Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

ГУЛАГ напоминает


ИЗ ЖУРНАЛА «НАЦИОНАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ» (США), 1990, № 3

8 прошлом году два американских журналиста, корреспонденты известнейшего американского журнала «Национальная география», совместно с коллегами из АПН совершили поездку по Сибири. Они побывали в Новосибирске, Иркутске, Новом Уренгое, зоне БАМа. В октябре прошлого года Майкл Эдвардс и Стив Рэймер посетили Норильск, где встречались с руководителями завода н комбината, посетили наш музей. Они встречались также с узниками Норильлага, летали на озеро Лама. Свои репортажи и впечатления от поездки по Сибири они поместили в третьем номере журнала за этот год, Вниманию читателей «Заполярной правды» предлагается перевод статьи М. Эдвардса об узниках Норильлага, наших с вами земляках.

Рядом озеро Лама, расположенное примерно в часе полета от Норильска, что находится в Сибирской Арктике.

Иван прокладывал путь. Он шел по снегу, распрямив плечи и спину, как будто снова стал сержантом Красной Армии. Но сегодня Иван нес лопатку. Он смахнул снег с пирамидки, где под стеклом был список с полудюжиной фамилий погибших.

Во многих советских городах созданы отделения общества «Мемориал», которые планируют увековечение памяти жертв ГУЛАГа — системы зон и лагерей, синонимом которых является Сибирь. Иосиф Сталин послал в трудовые лагеря с 1928-го по 1953-й (год свое смерти) от 17 до 25 миллионов человек. Иван Сидоров задолго до планов «Мемориала», два десятилетия назад, установил свой, простой памятник, Это самое большое, что он смог сделать, — поставить престую пирамидку, покрытую сверху жестью, с указанием даты пребывания погибших а лагере, И еще — обозначить место захоронения людей, фамилии которых неизвестны.

Четырнадцать офицеров из Прибалтики «были посланы сюда за неблагонадежность», говорит Иван. Они были поселены вблизи озера Лама в 1941-1942 годах, строили установку для получения витаминного экстракта из хвои. Они погибли от голода раньше, чем заработала установка. Ивам выжил потому, что был молод — ему было 23 года, когда его ранило во время советско-финской войны 1939—1940 гг. Раненым попал в плен, что недопустимо в глазах Сталина. Группы репатриантов, которые попадали в плен без боя, оказывались лицом к лицу со шквалом огня. Иван, хороший солдат, отделался легко — он получил 5 лет лагерей. Он был привезен в Норильск, где велось строительство рудников и заводов. Те, кому удалось выжить, вспоминают, что охранники ежедневно убивали по 30 зэков «только для того, что6ы запугать остальных.

Система лагерей потрясла Запад в 1970 году после опубликования «Архипелага ГУЛАГ» Александром Солженицыным. Некоторые проблески сведений о сталинском терроре появились в советской прессе а 60-х годах, но затем занавес был опущен. Сейчас, с приходом гласности, советские журналы публикуют произведения Солженицына, и бывшие заключенные имеют полную возможность открыто говорить.
Георгий Борисов вспоминает о своей жизни в 1941 году. Сын крестьянина, он прошел по конкурсу в Ленинградский театральный институт. Затем он стал открыто выражать свои взгяды. Он где-то высказался, что американские ботинки лучше отечественных, что полки деревенских магазинов просто пусты. Он цитировал В.Гюго, который окрестил солдат «пушечным мясом». Борисов знает студента, который донес на него. Его обвинили в том, то он восхвалял преимущества капитализма перед советским строем, что он не верил в превосходство Красной Армии, а еще хуже — принимал участие в собраниях, на которых обсуждались планы убийства Сталина («они только и мечтали об этом»). Его приговорили к 10 годам лагерей и 5 годам ссылки.

Патологически подозрительный Сталин расширил царскую систему ссылок неблагонадежных в Сибирь. Он начал уничтожать своих врагов (реальных или воображаемых), проводить чистки в партии, среди служащих, ученых, управленцев и, наконец, по словам советского историка Р. Медведева, всех, «кто ему не нравился». С 1938 года большой террор шествовал по земле: более миллиона было казнено, примерно 7 миллионов были сосланы в Сибирь и погибло в лагерях (приводится график — пер.), Пропитанные пропагандой и страхом массы аплодировали уничтожению так называемых «врагов народа», вредителей, срывающих выполнение пятилетних планов, даже честных крестьян, воровавших картофель из колхоза.

Граждане доносили на своих начальников, друзей, родственников.

Вся «вина» Дмитрия Михайловича состояла в том, что он попал в плен в Германии во время второй мировой войны. После освобождения из Бухенвальда он вернулся в Ленинград, полагая, что террору пришел конец, вместо этого он получил 25 лет. Он валил лес в Архангельской области, Это был ледяной ад- «Бог сотворил землю и небо а дьявол сотворил Архангельск»), После войны лагеря пополнились немецкими, японскими военнопленными, а также советскими гражданами, которые либо добровольно ушли с немцами, спасаясь от советской власти, либо были насильно угнаны в немецкие лагеря.

Рузвельт и Черчилль дали согласие вернуть советских граждан, которые остались в Западной Европе, было возвращено еще 2 миллиона советских граждан. Лагеря располагались по всей территории Советского Союза (помещена карта — пер.).

Заключенные рыли каналы, прокладывали шоссейные и железные дороги, обрабатывали землю, строили рудники. Около 10 процентов и более погибало в лагерях от истощения, туберкулеза, истязаний.

Историк Р. Медведев считает, что в течение первых лет войны смертность в лагерях достигала 30 процентов в год вследствие того, что рацион зэка был урезан, в рабочий день растянут до 14 часов. Его отец, офицер Красной Армии, погиб при таких же обстоятельствах а наводящих ужас колымских лагерях, расположенных в 3500 милях восточнее Москвы. Р. Медведев и западней историк Института Гувера Роберт Конквист утвердают. что число потерь ГУЛАГа составляет 7—10 миллионов и еще 10 миллионов погибло при массовых выселениях и голоде (официально — за сбор колосков) во время массового уничтожения крестьянства в 30-е годы. И еще миллионы были сосланы в Казахстан, например, украинцы и поляки.

После амнистии 1956 года многие зэки получили возможность вернуться к прежней жизни. Георгий Борисов стал директором театра. Иван Сидоров получил от властей гражданскую и военную реабилитацию. Но даже сегодня он не осуждает Сталина. Пока он был молод, Сталин был для него богом, таковым он остается сегодня для многих.

Авиаинженер Александр Зарохович до сих пор вспоминает свой американский костюм и французское пальто, купленные до войны во время командировки на машиностроительные заводы. По доносу завистливого друга он получил 10 лет и был выслан на Урал. Сегодня ему очень интересно, какой бы могла стать его страна, если бы не было этих чисток. «Знаете ли вы, — спросил он, — что Сталин уничтожил 40000 офицеров Красной Армии?». В начале войны лейтенанты командовали дивизиями. При наличии генералов мы не упустили бы 4 года войны. Ликвидация миллионов граждан, от поэтов до инженеров, помогла формированию трагедии будущего: репрессии, подавление инициативы, изоляции, глобальная агрессия. Отношения США и Советского Союза ожесточились продолжением холодной войны, гонки вооружений, «звездными» войнами, запретами на торговлю и просто ненавистью.
Мы все жертвы Сталина, жертвы лагерей.

Майкл ЗДВАРДС.
Перевод Л. Коваленко.

Заполярная правда 26.05.1990


/Документы/Публикации/1990-е