Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Полоса, где взлетают "яки"


Это письмо не носит категоричный характер. Мы написали его с целью изучения мнений тех людей, которые в той или иной степени знают о событиях тридцатых годов.

Ачинск не миновали жернова геноцида, машины уничтожения собственного народа, изобретенной Сталиным и его окружением для "усиления классовой борьбы". С теми жертвами, кого "тройки" и особые совещания НКВД приговаривали к девяти граммам свинца, старались разделаться на месте. В подвалах ачинской тюрьмы "пробочники" (это прозвище в кругу невинно осужденных пошло от одного из палачей, который впоследствии долгое время работал инкассатором в банке, - больше о нем ничего не известно) методично выполняли свою будничную работу - приводили приговоры в исполнение. Каждую ночь в овраги и карьеры в окрестностях города уезжали повозки с трупами. В район нынешнего аэропорта вывозили живых: здесь их расстреливали и хоронили. Район аэропорта, а также бывшие карьеры по Красноярскому тракту и район нынешней автозаправочной станции как место расстрелов и захоронений указывают многие ачинцы.

Ныне покойный Рязанов, работавший сторожем в детском саду в деревне Малиновка, вспоминал, как в 1937-1938 годах он возил трупы от здания НКВД в район шахт. Факты расстрелов в Ачинске подтверждает Татьяна Степановна Коренева, бывшая узница городской тюрьмы, где был расстрелян ее отец. В архиве ачинского общества "Мемориал" это пока единственный документально подтвержденный факт. О расстреле отца Т.С.Коренева узнала в КГБ совсем недавно - в феврале 1989 года. Но она хорошо помнит, как сама убирала подвальные камеры: там приходилось соскребать лопатами с пола кровяной кисель казненных. А вот еще факты.

В 1976 году, когда на местные воздушные линии вышло новое поколение самолетов "Як-40", было принято решение о продлении взлетной полосы аэродрома. Для ее бетонирования необходимо было снять грунт, для чего были отправлены мощные бульдозеры из управления механизации. "После ножа бульдозера на поверхности свежесрытой земли обнаружили обрывки шинелей, воротники от косовороток, нижнее белье. Были найдены даже упаковки из-под махры с датой 1937 года", - вспоминает инженер Г.Н.Андросенко. Заведующий гаражом А.Г.Почупенко рассказывает: "Когда пришли на место работ, то увидели остатки валенок, сапоги, в сапогах - истлевшие кости. Вокруг было поставлено оцепление". Еще один свидетель, пожелавший пока остаться неизвестным, рассказал, что бульдозер вскрыл остатки нескольких трупов. Он нашел на месте захоронения спички с датой выпуска 1935 года.

Интересные факты сообщил один из бывших руководителей служб аэропорта. Останки вместе с землей столкнули в ближайшие карьеры. Прибывшие на место руководители города и представители служб МВД и КГБ быстро "определили": колчаковщина. Что под этим подразумевалось: колчаковцы или их жертвы? Но ведь на месте захоронения были найдены обрывки пачек от "Беломорканала". Известно, что эти папиросы впервые были выпущены в 1933 году табачной фабрикой имени Урицкого в ознаменование окончания грандиозного строительства, унесшего жизни тысяч советских людей.

Иосиф Дмитриевич Перегуд указал на другое место захоронения в том же районе. Шофер, возивший глину на керамзитовый завод в 1971 году, рассказывал и показывал ему из машины карьеры на девятом километре дороги Ачинск-Красноярск, где при начавшихся разработках обнажились кости и черепа, в затылочной части которых хорошо были видны дырочки от пуль.

Конечно, это далеко не все факты. У нас имеется ряд устных свидетельств: люди, преодолев страх, идут в "Мемориал", чтобы сообщить обо всем, что видели своими глазами. К сожалению, эти глаза - единственный пока "документ". Других бумаг, подтверждающих эти факты, нет... Но ведь где-то они хранятся! Да, органы КГБ и МВД много делают для того, чтобы стали известны имена, события, факты. Это трудная, кропотливая работа; многие архивы перепутаны, попорчены, частью уничтожены или потеряны. Поэтому с большим вниманием надо относиться к фактам и свидетельствам, которые удалось найти "Мемориалу", и, ухватившись за эти тончайшие живые нити, искать документы, извлекать их на свет. Но чаще всего мы слышим в ответ: "Ищите, ищите, поможем..." Но способны ли дилетанты заменить профессионалов? Годы идут, и теряется безвозвратно то немногое, что удалось найти энтузиастам. Почему бы не объединить наши усилия? Тогда мы сможем точно назвать захоронения жертв сталинских репрессий, и люди установят там памятные знаки, принесут на безымянные могилы букеты цветов, зажгут над погибшими свечи.

Л. ЗАПОЛЬСКАЯ, член городского отделения общества "Мемориал";
Л. ОРЛОВСКИЙ, внештатный корреспондент газеты "Ленинский путы"
г. Ачинск

Красноярский рабочий 18.11.89


/Документы/Публикации 1990-е