Процесс над диверсантом Багно


ПАМЯТЬ

Начало 1937 года. В Москве «разоблачены и уничтожены» Пятаков, Радек, Сокольников и многие другие. Всколыхнуло всю страну. Повсюду прокатилась волна маленьких процессов, на которых разоблачались «троцкистские бандиты и диверсанты». Не обошла эта волна и нашу дорогу: повод появился — подходящие люди нашлись.

Газета «Красноярский железнодорожник» 17 февраля 1937 года дала фрагменты стенограммы судебного процесса над дежурным по станции Ачинск-2 Багно и другими. Пятьдесят с лишним лет назад. Сегодня эта публикация представляет для нас интерес как исторический документ, а может быть, и как нечто большее... Мы решили не комментировать найденную стенограмму, а опубликовать в том виде, в каком ее прочитали железнодорожники тридцать седьмого.

Необходимые пояснения: в тексте упоминается Мирский, который был в то время начальником дороги. Над ним также нависли тучи, но вот о дальнейшей его судьбе можно только догадываться...

В ночь на 28 января на станции Ач инс'к-2 произошло крушение с товарным поездом № 1002.

Произведенным следствием установлено, что бывший дежурный по станции Багно, враждебно настроенный к партии и Советской власти, совершил диверсионный акт. В 23 часа 13 минут Багно получил по телефону извещение от дежурного по разъезду Улуй о выходе в Ачинск-2 поезда № 1002. После того, как был приготовлен маршрут для приема поезда, Багно в целях вредительства отдал распоряжение стрелочнику второго поста Кухаренко разобрать маршрут. По его указаниям следовало переставить с контрольного поста паровоз 717—03 под поезд 901 и пропустить с экипировочного пути паровоз 712—94 по стрелкам второго поста № 2. 4. 6. 8 10, через которые должен был проходить приближавшийся к станции поезд N° 1002.

Машинист Афанасьев получил распоряжение от дежурного по депо Ачинск-2 Кулаковского принять стоящий под экипировкой паровоз, передоверил прием паровоза своему помощнику Медведеву.

Не имея прав управления паровозом, помощник машиниста Медведев выехал с экипировочного .пути на стрелку N5 2 навстречу прибывающему поезду.

Машинист поездного паровоза 684—78 Долотов, не доезжая 200 метров до семафора, заметил, что семафор закрыт, и все же проехал его со скоростью 15 километров. Долотов имел все возможности, но не принял мер к остановке поезда и врезался в паровоз 712—94, стоящий на стрелкее.

Вследствие крушения выведены из строя 2 паровоза, разбито 2 груженых вагона. 8 вагонов повреждены и разрушено 150 метров пути. Транспорту этим крушением причинен колоссальнейший убыток. Кроме этого, в день крушения на участке в течение 12 часов было прервано движение поездов.

10 февраля в переполненном зале железнодррожного клуба станции Ачинск-2 выездная сессия Военного Трибунала дороги разбирала дело о крушении 28 января, организованного с диверсионной целью врагом народа вредителем Багно.

Состав суда: председательствующий, председатель Верховного  Трибунала дороги тов. Моисеев, члены суда тт. Аутко, Сизов. Обвинение поддерживал прокурор дороги тов. Сапожников.

Председательствующий обратился к подсудимым с вопросом, имеют ли они отводы против состава суда. Обвиняемые не имеют отводов.

Разъяснив подсудимым их права и обязанности,  председательствующий тов. Моисеев  зачитывает обвинительное заключение. Затем суд переходит к допросу обвиняемых.

ДОПРОС ПОДСУДИМОГО БАГНО

Товарищ Моисеев: Скажите, из какой семьи вы происходите?

Багно: Я родился в кулацкой семье. Семья жила в селе Горбы Березовского района Красноярского, края.

Моисеев: Какое у вас хозяйство было до раскулачивания?

Багно: Крепкое хозяйство — дом, амбар. 5 лошадей. 3 коровы. стадо овец. 15 десятин земли, сельскохозяйственный инвентарь.

Моисеев: В годы раскулачивания?

Багно: Я с отцом уже  не жил.

Моисеев: Как же. ведь сельский двор неделим?

Багно: В 1933 году отца лишили избирательных прав, а я с 1930 года с ним не живу.

Моисеев: Кого еще из семьи лишили прав?

Багно: Мать и отца.

Моисеев: А сейчас они восстановлены в правах?

Багно: В 1935 году я ездил за справкой, говорили, что родители уже восстановлены в правах.

Моисеев: Вы писали в документах, что происходите из кулацкой семьи?

Багно: Меня об этом никто не спрашивал.

Моисеев: Как же не спрашивали? В анкете для поступающего на железнодорожный транспорт есть специальный пункт об этом.

Багно: В анкете я написал — середняк-колхозник.

Моисеев: На самом деле родители ваши в колхозе?

Багно: Их исключили из колхоза и лишили прав за вредительство.

Моисеев: Вы давно работаете на транспорте?

Багно: С 1934 года.

Моисеев: А в должности дежурного по станции?

Багно: С февраля 1936 года.

Моисеев: В армии служили?

Багно: Нет.

Моисеев: Член профсоюза?

Багно: В профсоюзе с 1935 года, в комсомол пробрался на год раньше, исключен в связи с настоящим делом.

Моисеев: Правила технической эксплуатации изучали?

Багно: Сдал экзамен на «отлично».

Моисеев: Взыскания имеете?

Багно: Одно взыскание за разрез стрелки.

Прокурор: Родители с какого года в колхозе?

Багно: С 1932 года. А в 1933 году их исключили из колхоза. Я говорил об этом.

Прокурор: Сыновья жили вместе с отцом?

Бггно: Нет.

Прокурор: Кто же обрабатывал землю?

Багно: Думаю, понятно, кто.

Прокурор: Почему вы скрыли свое происхождение?

Багно: С корыстной целью.

Моисеев: (Снова обращаясь к Багно). Поощрения имеете?

Багно: В 1935 году получил благодарность от начальника Красноярского отделения и денежную премию. премировался за хорошую учебу на курсах ДСП, в этом году уже два раза премирован.

Моисеев: Расскажите, как вы организовали этот диверсионный акт?

Багно: Я не признаюсь в том, что я совершал это крушение как диверсионный акт.

Моисеев: Как же вы подписали свое заявление об этом на предварительном следствии?

Багно молчит.

Моисеев: Все же расскажите суду, как произошло крушение?

Багно: Диспетчер ужурского отделения Князев отдал мне распоряжение о том, чтобы в 23 часа 53 минуты я отправил из Ачинска-2 поезд № 901, а в 23 часа 50 минут должен был прибыть из Улуя поезд 1002.

Когда запросился из Улуя поезд я отдал распоряжение младшему стрелочнику Кухаренко о приготовлении маршрута. Одновременно считал, что успеем прогнать по этому пути паровоз, стоявший на контрольной и предназначенный под поезд 901, а с экипировочного думал прогнать паровоз под депо.

Моисеев: Прогнать паровозы по тому маршруту, что был приготовлен для приема поезда?

Багно: Да. Я считал, что успею — решил прогнать.

Моисеев: По Правилам технической эксплуатации это разрешается?

Багно: Нет. По правилам я должен был за 10 минут до прихода поезда прекратить маневры на. станции.

Моисеев: Вы не признаете себя виновным в контрреволюционных действиях, а зная Правила, сознательно нарушали их. В каких целях?

Багно: В это время мне не пришла в голову мысль, что маршрут нельзя ломать.

Моисеев: Это неверно. Вы знали, что прибывающий поезд шел по трудному профилю — под уклон, вы приготовили паровозы для столкновения. Почему вы это сделали?

Багно: Это просто спешка, халатность.

Прокурор: Станция Ачинск-2 в сутки пропускает 2—3 поезда, какая может быть спешка? Причина этого находится внутри вас.

Багно молчит.

Моисеев: Почему долго скрывали, что отец раскулачен, и пришли на транспорт с поддельной справкой?

Багно: Думал, что иначе не примут на работу.

Прокурор: Боялись, что за вами будут следить?

Багно молчит.

Член суда: Когда приготовлен маршрут, могут ли быть изменения?

Багно: Нет. Я не давал распоряжения об открытии семафора, а велел приготовить только стрелки.

Член суда; Разве будет полный маршрут, если стрелки готовы. а семафор закрыт?

Багно молчит.

Моисеев: Вам известно, что всякое нарушение правил ведет к крушению?

Багно : Я ««ал/.

Прокурор: Вы руководили маневрами и перегоном паровозов?

Багно: Это было необязательно.

Прокурор: Даже в тот момент. когда прибывает к вам поезд?

Багно долго не сознается в своей контрреволюционной деятельности, пытается уйти от прямого ответа, изворачивается, как змея. Но, припертый перекрестными вопросами суда, вынужден сознаться: припертый фактами, я решил сказать суду правду. Крушение 28 января есть диверсионный акт, мною лично совершенный.

Моисеев: До этого у вас бы¬ли такие же случаи?

Багно: Нет.

Моисеев: Почему же раньше хорошо работали?

Багно: Пыль в глаза пускал.

Моисеев: У вас был разрез стрелки. Почему это произошло?

Багно: Эта стрелка № 2 объединяет все разветвления путей западного конца. Я отдал такое распоряжение о ,маршруте, чтобы пустить паровоз в разрез. Этим я хотел парализовать движение поездов.

Прокурор: После крушения на сколько часов парализовано движение?

Багно: Движение было прервано в течение 12 часов.

Моисеев: Вопросов нет.. Вызовите для допроса свидетелей — стрелочников Кухаренко и Стрельникову.

ДОПРОС СВИДЕТЕЛЕЙ КУХАРЕНКО И СТРЕЛЬНИКОВОЙ

Моисеев: Свидетель Кухаренко, находясь на посту, вы получали задание на приготовление маршрута?

Кухаренко: Да. Но я приготавливал только стрелки. Семафор не открывал.

Моисеев: Почему только стрелки?

Кухаренко: У нас всегда так было — маршрут готов, а семафор не открываем.

Моисеев: Вы сдавали экзамен по ПТЭ?

Кухаренко: Нет. Я ничего в железнодорожном деле не знаю.

Моисеев: Кто проверял, как вы приготовили маршрут и кому отдавали ключи?

Кухаренко: Ключи у нас не отбираются и маршрут не проверяют.

Моисеев: Где был старший стрелочник Шкред?

Кухаренко: Он уходил куда-то.

Моисеев: Где была в это время стрелочница Стрельникова?

Кухаренко: Мы приготовили с ней маршрут и производили маневры.

Моисеев: Маневры? Вы же стрелочники?

Кухаренко молчит (В зале смех).

Моисеев; (Обращается к Стрельниковой). Расскажите, вы сдавали зачет по Правилам?

Стрельникова: Нет, я ничего не знаю.

Моисеев: Как же не знаете? Вы с Кухаренко были как воск в руках классового врага. Вы выполняли его предательские распоряжения.

Стрельникова: Маршрут был приготовлен для поезда, а Багно велел прогнать паровозы.

Моисеев: Вы, по сути дела, являлись соучастниками в осуществлении вражеского замысла. Почему вы подогнали паровоз под стрелки?

Стрельникова: Мы всегда так работали: когда хотели, тогда и пропускали поезда, паровозы.

Прокурор: Мне известно, что Стрельникова два раза сдавала экзамены на ПТЭ. Почему она скрывала это?

Моисеев: (Обращается к Стрельниковой). Вы из какой семьи?

Стрельникова молчит. потом отвечает, что происходит из кулацкой семьи.

Дальнейшим допросом выясняется, что Кухаренко и  Стрельникова — выходцы из классово-чуждых семей, прикинувшись простачками, пытались запутать дело, выгородить себя.

Прокурор тов.Сапожников доводит до сведения суд, что следствие по делу  Кухаренко и Стрельниковой, которые являются пособниками диверсанта Багно, будет продолжено. и просит их удалиться из зала.

ДОПРОС ПОДСУДИМОГО АФАНАСЬЕВА

Моисеев: Расскажите, как разбили ваш паровоз?

Афанасьев: Прибыл напарник Булохов, поставил паровоз под набор угля и попросил смену. Я явился к дежурному по депо, на паровоз послал помощника Медведева, но ехать без меня не разрешал.

Моисеев: Какой же вы машинист, когда доверили паровоз лицу, не имеющему прав управления? (Обращается к подсудимому Медведеву.) Афанасьев вам часто доверял паровоз?

Медведев: Часто, в этот раз я подъехал под депо, давал свистки, но Афанасьев не вышел.

Прокурор: По какой «инструкции» разрешалось передоверять паровоз?

Афанасьев: По старой традиции.

Моисеев: По старой традиции и разбили паровоз.

Прокурор: Подсудимый Афанасьев, за последние два года у вас было 14 случаев расплавления подшипников.

Афанасьев: Подшипники плавились, потому что бабит был плохой.

Моисеев: Это гнилая теория. Кто ваши родители?

Афанасьев: Отец работал на транспорте, я тоже работал до 1919 года на транспорте, после военной службы вернулся на эту же работу.

Моисеев: В какой армии служили?

Афанасьев: У Колчака.

Моисеев: Вы были в партии?

.Афанасьев: Был кандидатам, исключен за пьянство.

Моисеев: Гостехэкзамен сдавали?

Афанасьев: Да, сдал на «хорошо». Экзамен по новым правилам на «отлично».

Моисеев: Сдали на «хорошо»? А работали. преступно плохо."

Следующим допрашивается подсудимый — помощник. машиниста Медведев.

ДОПРОС ПОДСУДИМОГО МЕДВЕДЕВА

Моисеев: Что вы можете сказать по данному делу?

Медведев/ Машинист Афанасьев дал согласие на смену и велел/мне с кочегаром идти принимать паровоз. Под экипировкой паровоз стоял два часа. /Афанасьев все не шел.

Багно приказал выгнать паровоз на стрелки, и я поехал. Проехал за выходные стрелки, меня остановила, Стрельникова. Я занялся осмотром котла, а через некоторое .время сзади ударил паровоз прибывающего поезда и повредил машину.

Моисеев:  Признаете себя виновным в крушении?

Медведев: Да, полностью признаю свою вину в том, что, не имея прав управления, я водил паровоз. Я виновен в том. что своей плохой работой способствовал выполнению вражеского замысла — выехал навстречу прибывающему поезду.

Суд переходит . к допросу подсудимого поездного машиниста Долотова.

ДОПРОС ПОДСУДИМОГО ДОЛОТОВА

Председательствующий. Моисеев: Подсудимый Долотов, на предварительном допросе вы скрыли о своем происхождении?

Долотов: Я скрыл о том. что в 21 году лишился избирательных прав за торговлю опиумом.

Прокурор: Я обращаюсь к суду, мне известны факты, когда по вине Долотова паровоз 684—78 систематически выбывал из строя. (Зачитывает факты и снова обращается к До лотову). Вы подтверждаете эти . факты?

Долотов: Подтверждаю.

Моисеев: Что можете сказать по настоящему делу?

Долотов: Подробно перечисляет приемы управления паровозом в пути следования, затем поясняет: когда паровоз поравнялся с семафором, я заметил, что маршрут не готов, тормоза действовали хорошо, но я в этот момент растерялся. До места столкновения оставалось примерно пятьсот пятьдесят метров, я принял все меры к остановке, но все же налетел на встречный паровоз.

Прокурор: Надо сознаться, что вы не следили за сигналами и действовали преступно, даже когда заметили препятствия.

Моисеев: Через какое время действуют тормоза после включения?

Долотов:. Через сорок две секунды, но я не успел дать экстренную остановку.

Однако суд уличает его, как врага советского народа, делавшего все, чтобы сорвать работу.

ДОПРОС СВИДЕТЕЛЕЙ САЛЬНИКОВА И КОСТЕНКО

Рассказанными фактами о безобразиях в депо и на станции начальник депо Сальников и начальник станции Костенко раскрыли свою беспомощность, показали себя командирами, неспособными крепить трудовую дисциплину.

Их показания дали полную картину безответственности и развала трудовой дисциплины.

На станции нет определенного кадра стрелочников, стрелочные посты доверяются случайным людям, большинство стрелочников не сдавали экзамены по новым Правилам.

Вместо настоящей борьбы начальник станции Костенкс стал простым свидетелем и с невозмутимой легкостью констатировал эти факты.

Поэтому не случайно, что в приготовлении маршрутов был произвол сплошь и  рядом, пользуясь отсутствием проверки, нарушались правила безопасности и безнаказанно орудовали классовые враги.

РЕЧЬ ПРОКУРОРА ДОРОГИ ТОВ. САПОЖНИКОВА

Товарищи судьи! Вашем вниманию предложено сложное дело. Этот процесс над бандитом Багно вскрывает всю подноготную вредительских действий врагов народа.

Пользуясь тем, что хозяйственные и партийные работник станции Ачинск-2 и депо притупили революционно-классовую бдительность, враг подготовил и совершил диверсионный акт.

Корни контрреволюционное агентуры проникли на транспорт, питая надежды .подорвать мощность транспорта. На определенном отрезке времени, а именно сейчас, когда не стихает народный гнев по делу антисоветского троцкистского центра, враг Багно пустил щупальцы и хотел путем крушений подорвать работу важнейшей дороги Востока.

Теперь станет понятным, что все эти действия исходили от врага Мирского, который растил свою агентуру на решающих участках нашей дороги Только отсутствием политико-массовой работы и притуплением бдительности можно объяснить тот факт, что на станции Ачинск-2 долгое время орудовали враги, которых не разоблачили в свое время, и только после крушения было раскрыто кулацкое  вредительское гнездо.

Бесконтрольность, отсутствие трудовой дисциплины привело к тому, что к управлению движением поездов допускались случайные люди. На судебном - процессе стрелочники Кухаренко и .Стрельникова пытались свою вредительскую деятельность объяснить незнанием. Это — детский лепет. Сама работа этих лиц говорит -о том, что они должны знать истину транспорта: во время приема поездов на станции прекращать маневры.

Я не думаю, чтобы начальник станции Костенко не знал о грубом нарушении Правил, о том, что маршрут не проверялся. Ключи ог стрелок хранились неправильно. Все это способствовало тому, что классовый враг мог необычайно легко творить свои гнусные дела.

Низкая трудовая дисциплина, как в депо, так и на станции, привела к массовым нарушениям Правил. Станция и депо Ачинск-2 — это два аварийных очага. Только на фоне разболтанности и расхлябанности враг быстро мог найти себе сообщников.

-Перейдем к политической оценке дела и рассмотрим социальное лицо -каждого подсудимого. Первым видим лицо врага диверсанта Багно, вторым — колчаковца Афанасьева, третьим — торговца Долотова и дезорганизатора производства Медведева. Вследствие притупления бдительности Багно пролез на транспорт, в комсомол, Афанасьев и Долотов были кандидатами партии, и это не случайно.

Враг искусно маскировался для того, чтобы творить свои контрреволюционные дела и спрятать узы вредительства.

Дьявольский план был составлен Багно. Он выбрал момент и обставил дело так, что диверсионный акт быстро был осуществлен. Два паровоза были загнаны на одну стрелку  с таким расчетом, что идущий поезд настигнет и разобьет их.

Подходя к оценке этого процесса, мы должны руководствоваться недавно закончившимся процессом, над антисоветским троцкистским центром.

Большая засоренность на станции и депо Ачинск-2 должны вызвать большевистскую тревогу, чтобы в ближайшие дни были приняты необходимые меры по очистке аппарата. Особое внимание командиры дороги должны обратить на хозяйственно-политическое руководство станций и депо.

Есть все основания к тому, чтобы требовать для диверсанта Багно высшей меры, социальной защиты, а его пособникам — врагам народа вынести приговор, соответствующий мере совершенного преступления каждого из подсудимых.

Военный трибунал приговорил диверсанта Багно к расстрелу, его пособников: Долотова — к лишению свободы на шесть лет с отбыванием в исправительно-трудовых лагерях. Афанасьева — к лишению свободы на пять лет; Медведева — на три года.

Красноярский железнодорожник 06-13.01.1990


На главную страницу/Документы/Публикации/1990-е