила.

-- Работали здорово, – вспоминает В. А. Герцик. – Выдвинули в 1936 году инициативу: провести показательный поезд от Мариинска до Тайшета. Проехал плечо – меняешься, идёшь в теплушку, отдыхать. К сожалению, нас не поддержали, и такой рейс оказался единственным. Конечно, трудностей было много, но народ держался.

Осталась у Василия Амосовича память и о приёме на даче наркома Сабурова, где, несмотря на войну, было на столе такое, что простым людям и не снилось, об именных часах с надписью «Участнику постройки первого паровоза». Л. М. Каганович сказал: «На этом паровозе поедем в Берлин».

Затем грузили запасные части, прицепились к другому паровозу и назад, в Красноярск.

-- Интересной была комсомольская работа, – рассказывает В. А. Герцик, – часто проводились собрания, на которых разбирали важные вопросы. Я был вожаком комсомольской колонны. активно участвовали мы в агитации и выборах 1937 года…

1937 год кажется обошёл Василия Амосовича стороной, однако рядом исчезали люди и не заметить этого было невозможно.

-- Машинист приезжал, его снимали с паровоза и больше мы его никогда не видели. Помню ещё. Сдавал как-то машинисту-инструктору Уколову пробную поездку. А когда его забрали, он выбросился из окна. За что его арестовали?

Война застала В. А. Герцика в Новосибирске, где он с товарищами находился на курсах повышения квалификации.

-- Помощниками были мальчишки, – рассказывает В. А. Герцик, – которым бы ещё в школу бегать да по улицам гонять. Но что было делать, если зимой даже заместитель наркома помогал выталкивать замёрзшие паровозы. Цепляли лишний вагон, чтобы увезти больше. Возили до 1050 тонн. В 1943 году В. А. Герцик без кандидатского стажа был избран в члены ВКП(б).

До 1948 года работал на грузовом, потом перешёл на пассажирский транспорт. Сейчас паровоз, на котором Василий Амосович долгое время трудился, находится в Новосибирске, а на Привокзальной площади стоит «Серго Орджоникидзе», на котором он ездил в Москву. Вот только отношение к паровозу у жителей города неважное (об этом мы уже сообщали в одном из своих материалов). Нельзя забывать о том, что значит для нас «Серго».

В 1967 году Василий Амосович Герцик вернулся из последней поездки. На груди его сияли орден Трудового Красного Знамени, медали «За трудовую доблесть» и множество других. По труду и награды, но мы помним В. А. Герцика как машиниста, в далёком 1943 году проведшего паровоз «Серго Орджоникидзе» из Красноярска в Москву.

С. Иванов.
Красноярский железнодорожник, № 118, 11.10.1988.


/Документы/Публикации/1980-е