Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Как мало мы знаем о нём...


Вчера, 11 сентября, исполнилась 109-я годовщина со дня рождения основателя геологической династии, воспитателя плеяды норильских геологов Алексея Николаевича Розанова.

Дочь его, Нина Алексеевна, кандидат геолого-минералогических наук, живёт сейчас в Москве и бережно хранит уникальные фотографии семьи, в которой каждый был личностью со своем сознательно выбранной дорогой в жизни.

Отец, Николай Васильевич, из разночинцев, директорствовал в мужской гимназии, в Смоленске. Дядя — Василий Васильевич Розанов — писатель, публицист и философ (у Нины Алексеевны есть и его фотография с дарственной надписью племяннику Алеше). Братья: Петр — художник, Владимир, Николай и Михаил — врачи. Взгляды Владимире Николаевича, члена меньшевистского правительства в 1913 году, определялись в общении с многими людьми, о том числе и с В. Ульяновым, но после разгона меньшевиков в 1922 году он от политической деятельности ушел, чудом избежав последующих репрессий.

Учёба Алексея Николаевича в Московском государственном университете ив физико-математическом факультете по отделению естественных наук дала возможность общаться с естествоиспытателем-дарвинистом К. А. Тимирязевым (есть и его портрет с дарственной надписью), на совместном фото Алексей Николаевич запечатлен с физиологом И. Л. Павловым. Как настоящий российский студент мочала XX вока, он принимал участие в митингах, в результате чего побывал в Бутырках (сохранился снимок, сделанный сквозь тюремную решетку).

После окончания МГУ работал геологом в Поволжье, на Северном Кавказа, вел исследования с целью определения условий образования и происхождения нефти. Как незаурядный выпускник, был оставлен при университете не кафедре геологии для приготовления к профессорскому званию и в 1907 году стал адъюнкт-геологом («прикрепленным», помощником профессора) с чтением лекций.

К этому же времени относится его избрание действительным членом Императорского общества испытателей природы наравне с основателем геохимии, биохимии и радиогеологии В. И. Вернадским, геологом, академиком А. П. Павловым.

МИЛОСТИВЫЙ ГОСУДАРЬ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ!

ИМПЕРАТОРСКОЕ МОСКОВСКОЕ ОБЩЕСТВО ИСПЫТАТЕЛЕЙ ПРИРОДЫ В ЗАСЕДАНИИ СВОЕМ 18-ГО ДЕКАБРЯ 1908 Г. ИЗБРАЛО ВАС ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ЧЛЕНОМ. ИЗВЕЩАЯ ВАС ОБ ЭТОМ, ОБЩЕСТВО ВЫРАЖАЕТ НАДЕЖДУ, ЧТО ВЫ ПРИМЕТЕ УЧАСТИЕ В ЕГО НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Копия приглашения хранится в музее).

' После революции Розанов в тесном сотрудичестве с основателем советской нефтяной геологии И. М. Губкиным (тогда — ответственным работником коллегии Главнефти) создавал Московское отделение Геологического комитета в противовес Петербургскому, не признавшему Советскую власть; был старшим геологом, потом — вице-директором Всесоюзного геологического комитета СССР.

Видимо, еще тогда, в 20-х годах, Алексей Николаевич впервые посетил еще не открытое на границах Вологодской и Архангельской губерний Ухтинское нефтяное месторождение; сведения о котором в Геолком поступали еще в 1918 году.. Экспедиция, направленная туда «нефтяным комиссаром» Губкиным, нефти не нашла, но обнаружила горючие сланцы.

В конце. 20-х годов Розанов, уже признанный авторитет, профессор Московской горной академии, читает курсы истории геологии и геологии .СССР, преподает в Московском нефтяном институте и сельскохозяйственной академии.

Значительной была его поддержка предположения И. М. Губкина о создании «второго Баку» в Поволжье. В полемической статье «Следует ли искать нефть в пределах Русской равнины и где именно?» он подтверждает своими наблюдениями: искать следует в девонских и каменноугольных месторождениях (журнал «Нефтяное хозяйство», 1928 год, № 11-12). Кроме того, в многочисленных научных статьях и отчетах Геологического комитета с 1916 по 1920 годы, он сообщает об исследованиях фосфоритов, горючих сланцев, минеральных источников, асфальтитов.

Обстановка массовой подозрительности 30-х годов повлияла и на судьбу Алексея Николаевича. Весной 1933 года поздним вечером он укладывал спать не в меру расшалившихся детей. Может быть, напевал арии из опер (знал их великое, множество)/ или рисовал фильмы, или читал маленькой Нине свое посвященное ей стихотворение;

ЖИВЕТ В ФАРФОРОВОМ ДВОРЦЕ
ПРИНЦЕССА НЕЖНАЯ НИНЕТТА,
В ЦВЕТЫ ВЕСЕННИЕ ОДЕТА,
ЕЙ ПИЩА — ТОЛЬКО СЛАДКИЙ МЕД
ДА АРОМАТ ЦВЕТОВ ДУШИСТЫХ,
ЧТО ШМЕЛЬ МОХНАТЫЙ ПРИНЕСЕТ
ПОКИНУВ ЛАНДЫШ СЕРЕБРИСТЫЙ.
ОНА ИДЕТ ПРИ СВЕТЕ ДНЯ,
ВЕСЕЛОЮ ОКРУЖЕНА ТОЛПОЮ
БЛЕСТЯЩИХ ПЕСТРЫХ МОТЫЛЬКОВ,
ЦИКАД ПОЮЩИХ И ЖУЧКОВ.
К КРЫЛЬЦУ’ ДВЕ БЫСТРЫХ СТРЕКОЗЫ
ЕЙ ПОДАЮТ ТОТЧАС КАРЕТУ,
САДИТСЯ ЧУДНАЯ НИНЕТТА
В ВОЗОК МИНДАЛЬНОЙ СКОРЛУПЫ,
И КУЧЕР — ЧЕРНЫЙ МУРАВЕЙ
СТЕГАЕТ ТРАВКОЙ ЛОШАДЕЙ...

В дверь постучали, и вежливые чекисты предложили Алексею Николаевичу... «выложить доллары за проданные иностранцам материалы об открытии нефтяного месторождения». Статья за это полагалась 58-я, п. 7.11, срок—10 лет исправительно-трудовых лагерей.

Заключение он отбывал в районе Новосибирска, работал старшим геологом на стройке Горно-Шорской железной дороги. Жена, Ольга Константиновна, повсюду следовавшая, за ним, купила дом неподалеку, так и жили до 1935 года, когда Алексея Николаевича по его просьбе (как и многих других специалистов- заключенных) направили на крупное месторождение.

Летом 1935 года он оказался в Норильске.

В 1936 ГОДУ РУКОВОДСТВО НОРИЛЬСТРОЯ РАЗРЕШИЛО ВЪЕЗД В НОРИЛЬСК ЖЕНЕ РОЗАНОВА ОЛЬГЕ КОНСТАНТИНОВНЕ. ИМ БЫЛО РАЗРЕШЕНО СОВМЕСТНОЕ ПРОЖИВАНИЕ С ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ИМ ОТДЕЛЬНОЙ НЕБОЛЬШОЙ ПАЛАТКИ ПРОТИВ ДОМА УПРАВЛЕНИЯ НОРИЛЬСТРОЙ
(воспоминания Н. И. Шатохина, фонд музея).

Ольга Константиновна устроилась на работу машинисткой, в составе женсовета с Е. К. Матвеевой и С. Г. Воронцовой старалась облегчить и украсить быт норильчан, но в 1939 году заболела нефритом, из Норильска уехала  и вскоре умерла.

Алексей Николаевич, будучи заключенным 9-го лаготделения, выполнял обязанности старшего геолога и консультанта комбината. В списке неопубликованных работ по Норильску и Красноярскому краю, составленном самим Розановым (хранится в фонде музея), — отчеты о результатах геолого-разведочных работ Норильского комбината с 1936 по 1940 годы, записки к подсчету запасов руды и угля норильских месторождений. Проблемы, которые он решал: выбор строительных площадок под комбинат и соцгород, подсчет запасов и обработка материалов для бригады СНОПа к норильскому проекту, к 1939 году — составление первой сводной работы по геологии и о полезных ископаемых Норильского района.

«КАК ГЛАВНЫЙ УЕДЕТ, ТАК ПРОБЛЕМА: РОЗАНОВ — ССЫЛЬНЫЙ (автор ошибся —  Л. Д.), КАК НА ЕГО ПОДПИСЬ ПЕЧАТЬ СТАВИТЬ, РАЗВЕ МОЖНО? ПОТОМ ВСЕ-ТАКИ РЕШИЛИ СТАВИТЬ»
(воспоминания И. Я. Бузмакова, фонд музея).

Учениками профессора Розанова считали себя выпускники Московской горной академии начальник комбината А. П. Завенягин, главный геолог комбината в 40-х годах А, Е. Нелюбин, главный инженер комбината А. Е. Воронцов, геологи, изучавшие Норильск, — Б. Н. Рожков, А. Ф. Новиков, М. С. Базжин.

ПРОФЕССОР РОЗАНОВ БЫЛ . КРУПНЕЙШИМ ГЕОЛОГОМ СОВЕТСКОГО СОЮЗА, ОБЛАДАЛ ГЛУБОКОЙ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЭРУДИЦИЕЙ. ОН В КОРОТКОЕ ВРЕМЯ ПОЗНАЛ ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ НОРИЛЬСКИХ  РУДНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ И ОКАЗАЛ БОЛЬШУЮ ПОМОЩЬ РАЗВЕДЧИКАМ НЕДР В ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОМ НАПРАВЛЕНИИ РАЗВЕДОЧНЫХ РАБОТ. НЕСМОТРЯ НА ПРЕКЛОННЫЙ ВОЗРАСТ И ПЛОХОЕ СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ, АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ СИСТЕМАТИЧЕСКИ ПРОИЗВОДИЛ ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ МАРШРУТЫ ПО РАЙОНУ, РУКОВОДИЛ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ СЪЕМКОЙ ТЕРРИТОРИИ НОРИЛЬСКА, МНОГО УДЕЛЯЛ ВНИМАНИЯ ПОДГОТОВКЕ МОЛОДЫХ ГЕОЛОГОВ КОМБИНАТА, ОН ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЕЙ В 1936 ГОДУ КРУПНЕЙШЕГО РУДНОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ «МЕДВЕЖИЙ РУЧЕЙ»
 (воспоминания А. Е. Воронцова, фонд музеев)

В 1941 году Алексей Николаевич был переведен консультантом на Ухтинский комбинат, в 1942-М досрочно освобожден, в 1944-м стал первым научным сотрудником в Ухте, награжденным орденом «Знак Почета». Нина Алексеевна считает, что хлопотал об освобождении своего учителя А. П. Завенягин, не хотел оставлять без опеки, когда и сам в марте 1941 года уехал из Норильска. Известно, что Авраамий Павлович и дальше не выпускал из виду Розанова. В архиве НГМК есть документ следующего содержания

Начальнику
Норильского комбината НКВД
генерал-майору тов. Панюкову А. А.

НАПРАВЛЯЕТСЯ К ВАМ ДЛЯ ПОСТОЯННОЙ РАБОТЫ РОЗАНОВ А. Н. НА ДОЛЖНОСТЬ СТАРШЕГО ГЕОЛОГА С ОКЛАДОМ 3000 РУБЛЕЙ В МЕСЯЦ С 1-ГО ИЮНЯ 1945 ГОДА.

ПОСТОЯННОЕ МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ ТОВАРИЩА РОЗАНОВА ПРОШУ УСТАНОВИТЬ В Г. КРАСНОЯРСКЕ, ГДЕ ОБЕСПЕЧИТЬ ЕГО КВАРТИРОЙ И ЗАЧИСЛИТЬ НА СНАБЖЕНИЕ ПО II ГРУППЕ (ИЛИ ЛИТЕР «А).

ПЛАН РАБОТ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ ТОВ. РОЗАНОВЫМ, МНОЮ УТВЕРЖДЕН. ПО ПРИЕЗДЕ ТОВ. РОЗАНОВА В КРАСНОЯРСК ПРОШУ ПРЕДОСТАВИТЬ ЕМУ МЕСЯЧНЫЙ ОТПУСК С  ПРЕБЫВАНИЕМ В СОВХОЗЕ «ТАЕЖНЫЙ».
Заместитель Наркома внутренних дел СССР генерал-лейтеиант
Завенягии.
19 толя 1945 гл

В Ухте, и позже, в Красноярске, Алексей Николаевич особенно чаето лил ландышевые капли, но на сетования близких, что загублены годы его жизни, неизменно отвечал: «Лес рубят — щепки летят...» На март 1949 года была назначена защита его диссертации по геологии Норильского края и локализации месторождений, но не состоялась — в марте в Красноярске Алексей Николаевич умер, похоронен был в Ухте.

Состоятельность ученого определяется не только количеством и качеством научных работ (их, опубликованных и так и неизданных, у Розанова около 120), это еще и ученики, последователи, а Алексей Николаевич повлиял даже на профессии своих потомков. Нина Алексеевна занималась прогнозированием и моделированием Минерально-сырьевой базы благородных металлов, была ученым секретарем Центрального научно-исследовательского геолого-разведочного института цветных и благородных металлов. Юрий Алексеевич, кандидат геолого-минералогических наук, изучал физико-механимеские свойства горных пород, много лет был ученым секретарем Института геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии АН СССР. Внуки Зубовы: Михаил Алексеевич — кандидат наук, геохимик, Марина Алексеевна — технолог переработки нефти, Розанов Алексей Юрьевич — доктор геолого-минералогических наук, специалист в области региональной тектоники и стратиграфии докембрия, эксперт ООН,

Шесть лет жизни отдал Алексей Николаевич Норильску, это были годы работы, научных исследований, подготовки молодых специалистов и... годы унижений лишенного свободы человека, И удивительно мало (даже с учетом его положения здесь) знаем мы о нем, неизвестны люди, работавшие рядом. Пусть эта попытка рассказать об А. Н. Розанове стонет приглашением к дальнейшему разговору о нем.

Л. ДОБРЫНИНА,
научный сотрудник музея.
На снимке: А. Н. Розанов (1909 год).
Переснял Н. В. Плеханов |из фондов музея).

Заполярная правда 11.09.1990


/Документы/Публикации/1990-е