Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Они были первыми


Вопрос — ответ

В материале «Кровавый отсвет в лицах есть...», опубликованном 7 ноября, упоминаются фамилии высших руководителей Красноярской дороги, как говорится, первого набора. Не могли бы вы рассказать об этих людях подробнее?
А. ГРОНЭК.
г. Красноярск.

К сожалению, информации о бывшем начальнике Красноярской дороги, руководителях служб почти не сохранилось, и мы были бы благодарны всем, кому что-либо известно: ведь не может, же быть, чтобы работавшие в 1936 году люди бесследно исчезли или забыли о существовании своего начальника, пусть и проработавшего в этой должности очень недолго.

Однако кое-какой информацией мы все же располагаем.

АРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ МИРСКИЙ. Член партии с 1917 года, старый работник железной дороги. Во время гражданской войны А. К. Мирский был членом РВС Первой и Туркестанской армий. В 1921 году он назначается помощником начальника бронесил республики. После учебы на Высших Академических курсах Мирский был командирован ЦК партии на должность заместителя председателя правления и уполномоченного НКПС Московско-Курской железной дороги. В 1925 году перешел на ту же работу на Московско-Киево- Воронежскую дорогу.

С 1928 по 1933 год Мирский был заместителем директора Забайкальской, затем Северо-Кавказской и Октябрьской дорог, а с 1933 по 1934 — на Забайкальской. В 1934—35 годах Мирский учился в Военно-Транспортной академии и с июня 1935 года работал начальником службы эксплуатации восточных дорог. По приказу наркома А. М. Кагановича был назначен начальником Красноярской дороги.

Меньше удалось узнать о других руководителях дороги.

ВИКЕНТИЙ ОСИПОВИЧ ВИЗГЕРТ. Начальник вагонной службы Красноярской дороги. В прошлом начальник пятого вагонного участка Октябрьской железной дороги. Награжден орденом Трудового Красного Знамени.

ГРИГОРИЙ МАТВЕЕВИЧ ВЕРЕНИЧ. Начальник службы пути, бывший заместитель начальника службы пути Октябрьской железной дороги. Награжден орденом Трудового Красного Знамени.

МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ОЧЕРЕДЬКО. Начальник паровозной службы, бывший начальник паровозной службы Северо-Кавказской железной дороги. Награжден орденом «Знак Почета».

Это данные из краевых газет того времени. Далее след названных руководителей теряется. Их имена появляются на страницах газет на волне разоблачительных .публикаций.

«У руководства дороги стоял подлейший враг народа — троцкист Мирский. В мае 1936 года произошло крушение поезда на перегоне Бугач — Овинный, в апреле крушение поезда с пожаром на 838 километре, где было разбито 43 вагона, движение закрыто на 50 часов». Любопытно, что эта информация появилась в печати лишь спустя год после происшедшего, в январе-феврале 1937 года. Нужны были враги, и их срочно постарались найти. А заодно и сообщили давно устаревшие данные. Тогда, в апреле-мае 1936-го в печать не просочилось ни строчки. Ни строчки о событии та кого масштаба. Что ж, цензура работала превосходно.

«По указу Мирского в технических распределительных актах не учитывались стрелки и тупики на многих решающих станциях. Ряд ответственных стрелок имел двойную нумерацию. Троцкистские гадины хотели поджечь на телеграфе станцию высокой частоты».

Думается, комментировать приведенные цитаты не стоит. Судьба руководителей дороги была предрешена, потоку что. как известно, не ошибается тот. кто ничего не делает, ну а тот. кто ошибся, автоматически зачисляется в стан врагов народа. И дальнейшая его судьба зависит от «желания народа», которое выполнит «самый гуманный в мире суд» — лагеря или расстрел...

С. ЕГОРОВ.

Красноярский железнодорожник  19.05.1990


/Документы/Публикации/1990-е