Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Ингерманландия, Вепсия и другие


О некоторых трагических страниц истории, по сей день скрываемых в «секретных» сейфах

В недрах Ленсовета родился проект решения, распространенный среди депутатов, о восстановлении прав депортированных из Ленинграда и области народов. Проект пока не стал, да и неизвестно, когда станет действующим документом, потому как все не находится у депутатов времени обсудить его. А говорится в этом документе, обращенном к Верховному Совету РСФСР, о необходимости отмены решений по насильственному переселению ингерманландских финнов, немцев и представителей других национальностей из города и области. Может показаться невероятным, но факт: никто пока не ОСУДИЛ жестоких актов, изданных в довоенное и военное время и направленных против многих тысяч российских граждан.

В апреле 1935-го вышел циркуляр Главного управления милиции НКВД СССР «Об очистке 22-километровой погранполосы от кулацкого и антисоветского элемента». Великое горе, плач и стон принес он всем приграничным землям страны. Только в Ленинградской области был буквально стерт с лица земли Куйвозевский финский национальный район. В 24 часа выслали свыше 22 тысяч человек... Цифра эта занижена, потому как в сводках УКГБ по Ленинградской области не учитывались дети, изгоняемые вместе с родителями. Зато абсолютно точны сведения иного характера: было заброшено без малого 100 населенных пунктов, прекратили существование 130 национальных сельских Советов, ликвидировано более 500 национальных колхозов, закрыты все национальные школы (только финских было 322). Тогда же и по тому же циркуляру упразднили интернациональный факультет в ЛГУ, кафедру финского языка в педагогическом институте им.Герцена.

По сей день перестройка не устранила этих вопиющих беззаконий, не восстановила исторических национальных образований Ленинградской области — Ингерманландии и Вепсии, которые декларировались еще мирным договором между правительствами РСФСР и Финляндии 14 октября 1920 года.

С началом войны разразился очередной раунд геноцида. 21 августа 1941 года появился приказ командующего Северным фронтом и начальника НКВД Ленинградской области № 0055/20262 «О выселении из Ленинграда и области социально-опасных лиц». В тот же день его подкрепило постановление Военного совета Ленинградского фронта «Об обязательной эвакуация немецкого к финского населения из пригородных районов Ленинграда». Этим же Военсоветом 9 марта 1942 года издается постановление № 00713 «О выселении из Ленинграда в административном порядке социально-опасного элемента». Таким «элементом» опять-таки оказались люди, принадлежащие к национальным меньшинствам.

Надо ли объяснять, что директивы тех лет не пылились, как нынешние, под сукном бюрократов и не служили пищей для анекдотов. Еще не успевала высохнуть роспись на приказе, как машина насилия с лязгом затворов устремлялась вперед.

Видимо, организаторы геноцида в какой-то момент и сами испугались содеянного, потому как решили подстраховать свои действия одобрением свыше.

«Совершенно секретно. Передано по ВЧ 29.08. в 10 часов.

Москва. Тов. Сталину.

Сообщаем, что нами принято решение о немедленном переселении из пригородов Ленинграда немецкого и финского населения в количестве 96.000 человек. Предлагаем переселение произвести в Казахстан — 15.000 человек, в Красноярский край — 24.000, в Новосибирскую область — 24.000, в Алтайский край — 12.000 и в Омскую область — 21.000. Организацию переселения возложить на НКВД. Просим утвердить это решение.

Молотов, Маленков, Косыгин, Жданов».

Вождь народов утвердил. А организовывать эти люди умели. Акция успешно была произведена за два дня — 26 и 27марта 1942 года через Ладожское озеро и далее под конвоем в товарных вагонах до места назначения. Об этих ленинградцах-блокадниках не принято вспоминать. Их не судили никаким судом, а стало быть, не было и реабилитации. Значит, на них не распространяется и положение о жителе блокадного Ленинграда… Впрочем, что там льготы, когда судьба 56 тысяч человеческих душ и поныне никому неизвестна!

О польском, латышском, литовском, эстонском населении, которое также выдворили из Ленинграда, ни в одном постановлении — ни единого слова. Неужели их депортировали просто так, «по устному распоряжению»?

Теперь мы знаем, что германское командование с территории оккупированной Ленинградской области вывезло в Финляндию примерно 70 тысяч ингерманландских финнов. Но вопреки всем и вся, большая часть из них — 60 тысяч — по окончании войны изъявило желание вернуться на родину, домой. На границе их уже ждали. Нет, не оркестры и не букеты цветов, а молчаливые шеренги караульных... Наивные патриоты были тут же погружены в специальные вагоны и без суда и следствия отправлены из неволи фашистской на новую, бессрочную каторгу...

На запрос депутатов Ленсовета начальник управления КГБ по Ленинграду и области А.Акурков в присущем этой организации лапидарном стиле сообщил: «В управлении КГБ СССР по Ленинградской области данных о массовых высылках граждан в период с 1929 по 1953 гг. по национальным признакам (кроме обязательной эвакуации в 1941-1942 гг. немцев и финнов) не имеется... Нормативных документов о ликвидации в Ленинградской области национально-территориальных, национально-экономических, политических и культурных образований не имеется».

Ну что тут скажешь! Остается напомнить генералу от КГБ А.Акуркову, что, помимо уже приведенных выше документов есть и другие. Их авторы в славе и почете давно упокоились в Кремлевской стене, а документы живут...

Я имею в виду постановление Совета Министров СССР от 7 мая 1947 года и приказ МВД СССР от 21 мая 1947 года, на основании которых местные органы внутренних дел в течение 24 часов высылали за пределы Ленинградской области всех ингерманландских финнов, вернувшихся после войны в свои дома.

Формально все еще не отменен Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1948 года «О выселении в отдаленные районы страны лиц, уклонявшихся от трудовой деятельности» и вторящее ему постановление Совмина СССР от 3 июня 1948 года в части, касающейся повторного выселения из Ленинграда под видом тунеядцев всех лиц, возвратившихся из ссылки.

Мне лично каждый подобный документ напоминает «уснувшее» до поры взрывное устройство. А ну как в роковую минуту ему прикажут исполнить свой «долг»?

Может, КПСС в порядке законодательной инициативы выступит с предложением об отмене перечисленных и других подобных им нормативных документов, если даже исполнители в КГБ о них «подзабыли»? Ведь количество таких «подзабытых», но изуверских по своей сути законов и распоряжений, куда больше того, что я назвал. Боясь ошибиться, я взял лишь те, что названы в проекте решения Ленсовета. Но даже от этой «малости» мороз по коже пробирает. И вот о чем подумалось: может стоит нашим уважаемым депутатам в Верховных Советах страны и республики провести обстоятельную ревизию всего того, что «наработали» их предшественники? Не откладывая надолго.

В.ПОПОВ,
обществ, корр. «Труда»
Ленинград

Распоряжение МВД СССР от 23 апреля 1954 г. сняло ограничения связанные с принудительной эвакуацией.


/Документы/Публикации 1990-е