Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

«Американский шпион» Жженов


«До недавнего времени все, кого интересовало мое прошлое, при встречах на улицах, в театре, в поездах, в самолетах, на творческих вечерах и особенно в своих письмах мне, касаясь периода моей жизни на Севере, спрашивали: «Скажите, Георгий Степанович, вы поехали на Колыму и на Таймыр по комсомольской путевке?» Потом, уже после публикации рассказа «Саночки» в журнале «Поиск» и книжки «Омчагская долина», вопрос стал звучать иначе: «А за что вас посадили, Георгий Степанович?»
Г. ЖЖЕНОВ.
«От глухаря до жар-птицы».

Представлять автора этих строк Георгия Жженова—дело зряшное. Кроме высших творческих званий и наград, есть у него сложная судьба, всенародная зрительская любовь, золотое обеспечение его творческого имени — талант, трудолюбие, глубокая личная значимость. Что касается горьких нижегородских (горьковских), магаданских, норильских страниц...

Норильск, в котором Жженов после 1954 года не был ни разу, встретил гостя хмурым холодным ненастьем. Без заезда в гостиницу Жженов попросил повозить его по ночному городу лицо его мрачнело.

— Георгий Степанович, можно выразить ваши чувства от этой встречи словами? Или...

—Тридцать шесть лет после моей здесь «пятилетки» в коммунальном клоповнике на Нулевом Пикете — срок серьезный. Изменился я, вырос, изменился город. Но нынешнее мое ощущение совпало C давним: тундра, Север не принимает этого вторжения (хотя я, как и все, понимаю индустриальную пользу). Человек с кайлом здесь чужд — все раскорежено. неухожено, лупится краска на фасадах, рушатся фундаменты, задыхается норильчанин.

Способ улучшить здесь жизнь? Уехать отсюда. Кроме конвоя, нужны очень весомые стимулы, чтобы здесь жить и работать.

— Взгляд приезжего москвича: для веселья планета Таймыр и сейчас мало оборудована?

— Конечно. хотя, работая здесь, сначала в профсоюзном клубе, а затем в театре, и подрабатывая фотографом, я и тогда жил в том клоповнике, как при коммунизме, в качестве «фотографа-педиатра» (с подачи Марфы Ивановны Сапрыкиной фотографировал детей в садиках): мог заработать вмиг, сколько хотел. Но зарабатывал, сколько надо, и не больше — настолько все обрыдло...

А по сути вашего вопроса: живу, работаю, помню.

— Был ли в лагере шанс сохранить человеческий облик или человек был изначально обречен?

— На Колыме шанс был близок к нулю, выживали редкие счастливцы. Курс на истребление соблюдался последовательно и строго. После Солженицына и Шаламова наиболее глубокое исследование лагерной социологии и психологии я бы отметил у Николая Волкова в книге «Погружение во тьму», хотя и другие авторы видят тему остро и сложно.

Шаламова — человека и писателя — двигала и спасала энергия ненависти, меня, видимо, практический, в чем-то авантюрный склад характера. Была возможность сачкануть — не работал, не было — сполна выкладывался. Что помогло выстоять? Принятие лагерного кодекса, правил игры. А он, кодекс, прост: умри ты сегодня, а я завтра... Времена, места — страшные, не пошли вам бог.

В Норильске «американский шпион» (и ваш покорный слуга) был на поселении не «вольняшкой», как Смоктуновский, но и не зэком (ссыльная, а не лагерная, как говорится, морда).

Кстати, Иннокентий Михайлович в свете своего немецкого плена очень легко мог тогда сменить свое цивильное пальто на каторжный бушлат. Уехал Кеша из Норильска не без моей помощи и с моим рекомендательным письмом в Ленинград, к Аркадию Райкину. Вопрос о его работе в Театре миниатюр был практически решен. Но судьба — к счастью, нет ли — распорядилась иначе...

Мне грех жаловаться на свою актерскую судьбу, но все, что я мечтал, сыграть не пришлось. Завадский пригласил меня из Ленинграда в Театр имени Моссовета на роль Льва Толстого. Но пока Екатерина Алексеевна Фурцева соблаговолила осенить это своим высочайшим разрешением, время ушло. У Веры Петровны Марецкой поменялись планы, и графом я не стал, дело сникло. Не сыграл я и в зрелую пору Астрова (хотя играл в Норильске), не сыграл Федю Протасова, Егора Булычева...

— Зато — Брайцев, резидент Зароков—Тульев, генерал Бессонов, Вилли Старк, командир «Экипажа», почти сто ролей в кино, десятки на сцене...

— Хотя они принесли имя, популярность, уровень ролей, согласитесь, разный. Но, вкусив запах кулис, павильонной пыли, ацетона, актер обречен на верность сцене и экрану. И младшая дочка моя — Юлька, увы, работает со мной в театре...

— Есть ли на вашей памяти люди — по другую от вас сторону колючей проволоки, — которые в людоедской системе Гулага смогли сохранить себя и человеческое отношение к узникам, при том, что стороны были «скованы» одной цепью?

— Система, действительно, скрутила всех одной проволочной цепью, одним гулаговским кодексом... И все же исключения (подтверждающие правило: ты — сегодня, я — завтра) были. В какой-то мере это «кум» Дергунов — вы знаете его по «Глухарю и жар-птице». На памяти капитан Владислав Георгиевич Шкабуро, начальник Тигинского горно-промышленного управления на Колыме. Благодаря ему и его жене Марии Гавриловне были спасены для творчества Юрий Кольцов, Варпаховский, Демич, другие театральные деятели. Но система отступничества не прощает.

— Ни одно доброе дело безнаказанным не остается?

— Конечно. Шкабуро заплатил за это карьерой. Да и в «Саночках», если помните...

— Влияло ли на ваше положение «в миру» гулаговское прошлое?

— Вроде обошлось. Хотя... перед первым выездом за кордон — в Южную Америку — пригласили меня в Международный отдел ЦК. И когда я в лоб спросил: как мин там себя с прессой вести в этом плане — гасить каверзные вопросы, отходить «дуриком» или как? Ясноглазый такой цековский сотрудник: «Да что вы, Георгий Степанович! Неужели вам, с вашей биографией, не о чем на эту тему рассказать!» Благословил. Хотя лукавил: на трапе в Боготе встретил меня амбалистый, под два метра «сотрудник Интуриста» и держал на маршруте плотно, пока не то что до брудершафта, но до взаимопонимания не дошли.

Что до вопроса, те сейчас органы или не те, в пятьдесят шестом меня в Ленинграде в «большом доме» рьяно уверяли, что «не те», на что я сотруднику ихнему врезал: «Как же не те, когда вы — сегодня! — зная тяжкое мое прошлое, смеете вербовать меня в сексоты?»

В ответ: «Воля ваша. Подпишите о неразглашении». Вот уж, говорю, вы меня сюда не повесткой вызывали, не официально допрос снимали, ничего подписывать не буду, пошли вы...

Разнервничался, пришел к Николаю Николаевичу Урванцеву — в соседях жили, рядом гаражи. Как же так?

— Георгий Степанович, — отвечает старик, — голубчик, ну их! Они и меня вербовали.

Когда в Краснодаре на творческой — по приглашению — встрече с последующим обедом в управлении КГБ меня спросили, откуда я (судя по ролям) так достоверно знаю оперативную работу, я им чистосердечно «раскололся»: «Так я ж у вac семнадцать мгновений, то бишь лет, сидел».
Тишина зависла звонкая (думаю: а как же обед?), но... обмялось, обтерлось, и уже за столом хозяин фирмы доверительно, втихую спрашивает: «Что, Георгий Степанович. — неужели?»

Такие вот органы...

— Еще недавно, Георгий Степанович, казалось: и к столетию Октября не будет пьесы достойнее, чем «Оптимистическая трагедия». А сегодня с горечью сознаемся, что «нетленка» Вишневского, «Любовь Яровая», «Бронепоезд 14-69» — комиссарская драматургия. Вы с этим согласны?

— Согласен. Это действительно, как вы сказали, — комиссарская драматургия, выспренная и лживая. Как и сам метод социалистического реализма, идеологическая сия кормушка.

— Которая накренилась было в 1956 году, но устояла, укрепилась, и у которой паслось, столько бездарей, родилось столько диссертаций и монографий, столько изведено леса на бумагу, поломано судеб, и не только в искусстве. Ягодки этакого жандармского социализма...

— Анатолий Жигулин (я лично ценю его «Черные камни») сказал по этому поводу: «Мы сами были в чем-то виноваты, мы сами в чем-то проиграли бой». Тоже лагерник... Леонид Бородин, наш современник, приходящий к нам сейчас «оттуда», стихи которого я читаю со сцены, сказал мне: «Я не поэт, я прозаик. А стихи пишу, когда сижу в тюрьме».

— У нас только выжившие лагерники составили бы честь любой академии наук, явили бы собой целую литературу... С зачетом «северного и горного стажа» вам уже четверть века быть на пенсии. А вы в отличной творческой форме, мобильны, и «в душе — ни одного седого волоса»?

— Седины хватает и в душе, и в голове, но когда меня одолевают вопросами, как я так хорошо сохранился, отвечаю: «На Севере мясо долго не портится». Так что для норильчан в этом смысле прогноз благоприятный. А если всерьез: «Как?» — никак. Моя «утренняя зарядка», «пробежка по Красной Пресне», где я живу, — не более чем выдумка газетчиков. Хотя в молодости я был приличным спортсменом, гонял мяч в классной ленинградской команде и начинал долагерную карьеру цирковым акробатом. Видимо, и родителям спасибо за гены.

— Вопрос традиционный, Георгий Степанович, — о делах нынешних и планах творческих.

— Я отклонил в этом году множество предложений от кино: все настолько мелко, незначительно, неинтересно.

Свободу кинематограф на сегодня понял как возможность подглядывать в замочную скважину. Но что составляет тайну двоих, технология, так сказать, процесса, никогда не было и не будет, на мой взгляд, предметом и смыслом искусства.

Долго писал сценарий по «Саночкам» и впредь зарекся — это же убийство литературы. С постановкой при нынешней киносмуте пока неясно. Советуют писать, да и есть что. но как быть тогда с актерством?

В своем театре репетирую с женой Лидией Петровной Молюковой очень гуманную, но и непредсказуемо трудную пьесу «На золотом озере» американского драматурга Томсона. Если кому суждено быть этой осенью в Москве и будет интерес — приглашаю на премьеру. А кто хочет видеть у нас «Торможение в небесах» по пьесе Романа Солнцева, пусть поторопится. Спектакль сходит, сделав свое дело. Хотя Егору Кузьмичу Лигачеву финал «не показался». Я играю своего секретаря обкома жестко, с мафиозным окрасом. Приходят ко мне недавно центросоюзовцы, говорят: «Знаете, кого вы играете, Георгий Степанович? Нашего председателя Федирку...» А я никогда его в глаза не видел...

* * *

Сразу после Норильска Георгий Жженок вылетел в Австралию (там еще не был). Еврейская община зеленого континента, пригласившая театр имени Станиславского с известным спектаклем «Улица Шолом-Алейхема, 40» по пьесе Аркадия Ставицкого, пожелала видеть в нем русского актера из Театра имени Моссовета.

Беседу вел Е. СОРОЧКИН.
НА СНИМКЕ: Г. С. Жженов в музее освоения и развития Норильского промышленного района.
Фото В. Камышева.

Красноярский рабочий 04.08.1990


/Документы/Публикации/1990-е